Как амурские телевизионщики решили оживить исторических персонажей на театральных подмостках
ОбществоВ зрительном зале Амурского драматического театра пусто, но на сцене кипит жизнь: казаки-первопроходцы предают огню построенный ими же Албазинский острог, граф Муравьев-Амурский подписывает Айгунский договор, геолог Николай Аносов ликует по поводу обнаруженного месторождения золота в окрестностях Джалинды… По понедельникам театральные подмостки превращаются в пространственно-временной портал. Три, два, один, мотор! Обратный отсчет идет не на секунды, а на века. В объективах видеокамер появляются важные исторические персоны, оживленные современными актерами. Беспрецедентный проект в честь 165‑летия Амурской области затеяла телекомпания ГТРК «Амур». Как создаются исторические ролики, наблюдала «Амурская правда».
Фото: Владимир Воропаев
Историю в массы
Идея устроить ретроспективу средствами телевидения, кинематографа и театра у директора ГТРК «Амур» Татьяны Беляковой зародилась в прошлом году.
— Я присутствовала на презентации книги «Неизвестные страницы», посвященной становлению санитарной службы в Приамурье. Самые яркие события, отраженные в издании, легли в основу небольшой театральной постановки. Это вызвало живой интерес у присутствующих, и тогда я подумала, что было бы хорошо расширить аудиторию и создать исторические зарисовки для телеэфира, — рассказывает Татьяна Борисовна.
Проект поддержали в областном правительстве. В Амурском драматическом театре, несмотря на загруженность, согласились стать партнерами — предоставить сцену, реквизит, свет, звук, ну и, конечно, актеров.
— Несмотря на экспериментальность, проект показался мне любопытным. У артистов очень плотный график. Недавно мы сдали спектакль, еще одна премьера предстоит в апреле, однако они согласились уделить проекту свой законный выходной — понедельник, — поделилась подробностями директор Амурского драматического театра Татьяна Бедина.
Узнать за 60 секунд
Одна из первых сложностей, с которой столкнулись авторы проекта, — выбрать самые важные факты и уложить их в минутный сюжет.
Провести исторический «фильтр» и определить те самые моменты, без которых Приамурья в современном понимании могло не быть, помогла краевед Валентина Кобзарь. Выбор пал на 16 знаковых событий, повлиявших на ход истории: Албазинский острог, подписание Айгунского договора, строительство Триумфальной арки, запуск первого гидроагрегата на Зейской ГЭС и так далее. Сложно переоценить значимость этих событий, и вдвойне сложно рассказать о них всего за минуту. 60 секунд — именно такой хронометраж определили для роликов авторы проекта.
Фото: Владимир Воропаев
Текст Айгунского договора для киносъемок не распечатывали на принтере (это было бы заметно), а поручили переписать ведущей ГТРК «Амур» Анастасии Шатной, которая увлекается каллиграфией. А чертеж Триумфальной арки делала продюсер Мария Красилова с помощью обычной линейки и карандаша.
— Малый формат был выбран из‑за своей универсальности — он подходит и для телеэфира, и для соцсетей, а также потому, что короткие зарисовки можно многократно повторять в сетке вещания, — поясняет Татьяна Белякова. — Мы не задавались целью провести развернутый исторический экскурс, нам важно зародить у телезрителей интерес к истории родного края, побудить их открыть энциклопедию или заглянуть в интернет, чтобы узнать какие‑то подробности. Поэтому мы решили, что в каждом эпизоде будем озвучивать факт, показывать, как это было, и рассказывать, какое значение имело для области. Не зря девиз этого проекта «Гордимся прошлым, строим будущее!»
Реквизит нашли на берегу Амура
Костюмы и реквизит для съемок предоставили в драмтеатре. Здесь не раз ставили исторические спектакли («Горький хлеб Албазина», «Амур — река любви»), поэтому проблем с тем, чтобы «нарядить» казаков или генерал-губернатора, не возникло. Впрочем, часть реквизита съемочная группа подыскивала самостоятельно.
