Детыквезация
В конце октября прокатилась заметная волна истерик, направленная против празднования Хэллоуина. «Православные активисты обратились к властям с просьбой не праздновать Хэллоуин» — примерно такие заголовки остались в архивах новостных лент.
Читал и диву давался. Какое несочетаемое словосочетание «православные активисты». Сразу чувствуется типографский запах газеты «Правда»... Отдает духом бюро обкома и карательной «тройки» НКВД.
Несколько десятков амурских активистов написали гневное письмо к властям со сладко-ностальгическим требованием запретить иноземное непотребство в святой Руси. Среди противников — бывший журналист газеты «Самовар», а ныне священник Станислав Шевченко. Он любит публично поразглагольствовать. Не помню, чтобы было умно, зато всегда громко.
«С приближением западного праздника Хэллоуин в регионе многие торговые центры, заведения общепита и даже учреждения образования и культуры готовят номера, программы, концерты, утренники, которые посвящены извращённому культу смерти и вакханалии различной нечисти. По сути, это агрессивный антипраздник, который противопоставляется христианскому Дню всех святых, провоцирует в российском обществе социальную напряженность…» — уверен раб Божий.
А как же без социальной напряженности?! Без нее колер будет жидковат. Поэтому для пущей густоты он приплел сюда спецоперацию. В самом незатейливом стиле: люди рискуют жизнью, а у вас карнавалы.
Читаю на новостных лентах: истеричка в одном из супермаркетов Санкт-Петербурга испугалась украшений Хэллоуина и потребовала демонтировать витрину с тыквами. Дамочка блажила, что эта витрина оскорбляет ее религиозные чувства.
Религиозные чувства оскорбить может каждый, но никто и никогда не может оскорбить твою веру. Если она есть, конечно…
Один из главных упреков Хэллоуину — язычество и культ смерти.
Откуда у нас это вечное «запретить»?! От коммунистов, или еще раньше: от черных бань, курных изб и многовекового домостроя?
Товарищи православные активисты! Ничего запрещать не надо. Всё запретное, как известно, — сладко и вкусно. Вы живите, служите обществу и Богу так, чтобы люди 31 октября шли к вам, а не вырезали из тыквы фонари. Начните с себя, а не с будничных для вас запретов.
Как метко заметил драматург Евгений Агранович:
«Но многие ли помнят в наши дни:
Кто проповедь прочесть желает людям,
Тот жрать не должен слаще, чем они…»
Товарищи православные активисты! Когда в ваших рядах будет больше веры, а не религии, когда добрые дела будут побеждать шитое белыми нитками лукавство и откровенную глупость и уже привычное невежество — именно тогда большинство празднующих Хэллоуин пойдут к вам. Праздновать тыквенный спас, например.
Перечитал километры разных строк (светских и богословских), но так и не понял, чем опасна эта форма увеселения для России? Не понял.
— Хэллоуин — это игровая вещь, игровой сценарий. Психологи вам скажут: детям и подросткам нужен опыт преодоления своих страхов.
Один из главных упреков Хэллоуину — язычество и культ смерти. Во-первых и в главных, мы живем в светском государстве. Во-вторых, что немаловажно, в нашей стране множество верований и все они равны перед законом и прокурором. От православия до шаманизма. А что делать миллионам атеистов?
Так вот, вы не ровнее других. Как бы вам этого не хотелось.
В нашей культурной памяти множество праздников, вышедших из языческой древности. Полная обжорства и закачивающаяся массовым сжиганием чучел Масленичная неделя чего стоит!
А упреки в культе смерти… Посмотрите в окно, у нас почти каждый светофор ставят после того как перекресток уже обильно полит кровью.
«Пляски в масках!» — заходятся активисты. Чем это плохо? Все новогодние праздники —пляски в масках. Да еще в каких! Если дело так пойдет дальше, то не за горами запрет Нового года.
У компании истерик и запретов, бесспорно есть начало и разогревающее топливо, но самое печальное, что не видно у глупости конца и края. Как у революций, которые мы пережили.
Комментарий
Андрей Кураев, философ, богослов, автор учебника по основам православной культуры:
— Хэллоуин — это игровая вещь, игровой сценарий. Психологи вам скажут, что такие вещи нужны в культуре. Детям и подросткам нужен опыт преодоления своих страхов.
Самый простой способ преодоления страха — это его объективизация. Нарисуй на бумаге страшилище, которое тебя пугает ночью из-под кровати или из форточки. Возьми и нарисуй его. А потом порви этот листочек — и больше не бойся.
Вот точно так же и здесь. Нарядись в самого ужасного злодея, а потом пойми, что на самом деле это ты, а не злодей. Сорви с себя эти страшные одежды и спрячь их в далекую тумбочку. И больше уже этого никогда не страшись.
Вопрос — как с этим работать? Я против того, как это навязывалось в школах в 90-е годы, когда администрация в лице директорши школы начинала пояснять как праздновать Хэллоуин. Это было некрасиво.
Также некрасивы сегодняшние кампании истерик и запретов. Боюсь, что этим дело не закончится, дойдут до уголовных сроков и посадок для организаторов экспозиций, связанных с Хэллоуином.
Справка АП
Хэллоуин — современный международный праздник. Его традиции уходят во времена древних кельтов Шотландии и Ирландии. Название переводится как «вечер всех святых». Традиционно отмечают в ночь с 31 октября на 1 ноября.
Одним из атрибутов праздника стала тыква, из которой делают фонарь. На тыквенном боку вырезается гримаса, а внутрь помещается светильник. В этот день принято устраивать маскарады, гадать и выпрашивать сладости. На стол часто подают сладкое, а также праздничный хлеб с изюмом и виноградом.
Христианские конфессии по-разному относятся к этому празднику. Кто-то считает его шутливым карнавалом, католическая церковь разрешает его празднование в своих приходах. В православии Хэллоуин часто называют «празднованием пустоты» и «побочным признаком глобализации».
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 07.11.2022
Сергея Довлатова я процитировал, проверьте через поисковик... А что Ярошенко неприлично «заносит» в выражениях — дело его совести. Его интеллигентности. Фильтровать надо свои выражения.
Что до меня, то к Хеллоуину я абсолютно терпим. Пусть развлекаются. Род карнавала, ничего изуверского, хулиганского. Но готов принять и понять протесты, если это кого-то задевает. Каждый имеет право высказать своё мнение.
— Nifashev SergeyПрочитал. И — навеяло: «После коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов». Речь о нетерпимости, одержимости... Одинаково неприглядных с любой стороны в отстаивании какой-то «своей правды».
— Nifashev Sergey