• Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин

Теснота в час пик

За последние 10 лет население Благовещенска, по данным Амурстата, увеличилось ненамного: примерно на 10 тысяч человек. Однако за эти годы областной центр прирос новыми жилыми микрорайонами, изменились транспортные потоки, канули в Лету троллейбусы, расширилась сеть такси, в несколько раз увеличилось количество частных автомобилей. А основная схема маршрутов городского общественного транспорта, созданная еще до 1991 года, практически никаких изменений не претерпела, Поэтому горожане сталкивались со старыми проблемами: переполненные в час пик тесные «микрики», лавочки вместо остановочных павильонов, долгое ожидание автобуса, микрорайоны, оставшиеся без доступного сообщения.

Мэрия об этих сложностях знала и пыталась частично их решить. Однако требовалось комплексное научное исследование, которое бы дало ответ: как решить проблемы транспортного обеспечения населения? Поэтому весной 2021 года в Благовещенск приехали московские специалисты компании «Строй Инвест Проект», которая разрабатывает автоматизированные системы управления дорожным движением. Среди работ корпорации — комплексные транспортные схемы Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, разработка документов транспортного планирования многих субъектов и городов страны.

Специфика Благовещенска

Специалисты работали в областном центре в течение трех сезонов, так как пассажиропоток в разное время года отличается. Они исследовали особенности и потребности перевозок, изучили пассажиропоток, провели социологический опрос населения и многое другое. К концу 2021 года разработчики представили результаты своей работы. 

70-80

процентов автобусного парка, работающего на городских маршрутах, обновят к лету. Тесные и неудобные микроавтобусы заменят на технику среднего и большого класса. Весь общественный транспорт города будет брендирован в едином стиле 

Во-первых, Благовещенск довольно специфический город: с неплотной застройкой — здесь на большой территории проживает малое количество населения (частный сектор), а также растянутый за счет отдаленных районов: Белогорья, Моховой Пади, Аэропорта. Второй большой проблемой было дублирование маршрутов, сильная изношенность транспортного парка и его малая вместимость. 

Третья заключалась в несоблюдении перевозчиками утвержденного расписания движения и норм вместимости (речь о перегруженности транспорта).

Все эти проблемы предлагалось решить с помощью новой транспортной схемы. Она была утверждена администрацией города в начале 2022 года. Однако ради справедливости надо отметить, что к транспортной реформе в городе начали готовиться раньше, но сначала COVID, а затем известные события в стране несколько затормозили её реализацию.

В то же время Благовещенск стал одним из первых городов на Дальнем Востоке, в котором к разработке маршрутной сети подошли с научной точки зрения, с анализом сегодняшней ситуации и подготовкой вариантов дальнейшего развития общественных перевозок. За что городская администрация была финансово поощрена Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики, и на эти средства закупила 11 новых автобусов для муниципального предприятия «Автоколонна-1275».

Всё должно быть удобно и красиво

Изношенность автопарка как в муниципальном предприятии, так и у частных перевозчиков была высокой. Отсюда — частые поломки и невыход автобусов на маршрут. Кроме того, сегодня общественный транспорт должен соответствовать современным требованиям: быть более комфортным, низкопольным, оборудованным электронной строкой, адаптированным для маломобильных граждан. Но таких автобусов в городе было мало.

— Для обеспечения транспортного обслуживания горожан по новой маршрутной сети потребуется около 180 автобусов, 151 из которых должны ежедневно выходить на линии, остальные являются резервом, — объясняет заместитель мэра Благовещенска Максим Ноженкин. — На сегодняшний день в городе обновлено более сорока процентов автобусного парка: 34 единицы техники — в муниципальном предприятии «Автоколонна-1275», 29 машин закупили частные перевозчики.

Московские специалисты работали в течение трех сезонов, так как пассажиропоток в разное время года отличается. Они исследовали особенности и потребности перевозок, провели социологический опрос населения, рассказал заммэра Благовещенска Максим Ноженкин.

По словам Максима Сергеевича, к лету обновление автобусного парка, работающего на городских маршрутах, достигнет 70 %. Благовещенцы, действительно, уже заметили, что на улицах города становится больше вместительных ЛиАЗов и ПАЗов, которые сменяют неудобные микроавтобусы. Причем, по условиям контрактов с частными перевозчиками, их транспорт будет брендирован, как и автобусы муниципального предприятия, — в бело-зеленый цвет. Поэтому в скором времени на частных пассажирских автобусах не будет разномастной рекламы. «Всё должно быть красиво, в едином стиле» — такова позиция мэрии.

