Личный архивЛичный архив

Поиски себя привели в киношколу

— Руслан, я знаю, что ты много лет занимался каратэ, был выпускником спортшколы для одаренных ребят, и вдруг — киноискусство? Почему решил стать оператором-постановщиком?

— После школы я долго не мог определиться: чего хочу в этой жизни. Однако не стал выбирать компромиссное решение — не пошел, как некоторые, абы куда учиться. Я много чего перепробовал: работал в охране, тренировался, занимался ювелирным делом… Всё не то, не моё. Был в постоянном поиске, пытаясь понять, по какому пути двигаться дальше.

— О кино мечтал?

— Мысли возникали: иногда представлял, как я сижу за монтажом… Но учиться здесь было не у кого. Однажды встретил ребят — авторов интересного клипа. Очень понравилась их работа. Посмотрел я этот клип и понял: хочу тоже снимать такое. Можно сказать, они меня вдохновили. Начал зондировать тему. И так звезды сошлись, что моим соседом оказался Вадим Галактионов — он жил раньше этажом ниже, пока в Москву не уехал. Творческий парень, когда еще студентом был, много здесь роликов рекламных снимал. Можно сказать, первопроходец в этом направлении. Написал ему в соцсети, он порекомендовал поступить в Московскую школу кино. Вадим первый из Благовещенска, кто там отучился, я — второй. 

— Почему не ВГИК?

— Многие задают такой же вопрос. Чтобы стать профессионалом в области, которую выбрал я, не обязательно пять лет отдать вузу. Операторскому искусству я учился у Ильи Викторовича Демина. Это величина! Президент гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России. У него огромная фильмография, работал с такими известными режиссерами как Тодоровский, Хотиненко… Мастер. И человек хороший. Илья Викторович своим студентам дает настоящие знания, делится опытом, направляет потом на большие площадки. 

— Куда тебя направил? 

—  Благодаря ему я оказался на съемках сериала «Анна К» по роману Толстого «Анна Каренина», работу над которым тогда начинал стриминговый ресурс Netflix. Событие уже само по себе историческое, потому что это первый заказ американской платформы в России. Там я приобрел отличный опыт, связи и уже стал углубляться в эту индустрию. Это момент в моей жизни какой-то сказочный. Я к тому времени уже полтора года отучился в школе кино, оставалось полгода учебы. Однажды задержался после занятий и заглянул к Демину в кабинет. Спросил: «Илья Викторович, я хотел бы попасть на практику». А он словно бы меня ждал. Говорит: «О, вот ты и пойдешь!» Направил меня к Михаилу Хасая. Он был оператором-постановщиком фильмов «Вторжение», «Один день Ивана Денисовича», «Притяжение», многих прекрасных клипов, а тогда снимал как раз сериал «Анна К». 

В команде у Михаила Хасая

—  И по рекомендации Демина он взял вас в свою команду?

— Не сразу. Месяц мы работали удаленно. Сначала Михаил Хасая проверял, какая у меня насмотренность (есть такой термин у операторов), проверял, насколько оперативно я способен выполнить его задания.

 — Что это были за задания?

— Нужно было найти референс, например, по камере, по движению камеры, по склейке… Какой кадр можно по такой сцене сделать, по другой… Одну и ту же сцену можно снять как минимум пятью вариантами. Освещение, построение композиции, перемещение актеров, то есть разводка мизансцен. Многие люди, далекие от киносъемочного процесса, не знают, что в кино всё продумано заранее. Им кажется, что камеру поставили — и актеры сами ходят. Ничего подобного! Параллельно я знакомился со сценарием.  Потом у меня еще было два дня тестов в павильоне перед съемками. Они начались в июле 2021-го. Я посещал все смены. Постепенно вливался в команду.

«Как и многие, я думал, что кино — это какой-то другой мир, фантастический, просто так туда попасть невозможно. Даже в голову не приходило, что это может стать моей профессией».

Трудно ли было? Не то слово. Ты, студент без опыта, пришел на большую площадку, где работают настоящие профессионалы, которые не просто живут кино, они пропитаны этим. Учился всему, начиная с того, как правильно задавать вопросы, чтобы тебя понимали. Постоянно должен быть весь во внимании: от усталости можешь задеть декорацию, что-то может упасть и разбиться. Любая ошибка может стать последним твоим съемочным днем на площадке

«Как я чуть не завалил декорации»

 — Когда тебе камеру доверили? 

— Только через два месяца представился такой случай. И здесь тоже без чуда не обошлось. Когда еще только моя практика началась, Михаил Гурамович сказал: «Руслан, сначала ты должен научиться обращаться с интеркомом». Это гарнитуры, которые носит вся операторская группа и гафер (бригадир осветителей — «светиков», как их все называют). Меня назначили ответственным за интерком. Это была моя дополнительная прокачка. Я носил на себе постоянно радиопередатчик, который покрывал весь радиус местонахождения съемочной операторской группы. Вовремя менял батарейки, чтобы все постоянно были на связи. Слушал все разговоры. Первое время не всегда понимал, о чем говорят. Потом освоился и не заметил, как сам стал разговаривать со всеми на одном языке.   