— Для мизансцены про образование (в 1908 году Благовещенск был одним из лидеров по числу учебных заведений на душу населения в стране) мы использовали оригинальную книгу тех времен «Жизнь бабочек» и коллекцию насекомых, которую нам любезно предоставили в Алексеевской гимназии. А в ролике, посвященном развитию телерадиовещания, пригодилась аппаратура советских времен, которая хранится у нас в музее телекомпании. Кстати, одна из видеокамер была задействована на съемках Олимпиады в Москве в 1980 году. После ее окончания камеры распределили по регионам, — рассказывает продюсер проекта Мария Красилова.
Кстати, порой реквизит приходится не просто собирать, а буквально подбирать с земли: для съемок сюжета про золотодобычу Мария бродила по берегу Амура и подыскивала подходящие для антуража камни.
— Мы насыпали земли и камней вокруг оркестровой ямы, чтобы создать видимость раскопок. Получилось вполне натурально, — отмечает продюсер.
В каждой руке — по телефону
Юрий Роголев в роли первого директора Зейской ГЭС Алексея Шохина. Актер показал его эмоциональным и позитивным. Фото: Владимир Воропаев
Большая часть сюжетов уже отснята и выпущена в эфир. Журналисту и фотокорреспонденту АП удалось понаблюдать, как создаются заключительные серии, отражающие советскую эпоху.
Стол, на нем сразу два телефонных аппарата и календарь-перевертыш с датой — 27 ноября 1975 года. Именно в этот день прошел запуск первого гидроагрегата на Зейской ГЭС — первой гидроэлектростанции на Дальнем Востоке. Центральный персонаж — руководитель стройки века Алексей Шохин. Его роль исполняет заслуженный артист РФ Юрий Роголев. На заднем плане вешалка, на которой висят шляпа и пальто — именно в таких запечатлен Шохин на многих фотографиях. А вот другой знаковый аксессуар — очки в роговой оправе — реквизиторы долго не могут подобрать: оправ много, но точной копии нет. Зато совершенно чудесным образом находятся журналы «Наука и жизнь» за 75‑й год и папка-скоросшиватель, датированная тем же годом.
— Шохин был эмоциональный, позитивный, всегда на подъеме, таким его надо показать, — объясняет задачу актеру режиссер Ирина Толстова.
Узнать черты исторической личности помогла кинохроника, которую телевизионщики тщательно изучили.
— В частности, мы узнали, что команду запускать агрегат он дал по телефонному аппарату. На столе у первого директора ГЭС действительно было два телефона — один для связи с инженерами, другой — с обкомом партии, — уточняет Ирина Толстова.
Не всё то золото, что блестит
Задачу по написанию сценариев возложили на редактора утреннего вещания Марию Красилову, ставшую продюсером проекта. Вместить исторические вехи в несколько фраз — работа не из легких, однако, как показала практика, вполне осуществима.
Фото: Владимир Воропаев
— Признаюсь, все оказалось несколько сложнее, чем виделось на этапе задумки. Чтобы происходящее в кадре было максимально достоверным, каждому факту приходилось находить подтверждение. Но далеко не все детали отражены в архивных документах, поэтому в некоторых эпизодах имеет место художественный домысел, — объясняет Мария. — Например, в сюжете, посвященном началу выращивания сои в Приамурье, мы предположили, что об этой культуре русские земледельцы узнали от китайских соседей, ведь в Поднебесной сою окультурили 4 тысячи лет назад. Поскольку в дореволюционное время попасть на соседний берег было несложно, китайский крестьянин вполне мог поделиться с русским горстью семян. В архивах этот факт не задокументирован, но и опровержений ему мы не нашли, поэтому оставили первоначальную версию.
«Господи! Двенадцать лет искал — и нашел!» — восклицает геолог Николай Аносов в ролике про золотодобычу, держа в руках камушек, отливающий золотом.
Рассказать о каждом из 16 эпизодов амурской истории надо было всего за минуту — такой хронометраж избрали для краеведческих роликов.
