
Чистое золото поэзии
Наверное, среди нас нет таких, кто не знает этих стихов: «Мама спит, она устала, ну и я играть не стала», или: «Я, как мама, не люблю в доме беспорядка», или «Хрустит за окошком морозный денек, стоит на окошке цветок-огонек», или «Я нашла в саду котенка, он мяукал тонко-тонко».
Уверена, что каждый вспомнит продолжение этих стихов, потому что они добрые, они из нашего детства.
У меня сохранилась книжка Благининой «Аленушка», изданная в 1970 году. Эта книга — моя детская любовь. Но даже спустя годы, читая эти стихи своему сыну, я ни разу не задумалась — а когда они были написаны? Они звучат так, будто сложены вчера или даже сегодня — ни добавить, ни убавить. Очень гармоничны и по ритму, и по содержанию, а главное, понятны детям и учат добру.
Оказалось, что стихи созданы примерно с 1930 по 1941 год, и сразу были оценены современникам. Корней Чуковский называл стихи Благининой «чистым золотом» поэзии.
Леди Елена из Мценского уезда
Елена Благинина родилась 27 мая 1903 года в селе Яковлеве Мценского уезда Орловской губернии. Ее родители носили красивые фамилии — отец Александр Благинин, мама в девичестве была Солнышкина. Отец работал багажным кассиром на станции, а дед со стороны матери служил диаконом. Семья была многодетной, в ней росли 9 детей. Елене, одной из старших, приходилось много помогать по дому и заниматься с малышами.
Поэтический талант в девочке проявился рано — первое стихотворение она написала в 8 лет. В 1913–1922 годах Елена училась в Курской Мариинской гимназии, затем в Курском пединституте. В 1921 году были опубликованы ее первые стихи.
Семья ожидала, что Елена станет учительницей, но тайком от близких она уезжает в Москву и держит экзамен во Всероссийский литературно-художественный институт Валерия Брюсова. Поступает и в 1925 году заканчивает его.
Но «работать поэтессой» у нее не получается — ей приходится устроиться в багажную экспедицию редакции газеты «Известия» на техническую должность.
Редактор «Мурзилки»
Между тем ее детские стихи начинают печатать журналы «Затейник» и «Мурзилка», где уже сотрудничали Барто, Маршак и Михалков. С 1933 года она становится постоянным автором этих изданий, а с 1939 года — редактором «Мурзилки».
Во второй половине 1930-х одна за другой огромными тиражами начинают издаваться ее книжки для детей. Елена Благинина становится популярной. В 1938 году ее принимают в Союз писателей.
Но в личной жизни это был тяжелейший период. Ее любимый муж, талантливый поэт Георгий Оболдуев, с которым она познакомилась во время учебы в Брюсовском институте, в 1933 году был приговорен к ссылке в Карелию по доносу.
Мужа сослали за стихи Цветаевой
Его как контрреволюционера обвинили в распространении антисоветских материалов. Поводом стало чтение вслух запрещенных стихов Марины Цветаевой в компании литераторов.
Оболдуев освободился в 1939 году, без права жить в Москве и еще ряде крупных городов. Позже Елена Благинина писала в воспоминаниях, что жизнь ее мужа в эти годы была исполнена «мытарств, поисков работы, беззащитности и неустройства».
Фото: Википедия
«Молодой Кассиль — элегантная жирафа»
Все эти годы ее счастьем была работа в Детском государственном издательстве «ДЕТГИЗ».
«Детгиз мы считали «главным домом» своей жизни. Это издательство было средоточием работы, дружбы, веселья. И то сказать, в одной редакции Маршак читает новые переводы с английского, поблескивая очками <…>. Где-то рядом раздается «провидческий» голос Пастернака. А в коридоре молодой Кассиль — этакая элегантная жирафа — сыплет анекдоты один смешнее другого <…>. А вот и Андроников! Ну, тут уж пиши — пропало! Сколько живых и когда-то живших соединяются в одном великом лицедействе!» — вспоминает довоенные годы Елена Благинина в своих мемуарах.
В 2015 году вышел двухтомник Елены Благининой «Стихотворения. Воспоминания. Письма. Дневники», знакомящий с жизнью и внутренним миром поэтессы, с ее взрослыми стихами.
«И отзовется жизнь иною мукой»
Елена Благинина писала и взрослые стихи, ею при жизни было выпущено два сборника — «Окна в сад» (1966) и «Складень» (1973).
Другие сны слетятся к изголовью,
Умолкнут грозы в стынущей крови,
И то, что называли мы любовью,
Воспоминаньем станет о любви.
И отзовется жизнь иною мукой,
Иным вонзится в сердце острием,
И то, что называли мы разлукой,
Быть может, страхом смерти назовем?
И только в час полночного молчанья,
Когда восстанут вдруг в проснувшейся крови
Все неисполненные обещанья,
Все росстани, все горести любви,
Мы встретим их мучительным рыданьем,
Обрадуемся, что еще живем,
И то, что называли мы страданьем,
Обыкновенной жизнью назовем...
Еще немного о муже Благининой
Поэт Георгий Оболдуев практически неизвестен широкой аудитории, при жизни ему удалось напечатать единственное стихотворение. Всю жизнь он писал в стол, а первый его сборник вышел стараниями Елены Благининой только в 1977 году, и то не в СССР, а в Германии, спустя четверть века после его смерти.
В нашей стране его поэзия начала публиковаться только после перестройки. Георгий Оболдуев писал стихи в традициях Хармса, Хлебникова и раннего Маяковского. Он был выходец из дворянской семьи, был музыкально одаренным человеком.
В 1943 году Оболдуев был мобилизован, служил в разведке, поскольку прекрасно знал немецкий. В начале 1945-го он получил контузию, после которой тяжело болел и умер в 1954 году.
Памяти мужа Елена Благинина посвятила роман «Люблю мучителя своего всё неистовее», вышедший в 1997 году, уже после смерти писательницы.
Не нашла упоминаний, были ли у пары дети. Но известно, что Елена Благинина как родного сына вырастила племянника Александра.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии