Ушел последний генсек
Умер последний генсек КПСС и единственный президент СССР Михаил Горбачев. В социальных сетях я написал по этому поводу единственную фразу: «Горбачев дал нам главное. Надежду…»
Аудитория вывалила на это предложение тонну негатива. Главное обвинение покойному — он развалил Советский Союз. Я в Советском Союзе прожил 23 года и очень хорошо помню закат той жизни. Убежден, что в развале СССР Горбачев совершенно ни при чем.
Навсегда осталось в памяти начало 80-х годов прошлого уже века. У меня перед глазами стоит немощный, смешной и жалкий «неустанный борец за мир» Леонид Ильич Брежнев. Я, будучи семиклассником, был награжден путевкой в поднебесье советского детства — Всероссийский пионерский лагерь «Орленок». На обратном пути из Сочи в Благовещенск группу амурских «орлят» неожиданно привели на торжественную демонстрацию 7 ноября 1982 года. И не просто привели, а построили рядом с трибуной мавзолея. Брежнева я разглядывал во все любопытные глаза. Он был синий и еле-еле стоял на ногах.
«Мам, а Брежнев скоро помрет!..» — первое, что выпалил пионер Ярошенко, вернувшись домой.
— Ты что такое говоришь?! Война сразу начнется, — всплеснула руками мать.
На второй день после моего возвращения на мутном экране нашего черно-белого «Рекорда» заиграли «Лебединое озеро». Генсек Брежнев умер…
Помню «андроповский» 1983 год, когда людей из очередей и кинотеатров выводили бдительные дружинники. Помню год 1984-й и генсека Черненко, которого водили под руки. В воздухе стоял запах смрада. Разлагалась большая страна. Власть большую часть денег кидала на укрепление мира в Афганистане, совсем забыв, что гражданам хочется кушать и необходимо одеваться.
Март 1985 года. У руля жизни встал моложавый, бойко говорящий, хоть и с речевыми ошибками Михаил Сергеевич Горбачев. Его смотрели по телевизору намного больше, чем любое сегодняшнее ток-шоу.
«Перестройка», «гласность», «новое мышление», «ускорение» — эти невиданные слова и понятия для зачумленного идеологией советского человека казались чистейшим кислородом и широко распахнутым окном в закрытый мир.
Горбачев дал нам главное — надежды! Большинство из которых, конечно, не сбылись. Но это уже не его вина, а цепь закономерностей: от ментальных до стратегических и не просчитанных. Советский Союз к тому времени был уже колосом на глиняных ногах. Вранье зашкаливало.
Ошибок у него тоже было немало. Как говорится, задним умом они особенно отчетливо видны и выпуклы.
Газетным передовицам и информационной программе «Время» верили все меньше и меньше. Магазины сверкали пустыми полками…
На всю жизнь запомнил, как в деревне моего детства метко называли ассортимент сельмага: «Две звезды в халате, скумбрия в томате…» Слово «звезда» было другим, схожим по конструкции…
Самый ядовитый, самый сложный вопрос — национальный — затлел бикфордовым шнуром, а затем и заполыхал кровавыми заревами. Я до сих пор так и не понял, как можно держать в одном доме туркмена и эстонца, например? Это же два разных мира! Два параллельных полюса жизни.
Горбачев закончил застаревшую и бессмысленную войну в Афганистане. В 1989 году советские войска наконец-то вышли оттуда.
Он дал свободу Европе, позволил соединиться немецкому народу. Закончил многолетнюю и тревожную холодную войну. Он был миротворцем.
Ошибок у него тоже было немало. Как говорится, задним умом они особенно отчетливо видны и выпуклы.
Одна антиалкогольная компания чего стоит.
Полагаю, что Горбачев страдал болезнью всех вождей. Он до конца не понимал истинного отношения к себе в обществе.
Благодарен Михаилу Сергеевичу за главное — за его желание и попытки изменить нашу жизнь в лучшую сторону. За те глотки свободы, которые он давал нам всем.
Повторюсь, самая моя большая и вечная благодарность — за подаренную надежду! За свежий ветер перемен, который неожиданно ворвался в ту нашу густую затхлость жизни.
Парадокс судьбы Горбачева: обожание сменилось на жуткую нелюбовь своего народа. Увы, это удел большинства реформаторов!..
Первую и самую ядовитую тонну народного гнева получила его покойная жена. Раису Горбачеву ненавидела большая часть женского населения нашей страны. Ей не прощали все: от стильных нарядов до цепкого и глубокого ума, от философского факультета МГУ до постоянного мелькания на телевизионных экранах. Мы привыкли, что у наших вождей жены-невидимки. Они были прозрачней моли, а тут «выскочка»!
Тот гнев чуть смягчился только после смерти супруги последнего генсека всего Советского Союза.
Полагаю, что Горбачев страдал болезнью всех вождей. Он до конца не понимал истинного отношения к себе в обществе. Он верил, он хотел верить в ту сладость, которую подносило ему трусливо-паточное окружение.
В 1996 году Горбачев баллотировался на пост президента России, результат оказался хуже некуда — 0,5 процента голосов избирателей. Он учредил партию социал-демократического толка, но ее закрыли по решению суда.