Символика для водителя

Еще одно новшество в рамках транспортной реформы касается «Автоколонны-1275». Во-первых, водители и кондукторы этого муниципального предприятия скоро будут одеты в униформу с символикой «Транспорт Благовещенска»: рубашка, жилетка, галстук. Форма сшита по заказу и ждет своего часа. Во-вторых, администрация города стремится повысить уровень доверия горожан к предприятию. В прошлом году, например, в автоколонне подняли зарплату, и теперь водители в среднем получают на руки в пределах 72 тысяч рублей в месяц. «Мы хотим поднять престиж этой профессии, чтобы водитель общественного транспорта — это звучало гордо», — говорит Максим Ноженкин.

При этом заместитель мэра не отрицает, что дефицит водительских кадров на предприятии существует, поэтому автоколонна работает с училищами и автошколами.

«Умные» табло в помощь пассажирам

Фото: Владимир Воропаев

Одновременно с ремонтом дорожного полотна на центральных улицах города устанавливали и новые автобусные остановки, оснащенные электронными табло. По данным мэрии, в областном центре около 400 остановок общественного транспорта. Конечно, модернизировать будут только те, которые являются крупными пересадочными пунктами. 58 подобных остановок уже работают, 12 установят в нынешнем году, а всего, по планам, в городе появятся около 150 информационных стендов о времени прибытия автобусов.

Благовещенск стал одним из первых городов на Дальнем Востоке, в котором к разработке маршрутной сети подошли с научной точки зрения, с анализом сегодняшней ситуации и подготовкой вариантов развития общественных перевозок.

К слову, установка «умных» табло — дорогостоящее мероприятие, к тому же электроника часто выходит из строя. Например, нынешней зимой было много отключений из‑за аномальных морозов, которых техника не выдерживала. А, например, на двух остановках «Калининский переезд» электронные табло не работают с ноября прошлого года по другой причине: пробит кабель, и пока не оттает почва, восстановительные работы не смогут начаться.

Кроме оснащения остановок информационными табло, в городе внедряются мобильные приложения 2ГИС, Яндекс карты, Go2bus, благодаря которым пассажиры могут узнать онлайн, когда к их остановке подойдет нужный автобус.

Сокращение маршрутов и новые условия для перевозчиков 

Фото: Алексей Сухушин

Благовещенцам и гостям города придется привыкать к новшествам 

Ни одна реформа не проходит безболезненно, в том числе транспортная. В городе будут сокращены несколько маршрутов, время ожидания автобусов увеличится, а перевозчики начнут работать по контрактам при новых условиях. Что же ожидает благовещенцев в ближайшие месяцы?

Начали наводить порядок

Фото: Алексей Сухушин

За последние 10 лет пассажиропоток в областном центре снизился практически в два раза. Если в 2012 году весь общественный транспорт перевез около 46 миллионов человек, то в прошлом году — всего 26 миллионов пассажиров. На это значительно повлияла расширившаяся сеть такси: по некоторым данным, ежедневно на улицах областного центра работают примерно 300–350 машин. В такой ситуации необходимо было оптимизировать, а попросту — сокращать и объединять маршруты.

26

миллионов пассажиров перевез в прошлом году общественный транспорт Благовещенска. Это на 43 % меньше, чем 10 лет назад

— Невозможно одновременно заказывать дорогостоящую новую технику, при этом кардинально не поднимая плату за проезд, и оставлять такое же количество автобусов и маршрутов. Это экономически необоснованно, — считают в мэрии.

Как отмечают специалисты, работающие в сфере транспорта, количество пассажирских маршрутов — величина не постоянная. По данным администрации, в 90‑х годах в областном центре существовало 30 маршрутов, при том что пассажиропоток тогда был почти в два раза больше, чем сейчас. В начале 2000‑х, при сохранении того же пассажиропотока, образовалось уже 57 маршрутов. Но со временем с улиц города исчезли более 20 направлений, и сегодня в Благовещенске существуют 36 маршрутов общественного транспорта. Пять из них — сезонные, садоводческие, три — временные, работающие в канун Радоницы, родительского дня.

