Накануне Дня защитника Отечества Александр Агарков получил медаль «За отвагу». Фото: В. ВоропаевНакануне Дня защитника Отечества Александр Агарков получил медаль «За отвагу». Фото: В. Воропаев

Врач в военной форме

Александр – врач-психотерапевт, когда-то он заведовал отделением неотложной наркологической помощи, сейчас преподает в медакадемии. Однако в спецоперации он участвовал не как медик, а как сотрудник одного из спецподразделений. Несколько лет назад ему предложили работу в правоохранительных органах, и он сменил белый халат на китель с погонами.

— В детстве я мечтал служить в милиции. Кумир моих школьных лет — Глеб Жеглов. Фильм «Место встречи изменить нельзя» пересматривал бессчётное количество раз. Знаю его наизусть. Однажды поспорил с друзьями, что смогу процитировать героев начиная с любого момента. Друзья включили запись одной из серий, наугад нажали «стоп», и я продолжил говорить за персонажей, — вспоминает Александр.

В том пари он одержал верх, однако после школы поступил не в школу милиции, а в медицинскую академию. В девятом классе, когда на уроках стали изучать анатомию, естественно-научный интерес перевесил желание расследовать запутанные уголовные дела.

И всё же мысль о том, что каждый мужчина в первую очередь защитник, не оставляла его в покое. Когда судьба дала шанс попробовать себя в роли сотрудника силовых структур, он им воспользовался.

— В медицине и военном деле немало точек соприкосновения. В здравоохранении существует триада: врач, больной и недуг. Исход болезни будет зависеть от того, сумеет ли доктор занять ведущую позицию, удастся ли ему достигнуть комплаенса (то есть эффективного взаимодействия) с больным. В силовых ведомствах репутация и авторитет командира — также залог успеха операции, — рассуждает Александр.

Клятва Гиппократа под артобстрелом

В июне прошлого года в составе отряда одного из спецподразделений Александр Агарков отбыл в зону СВО. В задачи отряда входило боевое охранение артиллерии и ПВО. Проявить мужество, которое потом было отмечено наградой, пришлось в первый день осени.

— Первого сентября в 6 утра, словно по будильнику, начался артобстрел. По рации нам сообщили, что среди десантников два «трехсотых». Дожидаться окончания обстрела было рискованно – раненые могли истечь кровью и умереть. Поэтому мы со старшим группы, не сговариваясь, бросились им на помощь, — вспоминает Александр.

Я очень хорошо помню деда. Несмотря на ранение, он дожил до 90 лет. Работал в колхозе, а в свободное время писал картины — на военную тематику. Изображал по памяти сцены сражений, в которых участвовал.

Где именно находятся раненые, было неизвестно. Вокруг разрывались артиллерийские снаряды. Рискуя попасть под осколок, отважные бойцы преодолели около километра, заглядывали во все блиндажи, пока не нашли пострадавших. Один был ранен в грудь, у другого было осколочное ранение в бедро, он лежал в луже крови.

— Кровопотеря составила литра полтора – очень много. Я наложил жгут, инъекцию промедола уже сделал санинструктор. Тем временем старший группы опять же под градом снарядов выбежал на поиски водителя. Минут через семь мы уже грузили ребят в кузов «Урала». До ближайшего госпиталя около 20 километров разбитой дороги. Тряска была особенно опасна для раненного в грудь. Осколок при малейшем движении режет мягкие ткани и может проникнуть в лёгкие. Я опасался пневмоторакса, при котором воздух попадает в плевральную полость, поэтому лег на бойца сверху, чтобы минимализировать качку во время движения. Надо отдать должное водителю — он вез быстро, но аккуратно. Минут через двадцать пять мы достигли госпиталя. Там работа была слаженной: медсестры, увидев меня, задали только один вопрос: «Сколько?» и тут же выскочили с двумя носилками. К счастью, мы успели вовремя. Ребят успешно прооперировали. Военный хирург позже сказал, что мы сделали всё правильно, — рассказывает врач, оставшийся верным клятве Гиппократа в экстремальных условиях.

Медаль «За отвагу» наравне с Александром получили и другие участники спасательной операции — старший группы и водитель. Они, кстати, тоже амурчане.

Медаль, как у деда

Внук своего деда: спустя 80 лет амурчанин продолжил подвиг своего деда и получил за отвагу такую же медаль. Фото: Владимир Воропаев

Конечно, поступком и наградой Александра гордится вся семья, но в особенности – его отец и полный тезка Александр Александрович.

— Да, в нашей семье уже четыре поколения Александров, — улыбается герой нашего материала. — Это дань памяти моему деду, Александру Павловичу. Он участник Великой Отечественной, прошел всю войну, воевал на Курской дуге. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Примечательно, эту медаль он получил за подвиг против фашистов на территории Украины: их отряд с боем взял блиндаж противника, в котором находилось много высокопоставленных офицеров. Рискуя своей жизнью в 43-м, дед, конечно, не предполагал, что братский народ снова столкнется с бедой в виде нацизма спустя столько лет. Я очень хорошо помню деда. Несмотря на ранение, он дожил до 90 лет. Работал в колхозе, а в свободное время писал картины — на военную тематику. Изображал по памяти сцены сражений, в которых участвовал. Выйдя на пенсию, написал две книги, своего рода мемуары. Мы напечатали их в типографии небольшим тиражом — для родных и близких.

Именно отец и дед привили Александру те ценности, важность которых проявилась в борьбе с противником.

— Многие полагают, что в бою главное — смелость и отвага. Я бы с этим поспорил. Побывав там, я понял, что на первое место выходит человечность. Именно это качество проявляется ярче всего в ситуации, когда стоит вопрос о жизни и смерти. Храбрость без человечности — спорная вещь. Это примерно как автомат Калашникова. Для большинства — это оружие, но посудите сами: разве сам по себе автомат может стрелять? Это делает человек, автомат только инструмент. Если АК вдруг заклинит, его несложно починить даже в полевых условиях, а вот если сломается человек, то это поставит под вопрос боеспособность всего отряда, — считает Александр.

После возвращения в родной город Александр Агарков снова надел белый халат: он принял предложение медицинской академии и теперь обучает будущих медиков, а также курирует первокурсников. Впрочем, теоретическими аспектами в области психотерапии он не ограничивается, наравне с профильными занятиями проводит и Уроки мужества — среди студентов и школьников.

Кстати, именно благодаря одному из таких уроков произошла неожиданная встреча бойца с ученицей, отправившей ему письмо. Рассматривая фотографии участников СВО с письмами от амурских школьников, на одном из снимков Александр узнал себя. Он разыскал автора письма. Им оказалась четвероклассница из Благовещенска. В знак благодарности за теплые слова, которые оказались так кстати в трудную минуту, Александр подарил девочке свою боевую фляжку и попросил не бросать хорошее дело — писать письма тем, кто сейчас находится в зоне СВО.

— Письма детей согревают сердца бойцов. Их бережно хранят и перечитывают по многу раз, ведь они служат доказательством того, что мы рискуем жизнью не просто так, а ради будущего наших детей, — признается обладатель почетной награды.

***

Удивительная встреча: амурский боец нашел школьницу, написавшую ему письмо в зону СВО

 

Возрастная категория материалов: 18+