Этот момент создатели цикла также долго обсуждали. Могло ли золото, веками лежавшее в земле, так блестеть? Вероятно, оно имело более тусклый вид, но это небольшое отступление от действительности также решили оставить — ради наглядности, иначе зрителям было бы совсем непонятно, чему так радуется горный инженер.
— В рамках проекта я сыграл роли казака, офицера, станционного смотрителя, золотодобытчика и доктора Ярослава Кулика, — рассказывает заслуженный артист Амурской области Олег Бойко. — Это не первый мой киноопыт, в 2005 году я принимал участие в съемках русско-китайской картины «А зори здесь тихие». Конечно, специфика работы на камеру отличается: с одной стороны, дубль можно переснять, а с другой — нужно максимально сконцентрироваться, ведь в объективе видны даже самые мелкие промахи. Больше всего по душе мне пришлась роль казака из Албазинского острога. Необходимо было передать боль и горечь, которую испытывали люди, сжигая крепость, построенную своими руками. Роль воеводы Алексея Толбузина я исполнял ранее в спектакле «Горький хлеб Албазина». Мне кажется, что в числе моих предков были казаки — подобные роли мне очень близки.
Был ли левшой граф Муравьев-Амурский
— После выхода на экран ролика о подписании Айгунского договора нас засыпали вопросами: «Неужели граф Муравьев-Амурский был левшой? Почему он ставит подпись левой рукой? На известной картине Василия Романова он держит перо в правой руке!» На самом деле Николай Николаевич был правшой, но судьбоносный для России договор он, вероятно, подписывал левой рукой, — говорит Мария Красилова. — В ходе подготовки мы выяснили, что до назначения на Дальний Восток граф воевал на Кавказе и получил тяжелое ранение в правую руку. Долгое время он ничего не мог делать больной рукой, тем более ставить подпись. Кстати, если приглядеться к его подписи на договоре, то очень похоже, что наше предположение верное. К слову, на полотне «Айгунский договор» есть еще одна неточность: на груди генерала красуется орден, хотя в исторических документах есть упоминание, что накануне встречи награда была утеряна. Вся свита генерала занималась поисками ордена, но тщетно…
Роль Муравьева-Амурского досталась заслуженному артисту РФ Юрию Роголеву.
— Я давно успел в неё вжиться. Много раз доводилось играть генерал-губернатора и на сцене нашего театра, и в театрализованных постановках в рамках общегородских мероприятий. Приглашение сыграть знакового для Приамурья персонажа было для меня приятно и почетно, — признался актер. — Считаю, что проект активизирует интерес амурчан к родной истории. После того как ролик вышел в эфир, мне позвонило несколько знакомых с вопросом, где можно посмотреть остальные ролики. Не скрою, во время работы я сам узнал много нового. Оказывается, подписать Айгунский договор удалось далеко не с первого раза, российская делегация несколько раз ездила на китайский берег, а ратифицировали договор лишь спустя два года после его подписания. Ну и то, что генерал-губернатору пришлось ставить подпись левой рукой из‑за ранения, тоже было для меня открытием.
Комменатрий
Ирина Толстова, режиссер спецпроектов ГТРК «Амур»:
Фото: Владимир Воропаев
— Это даже не телевизионный, а почти кинематографический формат. Операторы используют чисто киношные приемы, особенные ракурсы, которые при съемке новостных сюжетов не применяются. Оборудование тоже отличается от того, с которым операторам приходится иметь дело ежедневно. Отойти от привычного формата работы пришлось и артистам. Играя на сцене, они привыкли говорить громко, чтобы было слышно всему залу, включая последние ряды. В кино этого не требуется, как и гиперболизировать эмоции. Когда ты в объективе крупным планом, мимику отлично видно, есть риск переиграть. К счастью, актеры быстро перестроились, словно снимались в кино всю жизнь. Они импровизируют по ходу действия, помогая нам находить необычные повороты.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 23.03.2023
Материалы по теме
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии