Какие-то они… не волшебные
Но мама только улыбалась и все равно покупала мне эти книжки — и тоненькие, и потолще. Ей почему-то нравились Виталий Бианки, Михаил Пришвин, Николай Сладков, Евгений Чарушин, и она с большим удовольствием читала их мне вслух. Хотя я и сама лет с пяти читала прилично.
Меня же больше привлекали сказочные животные, которые могли на равных разговаривать с людьми, совершать подвиги и творить чудеса, как Кот в сапогах, например, или веселая компания зверей в «Бременских музыкантах». Звери-персонажи в русских народных сказках тоже нравились. А вот истории про птиц и зверей из реального леса с комарами и крапивой вообще никакого интереса не вызывали. Несмотря на все увещевания.
Достоверно и с доброй улыбкой
На фото — иллюстрации художника Николая Чарушина к книге «Про птиц и зверей», издательство «Малыш», 1974.
Вся прелесть сказок Виталия Бианки по-настоящему открылась мне, когда начала читать его книжки вслух уже своему ребенку. Прозрачный и понятный язык, абсолютная достоверность — надо очень хорошо знать мир природы, чтобы так просто и доходчиво о нем рассказывать! В каждой строчке — огромная любовь к многообразию окружающего животного мира. И умение поведать эти истории не то чтобы с юмором, но с доброй улыбкой.
Классика — это «Как муравьишка домой спешил»: про то, как муравья унесло ветром вместе с листком дерева, и кто и как помогал ему вернуться в свой муравейник до захода солнца. Или история «Кто чем поет» — с помощью чего издают различные звуки жители лесов, лугов и болот, включая странную птицу выпь. О гнездах, дуплах и прочем птичьем жилье Бианки рассказал в истории о молодой ласточке, потерявшейся в лесу, после того как за ней погнался сокол (сказка «Лесные домишки»).
Чтение Виталия Бианки взрослыми глазами оказалось настолько увлекательным, что вслед за автором и сам невольно начинаешь пристально вглядываться — куда это там спешит муравьишка возле песочницы, где мы гуляли с ребенком? О чем хлопочут стрижи, проносящиеся по двору? И чьи это там клювики начинают выглядывать из гнезда, свитого на тополе?
Орнитологией увлекся на Алтае
На фото — иллюстрации художника Николая Чарушина к книге «Про птиц и зверей», издательство «Малыш», 1974.
Откуда писатель знал все птичьи повадки? Это стало понятно, когда я познакомилась с биографией Виталия Бианки (1894 — 1959). Она оказалась преинтереснейшая. Отец писателя, Валентин Бианки, был сотрудником Зоологического музея Академии наук и крупным ученым, заведовал в музее орнитологическим отделением. Семья жила в Петербурге, и сыновья Валентина Бианки тоже по пути исследования природы. Один стал энтомологом, второй метеорологом, третий, младший — писателем-натуралистом.
Виталий Бианки до революции успел окончить гимназию — в 1916 году его призвали в армию. Бурные годы перепахали его биографию. Он вступил в партию эсеров, из армии бежал и стал работать в Самаре в эсеровской газете. В связи с наступлением Красной армии поменял ряд городов, пока не обосновался в алтайском Бийске.
Там он преподавал в гимназии и изучал природу Алтайского края. В орнитологию он был вовлечен с детства, а на Алтае, где разнообразие пернатых очень велико, он обнаружил непаханое поле для исследователя. В Бийске Бианки начал заниматься литературным творчеством и создал музей, который сейчас носит его имя.
В литературу — по знакомству с Маршаком
На фото — иллюстрации художника Николая Чарушина к книге «Про птиц и зверей», издательство «Малыш», 1974.
В 1923 году Бианки вернулся в Петербург. В литературу попал, что называется, по знакомству — его одноклассником в гимназии был Илья Маршак, младший брат Самуила Маршака. В то время Маршак-старший организовывал детский альманах «Воробей», и ему нужны были талантливые авторы, создающие образовательно-воспитательную литературу. Виталию Бианки помогло как знание зоологии, так и по-детски открытое мировосприятие. Его сказки и рассказы сразу стали очень популярными.
Поскольку Бианки был эсером и «сыном личного дворянина», то его четырежды арестовывали (в 1925, 1935, 1937 и 1945-м годах), ему приходилось сидеть в тюрьмах либо отбывать ссылку. Однажды избежать сурового наказания ему помогла жена Максима Горького, которая возглавляла в СССР Фонд помощи политзаключенным.
Вайс — Бианки — Белянин
Интересно и происхождение фамилии Бианки. Его дед был родом из Швейцарии, а предки носили немецкую фамилию Вайс. Один из прадедов служил оперным певцом и решил перевести свою фамилию на итальянский для большего благозвучия. Вайс (белый) по-итальянски звучало как «Бианки».
Кстати, когда Виталий Бианки бежал из армии Колчака, потому что не хотел воевать ни за белых, ни за красных. А чтобы его не нашли, он изменил свою фамилию, переведя ее на русский — и стал Беляниным.
Не знаю, как вам, а мне, познакомившись с биографией этого удивительного писателя, вновь захотелось заглянуть в его книги. И, честно сказать, сейчас совершенно не понимаю, почему сказки Виталия Бианки не нравились в детстве.
На фото — иллюстрации художника Николая Чарушина к книге «Про птиц и зверей», издательство «Малыш», 1974.
Возрастная категория материалов: 18+
Юлия, здравствуйте!
О Вашей новой наработке — только положительные слова. Новых творческих удач!
— Nifashev Sergey