Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №46 (29141) от 20 ноября 2024 года
Издается с 24 февраля 1918 года
22 ноября 2024,
пятница

Как амурские телевизионщики решили оживить исторических персонажей на театральных подмостках

Общество

В зрительном зале Амурского драматического театра пусто, но на сцене кипит жизнь: казаки-первопроходцы предают огню построенный ими же Албазинский острог, граф Муравьев-Амурский подписывает Айгунский договор, геолог Николай Аносов ликует по поводу обнаруженного месторождения золота в окрестностях Джалинды… По понедельникам театральные подмостки превращаются в пространственно-временной портал. Три, два, один, мотор! Обратный отсчет идет не на секунды, а на века. В объективах видеокамер появляются важные исторические персоны, оживленные современными актерами. Беспрецедентный проект в честь 165‑летия Амурской области затеяла телекомпания ГТРК «Амур». Как создаются исторические ролики, наблюдала «Амурская правда».

Фото: Владимир Воропаев

Историю в массы

Идея устроить ретроспективу средствами телевидения, кинематографа и театра у директора ГТРК «Амур» Татьяны Беляковой зародилась в прошлом году.

— Я присутствовала на презентации книги «Неизвестные страницы», посвященной становлению санитарной службы в Приамурье. Самые яркие события, отраженные в издании, легли в основу небольшой театральной постановки. Это вызвало живой интерес у присутствующих, и тогда я подумала, что было бы хорошо расширить аудиторию и создать исторические зарисовки для телеэфира, — рассказывает Татьяна Борисовна.

Проект поддержали в областном правительстве. В Амурском драматическом театре, несмотря на загруженность, согласились стать партнерами — предоставить сцену, реквизит, свет, звук, ну и, конечно, актеров.

— Несмотря на экспериментальность, проект показался мне любопытным. У артистов очень плотный график. Недавно мы сдали спектакль, еще одна премьера предстоит в апреле, однако они согласились уделить проекту свой законный выходной — понедельник, — поделилась подробностями директор Амурского драматического театра Татьяна Бедина.

Узнать за 60 секунд

Одна из первых сложностей, с которой столкнулись авторы проекта, — выбрать самые важные факты и уложить их в минутный сюжет.

Провести исторический «фильтр» и определить те самые моменты, без которых Приамурья в современном понимании могло не быть, помогла краевед Валентина Кобзарь. Выбор пал на 16 знаковых событий, повлиявших на ход истории: Албазинский острог, подписание Айгунского договора, строительство Триумфальной арки, запуск первого гидроагрегата на Зейской ГЭС и так далее. Сложно переоценить значимость этих событий, и вдвойне сложно рассказать о них всего за минуту. 60 секунд — именно такой хронометраж определили для роликов авторы проекта.

Фото: Владимир Воропаев

 

Текст Айгунского договора для киносъемок не распечатывали на принтере (это было бы заметно), а поручили переписать ведущей ГТРК «Амур» Анастасии Шатной, которая увлекается каллиграфией. А чертеж Триумфальной арки делала продюсер Мария Красилова с помощью обычной линейки и карандаша.  

— Малый формат был выбран из‑за своей универсальности — он подходит и для телеэфира, и для соцсетей, а также потому, что короткие зарисовки можно многократно повторять в сетке вещания, — поясняет Татьяна Белякова. — Мы не задавались целью провести развернутый исторический экскурс, нам важно зародить у телезрителей интерес к истории родного края, побудить их открыть энциклопедию или заглянуть в интернет, чтобы узнать какие‑то подробности. Поэтому мы решили, что в каждом эпизоде будем озвучивать факт, показывать, как это было, и рассказывать, какое значение имело для области. Не зря девиз этого проекта «Гордимся прошлым, строим будущее!»

Реквизит нашли на берегу Амура

Костюмы и реквизит для съемок предоставили в драмтеатре. Здесь не раз ставили исторические спектакли («Горький хлеб Албазина», «Амур — река любви»), поэтому проблем с тем, чтобы «нарядить» казаков или генерал-губернатора, не возникло. Впрочем, часть реквизита съемочная группа подыскивала самостоятельно.

— Для мизансцены про образование (в 1908 году Благовещенск был одним из лидеров по числу учебных заведений на душу населения в стране) мы использовали оригинальную книгу тех времен «Жизнь бабочек» и коллекцию насекомых, которую нам любезно предоставили в Алексеевской гимназии. А в ролике, посвященном развитию телерадиовещания, пригодилась аппаратура советских времен, которая хранится у нас в музее телекомпании. Кстати, одна из видеокамер была задействована на съемках Олимпиады в Москве в 1980 году. После ее окончания камеры распределили по регионам, — рассказывает продюсер проекта Мария Красилова.

Кстати, порой реквизит приходится не просто собирать, а буквально подбирать с земли: для съемок сюжета про золотодобычу Мария бродила по берегу Амура и подыскивала подходящие для антуража камни.