Увы, все предсказуемо…
В отставные годы Михаил Сергеевич много выступал с лекциями на западе, хорошо зарабатывал, местами был остроумен и даже афористичен. Чего стоит его знаменитая фраза: «Я вам отвечу по-горбачевски. Вы знаете, что это будет сложнее, чем простой ответ».
Он со всеми был на ты, любой разговор заканчивал неизменной фразой: «Ну, пока...»
Бог дал ему долгую жизнь и тяжелую старость. Много болел, месяцами проводил в больницах. Жил благодаря мастерству врачей. Так и говорил: «Доктора меня тянут из последних сил…»
Единственная дочь последние годы жила за границей, внучки тоже. В одном из последних интервью он вздыхал и признавался, что «…внучек не видит годами».
Мир предсказуемо одинаково откликнулся на его смерть. Соболезнования выразили большинство мировых лидеров — отставных и действующих.
«Я вам отвечу по-горбачевски. Вы знаете, что это будет сложнее, чем простой ответ».
Его страна отнеслась к его кончине неоднозначно. Для многих он уже забыт, другие его и мертвого полощут в тысячах злобных комментариях в интернете.
Очень часто последние вагоны земного бытия мелькают быстро и незаметно. И исключения здесь крайне редки.
Покойтесь с миром, Михаил Сергеевич. И спасибо вам за то, что были.
Знаменитые цитаты Михаила Горбачева
► «Лучше работать завтра, чем сегодня!»
► «Дайте я скажу то, что сказал».
► «Сталин — это человек весь в крови. Я видел его резолюции, которые пачками он подписывал вместе с Молотовым, Ворошиловым, Кагановичем и Ждановым. Это самая пятерка была инициативная».
► «За власть надо держаться по-умному».
► «Ну что, доигрались, мудаки?»
► «Пьянка была везде. И на производстве, и на кафедрах. Это я знаю по работе Раисы Максимовны».
► «Сколько сэкономили наша перестройка и новое мышление? Сотни миллиардов долларов для всего остального мира!»
► «Это надо было пройти. Любой вопрос возьмите: собственность, гласность, муж и жена или женщина и мужчина. Всё вот это и всё, что мы затронули — Горбачев виноват во всём. А так нельзя было оставаться».
► «Те же штаны, только мотнёй назад, как в народе говорят».
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 05.09.2022
Всяк человек живёт и выносит свои оценки происходящему сообразно своим убеждениям, миропониманию и мировоззрению. Вот два противоположных взгляда на нашу историю. 1. Сто лет назад большевики захватили власть под лозунгами справедливости, заводы рабочим, землю крестьянам. Ничего этого не случилось. Ни земли, ни заводов (государственный капитализм!), ни справедливости (миллионы ушли в эмиграцию, миллионы погибли). Система держалась на богоборческой коммунистической идеологии КПСС и аппарате ЧК-ГПУ-НКВД. М.С. Горбачёв убрал, притормозил эту сдерживающую от развала систему, и рухнули КПСС и следом за ним СССР. По другому и не могло быть. Система не реформируема. Китай здесь не пример. Китайцы другие, они — совсем другая цивилизация. И социализма у них нет, а точно государственный капитализм. И, кстати, что ждёт их впереди — это большой вопрос. Власть компартии у них тоже не вечная.
2. Вторая точка зрения, левая. Коммунистическая — социалистическая, от упёртых большевиков — ленинцев до либеральных социал-демократов. Для них развал СССР — дело случайное, предательство! Блажен, кто верует в рай на земле.
Можно ли примирить эти взгляды? Никогда. М.С. Горбачёв вольно или невольно поспособствовал тому, что случилось, и завоевал своё место в истории навечно.
— Порфирий Петрович РаскольниковВнимательно прочитал. Автор имеет право на СВОЁ МНЕНИЕ. Он его, это мнение, и высказал. И всё бы хорошо, только автор нигде не подчеркнул, что это — ЕГО СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ. Нет, рубит КАТЕГОРИЧЕСКИМИ фразами... Вот, мол, вам самая-рассамая правдивая правда. И про СССР, и про общественную атмосферу того периода, и про Брежнева, и про Черненко, и про КПСС, и про Горбачёва.
Я бы остерёгся выступать в роли такого всезнающего эксперта, такого категорического оценщика. А именно: то и дело подчёркивал бы, что «как я думаю...», «насколько понимаю...» Не претендовал бы на судью в последней инстанции. На всеобъемлющего знатока.
Относительно моей оценки личности М. С. Горбачёва и его исторической роли. Всё это часть моей зрелой уже жизни. И я очень хорошо понимаю, что КПСС тогда играла роль своего рода корсета, стягивающего во многом проблемное тело многонационального государства. И что-то надо было делать внутри самой КПСС, но никак не разрушать её! Горбачёв же запустил процесс, который в итоге уничтожил и руководящую роль КПСС, и, как следствие, привёл к крушению само государство — Советский Союз. По другому поступили в Китае: сохранили руководящую роль Коммунистической партии Китая. Не убрали этот стягивающий корсет, эту опорную конструкцию. И стали проводить «рыночные» реформы. Результаты — налицо.
Субъективное чувство свободы — и целостность, само существование государства, СССР... Можно ли было это совместить? Не знаю. А пока — свобода (какая-то), вроде бы, есть. А государства — СССР — нет. Такое, значит, моё СУГУБО СУБЪЕКТИВНОЕ мнение.
— Nifashev Sergey