Привычная «Ирония» под оливье
Мы знаем, что Рязанов подарил нам Новый год — в том виде, в каком мы к нему привыкли. Когда строгаем салаты, прячем в морозилку шампанское, расставляем нарядные свечи и накрываем стол, все равно одним глазком поглядываем на экран телевизора, чтобы услышать неподражаемые интонации Юрия Яковлева: «О, тепленькая пошла!» или: «Ну и гадость эта ваша заливная рыба!» И стараемся не пропустить момент, когда же придут Талызина с Ахеджаковой в смешных шапках, чтобы подпевать им «Вагончик тронется — перрон останется».
Стоило вспомнить чудесных Женю Лукашина, Надю, Ипполита, и тут же повеяло новогодней атмосферой! К слову, праздник уже скоро, а «Ирония судьбы, или С легким паром» (6+) — такая же неотъемлемая часть новогодних предвкушений, как елка и запах мандаринов.
«Карнавальная ночь» без нафталина
Но «Иронию судьбы» Рязанов снял в 1975 году, а до этого ее место занимала его же «Карнавальная ночь» (6+). В вырезанной из газеты телепрограмме, где было всего два канала (а телевизор ловил только один), время, когда должна была идти «Карнавальная ночь», не просто обводили кружочком, но рядом еще ставили жирный восклицательный знак, чтобы точно не пропустить.
Музыкальная комедия создавала новогоднее настроение идеально. Там было все: и юная красотка Гурченко с осиной талией и белой муфточкой в руках, и песенка про «Пять минут», завершающаяся боем курантов и бесчинством серпантина с конфетти, и лектор из «общества по распространению» — уморительной смешной Сергей Филиппов, и не менее смешной бюрократ Огурцов (Игорь Ильинский), попадающий усилиями молодой креативной команды в разные нелепости.
«Карнавальная ночь» и сегодня смотрится без ощущения, что ее вынули из нафталина. А ведь снял ее Рязанов — страшно подумать — в 1956 году! Еще и в космос не летали. После окончания ВГИКа и пяти лет в кинодокументалистике молодой режиссер устроился на «Мосфильм». Директор киностудии Иван Пырьев буквально заставил Эльдара Рязанова взяться за съемки музыкальной комедии. Дебют оказался ярким, а дальше что ни фильм, то событие.
Его герои — «маленькие люди»
18 ноября (он отметил бы в этот день свое 95-летие) телеканалы показывали рязановские фильмы, и это было испытание: попав под обаяние кинопоэтики режиссера, уже невозможно уйти, не досмотрев до финала. Будь то сто раз просмотренные и разобранные на цитаты «Гусарская баллада» (6+), «Жестокий романс» (12+) или «Старые клячи» (12+).
Его герои — «маленькие люди», живущие, как он сам формулировал, по каким-то высшим моральным нормам. Это и Робин Гуд советской эпохи Деточкин из «Берегись автомобиля» (12+), и Новосельцев из «Служебного романа» (6+), и музыкант Платон Рябинин из «Вокзала для двоих» (6+), и многие-многие другие.
Герои с обостренной внутренней деликатностью, при этом совсем не идеальные, иногда смешные, попадают в непростые жизненные обстоятельства (причем чаще всего сами их себе создают), а затем с честью из них выходят. Наверное, этим они и близки нам, и поэтому любимы, поэтому и вызывают фильмы Рязанова такое щемящее чувство сопереживания.
Оставил себя на память
Эпизодическая роль Э. Рязанова в фильме «Ирония судьбы. или С легким паром!», 1975 г.
А еще Рязанов начал использовать в своих фильмах такое явление, как камео, когда и слова-то такого в кинообиходе не было. Еще в 1964 году в своем фильме «Дайте жалобную книгу» (6+) режиссер впервые снялся в роли главного редактора газеты «Юность».
Кем он только не представал перед зрителями с тех пор — доктором на крыле самолета, откалывающим лед с заледеневшего мафиозо в «Невероятных приключениях итальянцев в России» (6+), трактирщиком-кондитером в трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово» (12+), астрономом с телескопом в «Забытой мелодии для флейты» (12+) или пассажиром самолета, соседом спящего Жени Лукашина по креслу, в той же «Иронии судьбы».
Как позже Эльдар Рязанов объяснял в книге мемуаров «Неподведенные итоги», ему просто хотелось понять, как чувствуют себя в кадре актеры, которых он снимает, поэтому и брал на себя небольшие эпизодические роли.
И как здорово, что Рязанов это делал — он оставил себя на память нам.
Возрастная категория материалов: 18+
...А ещё Эльдар Рязанов мне (наверное, и не только мне!) запомнился своим ярким высказыванием: « — Надавать съездюкам съездюлей и разогнать всю эту съездобратию!» Сказано было накануне расстрела съезда народных депутатов России в октябре 1993 года... Видимо, Ельцин воспринял это выражение Рязанова как чаяния русской интеллигенции...
Юлия, здравствуйте! Непростой он человек, Эльдар Рязанов...
— Nifashev Sergey