«Пытаюсь залезть на столб, отталкиваясь для упора от второго, и вдруг он начинает крениться в сторону. Тут до меня дошло: это же декорация!»

Шел третий месяц практики. Третья подряд ночная смена. Работать ночами всегда сложно: холодно, голодно и всё такое. И вдруг в какой-то момент связь начала тупить — помехи какие-то.  Вижу два высоких столба. Решил забраться повыше, чтобы радиус охвата сигнала был дальше. Подхожу, пытаюсь залезть на один столб, отталкиваясь для упора от второго, и вдруг он начинает крениться в сторону. Тут до меня дошло: это же декорация! Она была выполнена настолько художественно, что я даже этого не понял — принял за настоящий столб. Из меня будто душа вышла. Слышу голос внутри: «Будь внимателен». Это был сигнал, который ударил по «шапке». Столб чудом устоял, и никто ничего не заметил. Связь я наладил, но коленки дрожали. Тот день мог стать для меня последним на съемочной площадке, но неожиданно стал самым счастливым — меня впервые допустили к камере.

Уроки Мастера

— Так ночь же была?!

— Ну да. В конце смены, уже на рассвете, Михаил Гурамович говорит: «Руслан, иди за камеру».  Я подумал, что ослышался, переспросил. А Хасая: «За камеру, за камеру!» Я быстро собрался: там была нижняя точка, кадр снял. Съемочная команда меня похвалила: надежды оправдал. После смены все собрались возле камервагена (специально оборудованный автофургон с операторской аппаратурой). Ребята сказали мне много приятных слов. Я понял, что стал частью команды. Домой ехал страшно уставший, но окрыленный.  С той ночи меня всё чаще допускали к камере, а в какой-то момент Хасая доверил снять целую сцену. Волшебное состояние было: не мог поверить, что это реальность.

— Какие съемки больше всего отложились в памяти?

— Съемки на ипподроме. Михаил Гурамович погружал меня в такие моменты, проверяя, смогу ли я оправдать его ожидания. Приходилось снимать разные по своему функционалу сетапы, то есть на разных камерах. Например, когда камера прикреплена на машину. Или я снимал на коптер. Было много возможностей проявить себя. В принципе, всё получилось. А главное, приобрел опыт и нашел своих людей.

МАЛЕНЬКАЯ РЫБКА СРЕДИ АКУЛ

«Вы пишете обо мне, а я больше хочу поделиться тем, какие люди встречаются на моем пути. Это словно какое-то волшебство. Когда ты живешь по совести, стараешься больше добрых дел делать, к тебе все потом возвращается. Процесс бумеранга в жизни действительно существует», — говорит Руслан Гапич, не переставая удивляться цепочке встреч и событий в своей судьбе, которые приближают его к мечте.

«Мне в жизни очень сильно повезло попасть к таким профи»

— Руслан, а что с сериалом «Анна К»? Когда он выйдет на экраны? 

— Netflix — это же американская платформа, и сейчас из-за известных всем нам событий на Украине, специальной военной операции, возникли проблемы: некоторые российские фильмы попали в черную дыру неизвестности. Монтаж сериала идет. Я думаю, что в любом случае он на экраны выйдет. Потому что бюджеты на его производство затрачены огромные — сотни миллионов долларов. В любом случае это был бесценный опыт работы в команде. Считаю, мне в жизни уже очень сильно повезло, что я попал к таким профи. Михаил Хасая — глубокий, духовно развитый человек. Он многое дал мне на съемочной площадке.

— Поддерживаете отношения с мастером?

— В мае он приглашал меня на день рождения. Там была вся команда. Я счастлив, что обрел таких людей в жизни, которые являются для меня большим примером. Рядом с ними я ощущаю себя маленькой рыбкой среди акул. Мой путь операторский, по сути, только начался. Учусь у них понимать кино по-настоящему, учусь думать камерой. А с Михаилом Гурамовичем по сей день сотрудничаем: он дает возможности мне и за камерой попрактиковаться, и подзаработать. Есть в нашей профессии такое понятие, как «халтурки» — какие-то трансляции или что-то для шоу снимаем, для «Ютьюба». Творчество не всегда бывает с деньгами, нужно как-то жить.

Рекламные ролики для МТС

— Чем сейчас занимаетесь?

— Михаил Хасая несколько лет снимает рекламные ролики для компании «МТС». Они отличаются большим объемом графики, сложной световой схемой. Сейчас он пригласил меня поработать вместе с ним над новым клипом в роли камермэна. Он работает на плейбэке с режиссером, а я непосредственно за камерой. Съемки будут 4 и 5 июля.

—  Что самое трудное в профессии кинооператора?