«Четверка», прощай!

Фото: Алексей Сухушин

Согласно транспортной реформе, к июню прекратят работу два маршрута: № 4 и № 2К. Первый, соединяя практически весь город — от микрорайона до Первомайской, — дублирует другие маршруты, например № 12 и № 44.

Автобус № 2К, как многие помнят, с 2016 года заменил собой троллейбусный маршрут. Но им пользуются немногие, а содержание транспорта на этой линии обходится городскому бюджету в существенную сумму. В связи с ликвидацией маршрута № 2К многие горожане, судя по их комментариях в соцсетях, высказывают озабоченность, что к железнодорожному вокзалу добраться станет проблематично. Ведь в этот район сегодня идут всего два маршрута — № 2К и № 30. А железнодорожный вокзал — крупный транспортный узел, связывающий всю область. Проблема, возможно, появится, и в мэрии планируют «завести» к вокзалу проходящий неподалеку автобус № 39. Но это в перспективе: если от благовещенцев поступят обращения о плохой транспортной доступности этого района.

Фото: Алексей Сухушин

Схему многих маршрутов скорректируют, объединив или продлив путь следования. Например, автобусы № 24, 25 и 44 будут ходить под номером 44 / 44А. Также объединят № 31, 22, 28 с сохранением движения через микрорайон Северный (ул. Муравьева-Амурского). При этом нумерацию маршрутов № 22 и № 28 оставят, они будут двигаться по схеме маршрута № 31 навстречу друг другу.

К новой автобусной схеме благовещенцам и гостям города придется привыкать не один день. Недовольных транспортной реформой, очевидно, будет много, поскольку менять устоявшиеся привычки очень сложно. 

Несколько иным станет движение автобусов № 30, 36, 38, 39. Маршрут № 38 продлят к новой школе на 1500 мест по улице Тепличной. Маршрут № 30 направят к микрорайону Лазурный берег, для него также скорректируют схему движения во втором и третьем микрорайонах, обеспечив прохождение по Дьяченко и Институтской. Маршрут № 39 будет заходить в микрорайон Северный.

Фото: Алексей Сухушин

Кроме того, маршрут № 36, изменив путь движения, соединит все лечебные учреждения города: областную больницу, перинатальный центр, детские больницы (областную и городскую), онкодиспансер. Также маршрут будет проходить в районе автовокзала.

— Для чего это делается? Чтобы обновить автопарк. У перевозчиков сейчас нет денег на новый транспорт. Автобусы стоят от 5,3 до 16 миллионов рублей, а машин на маршрут может понадобиться не одна и не две. Это десятки, а то и сотни миллионов рублей! Если маршруты будут дублироваться, перевозчикам это невыгодно, рентабельности нет. Поэтому они не смогут выплачивать, например, платежи по лизингу, платить достойную зарплату водителям. От этого в итоге пострадают все, — говорит заместитель мэра Благовещенска Максим Ноженкин.

Магистральный № 11

Фото: Алексей Сухушин

К новой автобусной схеме благовещенцам и гостям города придется привыкать не один день. И недовольных транспортной реформой, очевидно, будет много, поскольку менять устоявшиеся привычки очень сложно.

— Новая схема не статична. В перспективе маршруты будем продлевать или делать новые, опираясь на обращения горожан и мониторя ситуацию. Первое время новая схема будет работать в тестовом режиме, — заверяет Максим Сергеевич.

Что еще изменится в работе общественного транспорта? Автобус № 11 планируют сделать магистральным. Он должен ходить часто, с интервалами 5–10 минут. Кроме того, такой транспорт будет выходить на линию раньше, а уходить позже. Возможно, это решит проблему последних лет, когда жители микрорайона не могли уехать из центра города домой даже в девять часов вечера.

Фото: Алексей Сухушин

Правда, на 15 маршрутах, а это более половина всех линий, увеличится время ожидания автобуса. Это коснется, например, № К, 2, 3, 5, 7, 12, 13, 22 / 28, 30, 44 / 44А. Но, как уверяют разработчики новой схемы, увеличение будет несущественным — в среднем не более чем на 5 минут. Все городские автобусы, перевозящие пассажиров, оснащены системой ГЛОНАСС, и региональный навигационно-информационный центр постоянно знает о нахождении транспорта на линии, а также — то, как водитель соблюдает расписание.