— Мы насыпали земли и камней вокруг оркестровой ямы, чтобы создать видимость раскопок. Получилось вполне натурально, — отмечает продюсер.

В каждой руке — по телефону

Юрий Роголев в роли первого директора Зейской ГЭС Алексея Шохина. Актер показал его эмоциональным и позитивным. Фото: Владимир Воропаев

Большая часть сюжетов уже отснята и выпущена в эфир. Журналисту и фотокорреспонденту АП удалось понаблюдать, как создаются заключительные серии, отражающие советскую эпоху.

Стол, на нем сразу два телефонных аппарата и календарь-перевертыш с датой — 27 ноября 1975 года. Именно в этот день прошел запуск первого гидроагрегата на Зейской ГЭС — первой гидроэлектростанции на Дальнем Востоке. Центральный персонаж — руководитель стройки века Алексей Шохин. Его роль исполняет заслуженный артист РФ Юрий Роголев. На заднем плане вешалка, на которой висят шляпа и пальто — именно в таких запечатлен Шохин на многих фотографиях. А вот другой знаковый аксессуар — очки в роговой оправе — реквизиторы долго не могут подобрать: оправ много, но точной копии нет. Зато совершенно чудесным образом находятся журналы «Наука и жизнь» за 75‑й год и папка-скоросшиватель, датированная тем же годом.

— Шохин был эмоциональный, позитивный, всегда на подъеме, таким его надо показать, — объясняет задачу актеру режиссер Ирина Толстова.

Узнать черты исторической личности помогла кинохроника, которую телевизионщики тщательно изучили.

— В частности, мы узнали, что команду запускать агрегат он дал по телефонному аппарату. На столе у первого директора ГЭС действительно было два телефона — один для связи с инженерами, другой — с обкомом партии, — уточняет Ирина Толстова.

Не всё то золото, что блестит

Задачу по написанию сценариев возложили на редактора утреннего вещания Марию Красилову, ставшую продюсером проекта. Вместить исторические вехи в несколько фраз — работа не из легких, однако, как показала практика, вполне осуществима.

Фото: Владимир Воропаев

— Признаюсь, все оказалось несколько сложнее, чем виделось на этапе задумки. Чтобы происходящее в кадре было максимально достоверным, каждому факту приходилось находить подтверждение. Но далеко не все детали отражены в архивных документах, поэтому в некоторых эпизодах имеет место художественный домысел, — объясняет Мария. — Например, в сюжете, посвященном началу выращивания сои в Приамурье, мы предположили, что об этой культуре русские земледельцы узнали от китайских соседей, ведь в Поднебесной сою окультурили 4 тысячи лет назад. Поскольку в дореволюционное время попасть на соседний берег было несложно, китайский крестьянин вполне мог поделиться с русским горстью семян. В архивах этот факт не задокументирован, но и опровержений ему мы не нашли, поэтому оставили первоначальную версию.

«Господи! Двенадцать лет искал — и нашел!» — восклицает геолог Николай Аносов в ролике про золотодобычу, держа в руках камушек, отливающий золотом. 

Рассказать о каждом из 16 эпизодов амурской истории надо было всего за минуту — такой хронометраж избрали для краеведческих роликов.

Этот момент создатели цикла также долго обсуждали. Могло ли золото, веками лежавшее в земле, так блестеть? Вероятно, оно имело более тусклый вид, но это небольшое отступление от действительности также решили оставить — ради наглядности, иначе зрителям было бы совсем непонятно, чему так радуется горный инженер.

— В рамках проекта я сыграл роли казака, офицера, станционного смотрителя, золотодобытчика и доктора Ярослава Кулика, — рассказывает заслуженный артист Амурской области Олег Бойко. — Это не первый мой киноопыт, в 2005 году я принимал участие в съемках русско-китайской картины «А зори здесь тихие». Конечно, специфика работы на камеру отличается: с одной стороны, дубль можно переснять, а с другой — нужно максимально сконцентрироваться, ведь в объективе видны даже самые мелкие промахи. Больше всего по душе мне пришлась роль казака из Албазинского острога. Необходимо было передать боль и горечь, которую испытывали люди, сжигая крепость, построенную своими руками. Роль воеводы Алексея Толбузина я исполнял ранее в спектакле «Горький хлеб Албазина». Мне кажется, что в числе моих предков были казаки — подобные роли мне очень близки.

