Тайна мистера Спика: репортер «Амурской правды» спустя 100 лет стал героем выставки областного музея
Общество«В Благовещенске в начале прошлого века выходило множество газет, и они боролись за читателя хлесткими, порой скандальными материалами», — рассказывает профессор, заведующий кафедрой русского языка и литературы БГПУ Александр Урманов. Много лет он посвятил изучению жизни и творчества известного журналиста, поэта и сатирика Федора Чудакова, по крупицам восстанавливая не только жизнь конкретного человека, но и Благовещенска того времени. Одна из сюжетных линий привела его к Петру Спицыну — журналисту, который 100 лет назад работал в «Амурской правде». Уникальный личный архив репортера, поэта и фельетониста представили на новой выставке в областном музее. С творчеством и жизнью коллеги из прошлого столетия познакомилась и «Амурская правда».
Посетителей экспозиции встречают номера газет прошлого века — на их страницах имена и факты. Копнуть глубже — и открывается огромный пласт жизни Благовещенска сто лет назад. Ниточка за ниточкой имена превращаются в личности, а факты — в картину дня. Так случилось и у Александра Урманова. Углубленно изучая жизнь Федора Чудакова, он познакомился с Петром Спицыным — еще одним творческим журналистом Приамурья.
— Уже после выхода в 2020 году в Москве двухтомника о Федоре Чудакове по электронной почте на мое имя пришло письмо — от внука Петра Спицына, который живет во Владимире, — рассказал начало истории выставки Александр Васильевич, став гидом на открытии экспозиции. — Он сообщил, что от деда у него сохранился альбом, в котором есть фотография амурских журналистов — на ней восемь человек. Было подписано, что среди них есть Федор Чудаков. Внук вбил это прежде неизвестное ему имя в компьютерный поисковик и так вышел на мои статьи об «амурском Саше Черном», написал мне, у нас завязалась переписка. До этого я слышал о Петре Спицыне: что он был журналистом и поэтом, но что они были близки с Чудаковым, не знал. Хотя знал стихотворение Чудакова «Ночью», посвященное мистеру Спику. Я раньше думал, что это англичанин какой-то — а, оказывается, Спик (в латинской транскрипции Spic) — это подобие литературного псевдонима Петра Спицына, производное от его фамилии.
— И главная ценность — этот фотоснимок, — показывает Александр Урманов. — На нем журналисты нескольких благовещенских изданий: «Эхо», «Амурский листок», «Амурский пионер» и «Амурский край». Благодаря снимку удалось увидеть людей, лица которых до этого дня были неизвестны. Например, знаменитого в 1910-е годы фельетониста Евгения Александрова, который подписывался псевдонимом Бурхан, таких видных газетчиков, как Александр Хворов, Георгий Артюхов. Большую ценность представляют и снимки начала 1920-х годов, на которых запечатлены сотрудники «Амурской правды». На одном из них мы видим поэта Георгия Насыпайко — он известен на всем Дальнем Востоке, но до этой фотографии мы не знали, как он выглядит — на снимке он стоит рядом с Петром Спицыным.
Детектив из жизни
Всё больше погружаясь в знакомство с новым именем, Александр Васильевич докопался до не самого приятного факта биографии журналиста. В 1911 году Спицын оказался замешан в криминальную историю, которая закончилась для него тюрьмой. Кстати, Федор Чудаков пытался предостеречь Петра в стихотворении «Ночью», ведь у него за плечами уже были сибирская ссылка, дерзкий побег и камеры нескольких тюрем: Чембарской, Пензенской, Красноярской пересылки и благовещенской «горки». Друзья печатно обменивались стихотворными посланиями, называя друг друга псевдонимами — Мисс Нелли (Чудаков) и мистер Спик (Спицын). На открытии выставки эти строки зазвучали — хлёстко и остро их озвучили студенты истфила БГПУ.
— Но Петр был человеком рискованным и все-таки ввязался в это дело. Это настоящая детективная история о том, как несколько газетчиков занялись подделкой китайских паспортов. Подробно о ней я рассказал в альманахе «Амур» выпуска 2020 года. Этот скандал широко освещался в амурской прессе, и я открыл эту историю внуку Спицына — он воспринял это болезненно. Но это факт, вырезать его из биографии невозможно, я видел свою задачу не в том, чтобы скрыть, а в том, чтобы разобраться в причинах: Петр Спицын был молод и неопытен, нуждался, хотел помочь ещё более бедному товарищу, поэтому и оступился. Но потом жизнь продолжилась, он стал прекрасным журналистом «Амурской правды», — отмечает профессор. — Таким образом собрался большой сюжет — целый пласт нашей культуры. Появились лица, история отношений, любопытные произведения.
С легкой руки Александра Васильевича архив, переданный внуком журналиста, представлен всем желающим в амурском музее. В экспозиции фотографии Петра Спицына — и не только личные и семейные. Так как Петр Ильич был фотографом, мы видим здесь и Благовещенск прошлого века, и лица журналистов, и литераторов. Также выставлены рукописные журналы начала 1920-х годов, в которых поэт делал зарисовки, карикатуры, писал стихи. Герои этих произведений — конкретные люди, чаще всего скрытые под известными их окружению прозвищами, и поэзия того времени — своеобразная летопись жизни.
— Нам иногда кажется, что «Амурская правда» в 20-е годы — это только официоз и казёнщина. На самом деле журналисты того времени — веселые и остроумные ребята. Они шутили, в том числе и над собой, и жизнь представляли отнюдь не в трагических тонах. Журналисты тогда общались, встречаясь в буфете, выпивая пиво и говоря на политические темы. Это отображено в творчестве Федора Чудакова, — показывает на размещенные на стенах фотографии и копии из журналов Александр Васильевич.
Еще один экспонат — макет первого тома поддержанной мэром Благовещенска Олегом Имамеевым серии «Из золотого фонда литературы Приамурья» (первые два тома должны выйти до конца 2022 года) — «Амурские лирики рубежа XIX—XX веков»: в этой книге представлены произведения десяти поэтов, в том числе и Петра Спицына.
Всего одно имя — и история амурской журналистики сразу оживает. Кроме архива Петра Спицына, в музее представлены наборы клише и литер типографий Благовещенска. С их помощью набирали и печатали текст в газетах того времени. Выставка будет интересна студентам, филологам, краеведам и тем, кто просто интересуется историей амурской журналистики и области.
Выставка «Листая старые страницы» в рамках проекта «Забытые имена» будет работать до 30 ноября. Со временем эта экспозиция появится на сайте областного музея в электронном виде.
Для справки
Пётр Ильич Спицын (1891—1944) работал в газетах: «Амурская речь» (1908—1909), «Эхо» (1909 — 24 июля 1910), «Амурский листок» (до мая 1911), «Амурский пионер» (июнь-июль 1911). С начала 1920-х был сотрудником «Амурской правды» (Благовещенск) и «Тихоокеанская звезда» (Хабаровск). В «Амурской правде» он печатался под псевдонимом Эмбер. В этот период он женился на Елене Виноградовой — выпускнице Алексеевской женской гимназии Благовещенска. Во второй половине 1920-х она жила в Свободном, в доме матери мужа (а он в это время — в Благовещенске, где трудился в «Амурской правде». — Прим. авт.). В самом конце 1920-х Петр Спицын перебрался в Свободный, став сотрудником газеты «Знамя коммуны». В 1935 году Спицын с семьей переехал в город Козьмодемьянск Марийской АССР.
***
Литературные тайны: амурский исследователь открыл творчество талантливого благовещенского писателя
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 25.10.2022
Добавить комментарий
Комментарии