«Все шло одно к одному»
— В вашем городе это второй храм. Значит, была потребность у людей?
— Конечно. На большие праздники люди в старом храме помещались уже с трудом. И местоположение не очень удобное, окраина города, — из Суражевки, Ударного приходилось добираться с двумя-тремя пересадками. Храм должен быть в центре города, чтобы был доступен всем. — Как создавался храм? На пожертво‑ вания прихожан, или нашлись меценаты? — Скажу так: если бы не поддержка руководства Газпрома, храм строился бы гораздо дольше. Знаете, сейчас вспоминаю всю цепочку тогдашних событий. У Бога ведь случайностей не бывает, и всё шло одно к одному. Еще в 1999 году, я тогда только-только был поставлен настоятелем, как-то проезжал мимо этого места и подумал: вот где надо бы храм поставить. Место прямо напрашивалось.
— А здесь что‑то было, или стоял пустырь?
— Раньше здесь стояли четыре барака, фактически непригодные для жилья. Людей расселяли по программе переселения еще до того, как началась наша история с храмом. А вон там, на самом обрыве, строился коттедж, но успели возвести только стены: хозяин умер и всё застопорилось. В 2004 году к нам пришла жена покойного и предложила купить участок. Я сразу же за эту возможность ухватился. Построили на том месте часовню, оборудовали и стали проводить службы. Ходили крестным ходом сюда от старого храма. Так потихонечку и забил родничок молитвы. А потом руководство города пошло нам навстречу с оформлением участка под храм. Эпопея была та еще, ведь бараки оказались бесхозными, с каждым приходилось разбираться отдельно. Но ничего, главное — всё разрешилось благополучно. И, вы не поверите, только начали заниматься расчисткой участка, приступили к геодезическим работам, к нам в город пришел Газпром. Решили обратиться к ним.
Люди, объединенные общей идеей
— Сразу нашли взаимопонимание?
— Да. Алексей Борисович Миллер поддержал нас сразу. Сказал, Свободный — город с большими перспективами, ему обязательно нужен хороший храм. Большую помощь оказал Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. Они много сделали для своего города, но, кроме Петербурга, активно работают и в регионах. Возглавляет фонд замечательный человек Илья Николаевич Козлов. Он заинтересовался нашими планами, идеями и предложил помощь. Это было еще одно Божье чудо. Ведь в команде фонда работают люди, объединенные общей идеей — историки, искусствоведы, археологи, архитекторы, реставраторы, иконописцы.
— Да, ваш храм сразу привлекает внимание еще и необычной архитектурой.
— У нас изначально был свой проект, на тот момент незавершенный. Но фонд предложил три уже готовых на выбор. В их конструкции учитывалась возможность привязки к конкретной местности.
— Почему выбрали именно этот?
— Автор проекта — известный архитектор Андрей Анисимов. Здание храма выполнено в пcкoвo-нoвгopoдcкoм стиле в соответствии с традициями северного зодчества допетровской Руси. Казалось бы: где Новгородчина и где мы? Но не всё измеряется расстояниями — здесь всё глубоко символично. Поскольку мы находимся вдали от исконной, коренной Руси, нам нужен именно такой храм — в старорусском стиле. — Духовная скрепа? — Можно и так сказать. Мы как бы повторяем на деле исторические слова, сказанные графом Муравьевым-Амурским: земля Амурская была, есть и будет русской. А наш храм — знаковый символ.
— Прихожан стало заметно больше?
— Да, приходят и местные, и те, кто здесь в командировке на стройках Газпрома и Сибура. Я заметил: жители западных регионов более расположены к церкви. А у нас ведь тут зачищалось всё под ноль. В Благовещенске было до революции 16 храмов! Шадринский собор снесли — надо было додуматься. Не нужен храм, сделайте там библиотеку, планетарий — что угодно, но зачем рушить-то красивейшее здание? Это же архитектурный шедевр. Был…
— Среди строителей газовых заводов есть сербы — они православные, к тому же так далеко от родины. Приходят в храм?
— Сербы приходят, обычно их много по праздникам. У них есть национальные православные праздники, очень почитаем в Сербии святой Савва — как у нас Сергий Радонежский. Мы специально организуем для них службу в честь их святого.
«Чин праведных воинов»
— Отец Валерий, храм официально открылся 25 февраля. Дата для нас, россиян, знаковая. Молитесь за наших воинов?
— А как же! Церковь всегда молилась о русском христолюбивом воинстве. Господь же сказал: нет больше той любви, как если кто положит душу за други своя. А именно военные первые эту заповедь исполняют, у нас есть даже чин праведных воинов. Это наши, русские воины, которые в любой ситуации сохраняют, как у нас говорят, христианскую трезвость по отношению к врагам. У нас это всё от наших духовных ценностей идет, от веры православной. Мы всегда остаемся людьми.
— Нам рассказывали горожане, что здесь так легко дышится, такая светлая аура. Да мы и сами заметили: к вам постоянно идут люди просто по двору погулять, много молодых мам с колясками.
— А доброе место своей красотой привлекает. Наш храм стал доминантой не только в духовном смысле, но и в архитектурном.
— Храм в честь мученика цесаревича Алексия — восстановление исторической справедливости?
— Да. Но у нас в храме восстановлена еще одна историческая справедливость. К сожалению, в городе никак не увековечено имя основателя — Николая Львовича Гондатти. Поэтому на одной из фресок есть изображение Гондатти и соответствующая подпись.
— В церковном дворе есть большая детская площадка. Ее специально здесь построили?
— Да, строили с помощью Газпрома, но и наш вклад там есть. Приходит много молодых семей, а детям трудно выстоять спокойно всю службу, поэтому родители по очереди ходят с ними на площадку. Да и в те дни, когда служб нет, приходят с ребятишками.
— Вы говорите, возврат к истокам, к вере заметен. Но ведь тут многое зависит и от настоятеля, от его харизматичности, умения человека убедить, успокоить, помочь принять трудное решение.
— Люди идут к любому священнику. И если он честно исполняет свое служение — даже если он не окончил семинарию, но господь дал ему дар слова, — он умеет сказать то, что человеку нужно услышать. А иной раз видишь, что твои слова ничем не помогут. В таких ситуациях говорю: давайте вместе помолимся. Кто-то из родных болеет — помолимся за здравие. Потеряли близкого, трудно прийти в себя, не может человек сам справиться с горем — вместе помолимся, не спеша, за упокой. И человек успокаивается, обретает утешение, даже когда мы с ним просто посидели рядом на скамейке. Как говорил наш патриарх, к пустому колодцу люди не ходят. А если они, несмотря на долгие годы навязывания безбожия, обретают веру и приходят — значит, находят здесь ту живую воду, которая позволяет утолить жажду духовного очищения, обновления.
— На исповеди много ходит?
— Работы хватает, скучать не приходится. Понимаете, слово священника поддержано самой церковью с ее традициями служения истинному. А это века великих свершений, подвигов, это большая духовная сила.
Возрастная категория материалов: 18+
«У Бога ведь случайностей не бывает.»
ЕСЛИ ЭТО ТАК, ТО И СОВЕТСКОЕ «БЕЗБОЖИЕ» — НЕ СЛУЧАЙНО? ТОЖЕ — ПО БОЖЬЕМУ ПРОМЫСЛУ?
О чём хочу сказать. Если проводить дискуссии ПО-ЧЕСТНОМУ, то надо быть в ладу с ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКОЙ. Иначе — ПУСТАЯ ДЕМАГОГИЯ.
— Nifashev Sergey