Если маршруты будут дубли­роваться, перевозчикам это невыгодно.

Согласно реформе, количество общественного транспорта на улицах города сократится на 45 единиц. Но автобусы будут большей вместимости. Например, ПАЗ заменит три «газели», и если сейчас все выходящие на линии автобусы могут одновременно вместить 8816 пассажиров, то после обновления транспорта на более современные — 10 388 человек.

Микроавтобусы останутся лишь на паре городских маршрутов, где небольшой пассажиропоток, — например на «семерке».

Уменьшение количества маршрутов и самого общественного транспорта решит проблему дефицита водителей, которая сегодня стоит особенно остро. А более современные, позднего года выпуска модели автобусов будут меньше ломаться и, как следствие, не сходить с маршрута из‑за поломок.

Коллективная безответственность

Фото: Владимир Воропаев

Отбор перевозчиков, с которыми будет заключен муниципальный контракт на перевозку пассажиров, претерпел значительные изменения. Для участия в конкурсе ИП и юридическим лицам необходимы: опыт работы в сфере пассажирских перевозок, наличие автобусов среднего или большого класса, в том числе с оборудованием для маломобильных людей, наличие ремонтной базы, согласие на брендирование транспорта и многое другое.

Кроме того, по условиям конкурса теперь на каждом маршруте будет работать только один частный перевозчик. Хотя он может «взять» несколько маршрутов. Сегодня картина несколько иная: некоторые городские линии обслуживаются «бригадой» от 3 до 8 индивидуальных предпринимателей со своими автобусами и водителями. В итоге получается «коллективная безответственность».

— Благодаря определению победителя конкурса не по наименьшей предложенной стоимости контракта, а по совокупности критериев, определяющих качество выполнения работ, с линий уйдут недобросовестные перевозчики. Контракт будут заключать на семь лет, что позволит добросовестным перевозчикам планировать свою деятельность, в том числе по обновлению автопарка, — считают в мэрии.

«Мэрия поступила разумно»

Индивидуальный предприниматель Сергей Целибеев 20 лет занимается городскими пассажирскими перевозками. Он уже заключил с администрацией Благовещенска контракт на обслуживание маршрутов № 3 и № 9.

— О том, что планируется транспортная реформа, разговор шел с 2019 года, поэтому для перевозчиков новые условия работы не стали неожиданностью. Когда началась пандемия, нас два года никто не трогал, требуя обновления парка. В такой ситуации, я считаю, мэрия поступила разумно и корректно, — высказывает мнение Сергей. — Требования по условиям конкурса тоже считаю щадящими. Например, нет ограничений по году выпуска автобусов, не требуют, чтобы весь транспорт был только новым. Да, никто из индивидуальных предпринимателей не покупает технику за свои деньги, обычно берут в кредит или в лизинг. Но кто думал о будущем — тот предусмотрел грядущие изменения. Я с лета 2020 года стал менять автобусы: пять взял в тот год, еще пять — через год, четыре машины — в прошлом году. Планирую обновить автопарк на все 100 %.

Трасса для двух колес

Фото: Архив АП

В рамках транспортной реформы планируется также создать единую трассу для велосипедистов.

— Велодорожки у нас есть: по Новотроицкому шоссе, набережной, в парке Дружбы. Но эта сеть разрозненная. Мы хотели бы ее объединить, однако существует множество факторов, которые препятствуют этому: наличие тротуаров, мешающих расширению велодорожек, перекрестки, в том числе кольцевые, с интенсивным движением автотранспорта. Но у нас всё же есть планы соединить в одну велодорожки на набережной и по Новотроицкому шоссе, чтобы она проходила через весь город. Мы рассматриваем для этого и улицу Калинина, и улицу Мухина. Думаем, что к концу нынешнего года магистральная велодорожка в городе будет, — заверил Максим Ноженкин.

Кроме того, в Благовещенске уже есть индивидуальный предприниматель, готовый внедрить прокат двухколесного транспорта. Китайский прокат общественных велосипедов, запущенный в областном центре в 2015 году, не оправдал себя из‑за сложной системы обслуживания. У местного предпринимателя будет всё намного проще, а велосипеды уже закуплены и хранятся на складе.

Возрастная категория материалов: 18+