—  Все трудно. (Смеется.) Операторское дело — это единственное направление в киноиндустрии, в котором твоя профессия связана и с творчеством, и с «железом». Много различных конструкций, нужно филигранно знать все технические нюансы, понимать, как с этим работать. Порой очень непросто. Работа требует огромных сил физических и душевных, грандиозного терпения. Бывают натурные съемки: холодно, зима или осень, дождь идет, а тебе надо снимать.

Я понимаю, что должен пройти этот путь. Когда люди смотрят на снятое тобой изображение, никого не интересует, что погода на съемку повлияла или камера как-то странно себя повела. Никто это не будет учитывать. Но ошибки — тоже опыт, а я по жизни своей ученик. «Совершенству нет предела» — это понятие из каратэ. Я его когда-то взял за основу, и чем бы ни занимался, стараюсь развиваться. Еще надо много потрудиться, чтобы прийти к чему-то, заявить о себе. Однажды и у меня будет операторский дебют. Я в это верю, к этому иду, и всё, в принципе, получается.

Режиссерский дебют в документальном фильме «Жизнь — карате»

«Я смог стать тем, кем стал сегодня, во многом потому, что занимался каратэ и прошел школу учи-дешей», — благодарен Руслан Гапич своим тренерам и главному духовному наставнику, шихану Анатолию Фесенко — создателю и руководителю амурской корпорации киокушинов, отметившей недавно тридцатилетний юбилей. Молодой оператор-постановщик снял документальный фильм «Жизнь — каратэ», закрытый показ которого состоялся в начале июня.

— Я и сегодня придерживаюсь духовной политики Анатолия Витальевича, который вырастил не одно поколение спортсменов. Многие мальчишки, такие же как и я, благодаря ему стали настоящими людьми. Он создал в додже (так называлась наша спортивная школа) такие возможности для развития детей, какие нам родители не могли создать. Всегда мечтал снять фильм о своих тренерах, потому что понимал: какая это сильная духовность. Столько лет в себе это носил. Время пришло, — улыбается амурчанин, готовый часами говорить о каратэ, духовном воспитании, потому что жил этим много лет.

 

«Однажды и у меня будет операторский дебют. Я в это верю, к этому иду, и всё, в принципе, получается».

Сценарий, монтаж — он все сделал сам. Этот фильм еще и режиссерский дебют Руслана.  И экспромт удался. Амурчанин признался: когда приступил к монтажу, настолько был поглощен этой работой и так глубоко погрузился в атмосферу пережитого когда-то, что месяц провел практически в уединении.

— Я вспомнил свой распорядок дня, когда был учи-дешей. А вставали мы всегда в 5.45. Сразу построение, ритуал выполняли определенный, потом тренировка, уборка территории, только потом завтрак, и мы шли в школу. При всем при этом мы сами себе накрывали столы, один из нас был дежурным. Нас приучали к труду, чистоте: две уборки каждый день — утренняя и вечерняя. Если тройку в школе получил, после построения на отбой у тебя дополнительное отжимание или стойка на кулаках.  Дисциплина была железная, — вспоминает Руслан. — «Черный пояс» зашел, стоишь по струнке, громко говоришь приветствие. Воспитывалось уважение к старшим, уважение к тем, кто добился всего своим упорством и трудом. Сегодня, когда мне тяжело, я всегда вспоминаю нашу школу учи-дешей. Потому что так, как было сложно там в какие-то моменты, мне не было сложно нигде и никогда. Даже на съемочной площадке, где порой приходится работать по несколько ночных смен подряд. ТАМ мы становились личностями. И это не вымышленная история — это жизнь, о которой мне захотелось рассказать всем в своем документальном кино.

По словам автора, фильм еще «сыроват», его надо дорабатывать. После съемок рекламы сотового оператора появится «окно» и возможность снова прилететь в Благовещенск.

—  Хорошо, что материал отлежался. Посмотрел на свою работу со стороны, как зритель, и вижу разные нюансы, пробелы, которые нужно закрыть. На мой взгляд, не хватает архивных фото и видеокадров, как наши ребята из никому не известного города Благовещенска, который находится на пограничной реке с Китаем, выступали в 90-е и 2000-е на мировых чемпионатах. Такой материал есть, надо искать. Еще планирую вместе с амурскими каратистами съездить на сборы в Ливадию. Боевое искусство, море, уединение с природой... Хочется внести в фильм больше стихии, философский смысл. Думаю, эти съемки в Ливадии станут завершающим аккордом.

 

«Прожив несколько лет в Москве, я понял: наш Благовещенск — уникальный город. Я так говорю не потому, что это моя родина. Люди здесь интересные, духовно более развитые, людские взаимоотношения играют важную роль. В Москве этого нет. Там в приоритете только работа и деньги. Людей, с кем можно найти общий язык и пообщаться просто по душам, — единицы. Там все подчинено одному правилу: повышать свой профессионализм, ставить цели, которые нужно доводить до конца — все ради успеха. Каждый приезд домой — как глоток свежего воздуха», — говорит Руслан Гапич.

 

Возрастная категория материалов: 18+