Был ли левшой граф Муравьев-Амурский

— После выхода на экран ролика о подписании Айгунского договора нас засыпали вопросами: «Неужели граф Муравьев-Амурский был левшой? Почему он ставит подпись левой рукой? На известной картине Василия Романова он держит перо в правой руке!» На самом деле Николай Николаевич был правшой, но судьбоносный для России договор он, вероятно, подписывал левой рукой, — говорит Мария Красилова. — В ходе подготовки мы выяснили, что до назначения на Дальний Восток граф воевал на Кавказе и получил тяжелое ранение в правую руку. Долгое время он ничего не мог делать больной рукой, тем более ставить подпись. Кстати, если приглядеться к его подписи на договоре, то очень похоже, что наше предположение верное. К слову, на полотне «Айгунский договор» есть еще одна неточность: на груди генерала красуется орден, хотя в исторических документах есть упоминание, что накануне встречи награда была утеряна. Вся свита генерала занималась поисками ордена, но тщетно…

Роль Муравьева-Амурского досталась заслуженному артисту РФ Юрию Роголеву. 

— Я давно успел в неё вжиться. Много раз доводилось играть генерал-губернатора и на сцене нашего театра, и в театрализованных постановках в рамках общегородских мероприятий. Приглашение сыграть знакового для Приамурья персонажа было для меня приятно и почетно, — признался актер. —  Считаю, что проект активизирует интерес амурчан к родной истории. После того как ролик вышел в эфир, мне позвонило несколько знакомых с вопросом, где можно посмотреть остальные ролики. Не скрою, во время работы я сам узнал много нового. Оказывается, подписать Айгунский договор удалось далеко не с первого раза, российская делегация несколько раз ездила на китайский берег, а ратифицировали договор лишь спустя два года после его подписания. Ну и то, что генерал-губернатору пришлось ставить подпись левой рукой из‑за ранения, тоже было для меня открытием.

Комменатрий

Ирина Толстова, режиссер спецпроектов ГТРК «Амур»:

Фото: Владимир Воропаев

— Это даже не телевизионный, а почти кинематографический формат. Операторы используют чисто киношные приемы, особенные ракурсы, которые при съемке новостных сюжетов не применяются. Оборудование тоже отличается от того, с которым операторам приходится иметь дело ежедневно. Отойти от привычного формата работы пришлось и артистам. Играя на сцене, они привыкли говорить громко, чтобы было слышно всему залу, включая последние ряды. В кино этого не требуется, как и гиперболизировать эмоции. Когда ты в объективе крупным планом, мимику отлично видно, есть риск переиграть. К счастью, актеры быстро перестроились, словно снимались в кино всю жизнь. Они импровизируют по ходу действия, помогая нам находить необычные повороты.

Возрастная категория материалов: 18+

Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев
Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев
Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев
Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев
Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев
Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев
Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев
Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев
Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев
Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев
Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев
Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев
Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев
Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев
Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев
Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Амурские актеры сыграют в спектаклях «Бэтмен» и «Довлатов» лаборатории Театра НацийАмурские актеры сыграют в спектаклях «Бэтмен» и «Довлатов» лаборатории Театра Наций
Актрису Амурского театра драмы госпитализировали со сцены в больницуАктрису Амурского театра драмы госпитализировали со сцены в больницу
Пост директора Амурского областного театра драмы занял экс-министр культуры Алексей Самарин
Во время ремонта Амурского театра драмы спектакли будут показывать в АОДНТ и ДальГАУ
«Простокомедия» Чехова и Жванецкого собрала аншлаги в Амурском театре драмы
Татьяна Бедина покинула пост директора Амурского областного театра драмы
Выстрелы, Блок и танцы со зрителями: как Амурский театр драмы отметил 140-летний юбилей
Татьяна Бедина: «Театр, как хирург, вскрывает опухоли»
Якутский театр привезет в столицу Приамурья балаганное представление
Политическая скоморошина про Федота-стрельца открыла в Приамурье гастроли театра из Комсомольска
«Ромео и Джульетта» в Амурском театре драмы: анимэ для тех, кто не читал

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Суд отпустил под домашний арест двух обвиняемых по делу о ЧП на амурском руднике ПионерЧП на руднике Пионер
Уроженка Тынды перевоплотится в любимого артиста для шоу «Ярче звезд» на ТНТЛюди
Дорожная кампания завершена: в Благовещенске обновили проезжую часть 12 кварталов городских улицЭкономика
Благовещенский сквер «Бабочка» стал финалистом международной премии для архитекторов и дизайнеровОбщество
В Сковородинском округе владельца квадрокоптера оштрафовали на 30 тысяч рублейПроисшествия
С золотодобытчика в Зейском округе взыскали свыше 5 миллионов рублей за загрязнение ручьяПроисшествия

Читать все новости

Общество

Благовещенский сквер «Бабочка» стал финалистом международной премии для архитекторов и дизайнеровБлаговещенский сквер «Бабочка» стал финалистом международной премии для архитекторов и дизайнеров
Внучка первого мэра Благовещенска навестила действующего градоначальника
Учитель музыки, заместитель главврача и фермер из Приамурья получили знак «Материнская слава»
В Завитинске торжественно открыли капитально отремонтированную общественную баню
ДЭК усиливает работу с должниками, не оплачивающими коммунальные ресурсы
Система Orphus