Фото: Правительство Амурской областиФото: Правительство Амурской области

Новая история

— Мы живем в новую историческую эпоху. Закончился 30-летний период взаимодействия с Западом — и закончился он надолго. Сегодня в мире есть три центра силы — это Россия, Китай и Запад. Чтобы оставаться независимым государством, надо обладать рядом характеристик, главное — сохранять суверенность. Кстати, у Европы этого как раз нет, она находится под влиянием США. Для сохранения независимости нужна энергетическая безопасность — тут у нас всё хорошо, продовольственная — тоже на уровне. Цифровая безопасность — вот здесь есть куда еще стремится, — губернатор Василий Орлов встречу с журналистами начал с краткого обзора международной политической обстановки. — Наша страна сейчас трансформирует экономику, ищет новые рынки. Китай и прежде был заинтересован в отношениях с Россией, но сегодня это партнерство выходит на новый уровень.

93

миллиарда рублей – таким будет доход бюджета Приамурья в 2023 году. При этом область получит дополнительные поступления в размере 1,5 миллиарда рублей. Источники — налог на прибыль и имущество организаций, акцизы на нефтепродукты

При этом для Приамурья Поднебесная — не новый, а старый и проверенный партнер.

— У Благовещенска исторически было несколько периодов, когда он активно сотрудничал с Китаем. До революции город считался купеческим: одни из самых красивых зданий современной амурской столицы — это торговые ряды «Мавритания», которые были построены в те годы на набережной, — отметил Василий Орлов. — В тот исторический период город получил очень хороший импульс. Второй виток развития отношений — 90-е. Памятник челноку в центре Благовещенска стоит не случайно: когда рухнула плановая система и экономика Советского Союза, эти люди, по сути, спасли экономику как минимум города. Да, когда профессора идут торговать на рынок — для страны это плохо. Но они спасали свои семьи и, параллельно, — выстраивали отношения России с Китаем».

Ставка на Китай

Фото: Алексей Сухушин

Конечно, не только Приамурье претендует сегодня на роль российского центра в развитии партнерства с Поднебесной. Но если Хабаровский край и Приморье уделяли немало времени и другим азиатским странам — Южной Корее, Японии и так далее, то для Приамурья в связи с географическим положением главным международным партнером всё же был и остается Китай. И сегодня ставка на Поднебесную оказалась выигрышной.

— С учетом всех санкций, которые наложены на нашу страну сегодня, развития параллельного импорта, необходимости обеспечить рынок России целым рядом товаров, у Благовещенска и Амурской области есть уникальная перспектива, — уверен губернатор. — Первое наше преимущество перед другими регионами, которые тоже имеют пограничные отношения с Поднебесной, — уникальная локация Благовещенск —Хэйхэ и 30 лет тесной работы с китайскими партнерами. Второе преимущество — логистическая инфраструктура.

Логистика на высшем уровне

Фото: Алексей Сухушин

Автомобильный мост через Амур — серьезное конкурентное преимущество региона.

— Сегодня общий портфель инвестиций по предмостовой зоне — больше 10 миллиардов рублей. И это только частные инвестиции: склады, площадки по перегрузке товаров, сухой порт, — отмечает Василий Александрович. — Когда мы проводили конкурс среди инвесторов, участниками становились крупные компании западной части России. Это показательно: Амурская область становится интересна бизнесу федерального уровня.

54

процента общего товарооборота Амурской области пришлось на Китай в прошлом году. Это почти в два раза выше, чем в 2021-м

Сегодня готовность амурской логистической инфраструктуры выше, чем у соседних регионов. И Приамурье продолжает активно работать над расширением номенклатуры грузов, которые можно провозить по мосту.  

«Мы сформулировали еще 11 предложений, в том числе по продуктам заморозки и ряду других товаров. Сейчас у нас есть большой запрос по крахмалу. Для Приамурья картофель — хороший вариант для севооборота соевых полей. Сам картофель возить, конечно, нерентабельно, а вот крахмал и продукция из него интересует наших китайских партнеров. Еще один продукт, который обладает хорошим потенциалом для экспорта в Поднебесную, — кукуруза. Сегодня мы производим порядка 370 тысяч тонн, а можем — миллион. Это тоже хорошая пара для сои в севообороте, — рассказал Василий Орлов. — Но кукуруза — сложный продукт, которому необходима серьезная инфраструктура: техника, сушилки и так далее. Мы работаем с Китаем и в этом направлении».

Большой экспортный потенциал и у продукции газохимического кластера, который пока только начинает развиваться. Потенциал для китайского рынка колоссальный, уверен губернатор. Первой ласточкой может стать сжиженный природный газ, который, по прогнозам, завод начнет производить к началу следующего года. В перспективе — гелий, полимеры и продукция из полимеров. А еще — удобрения, которые тоже делают из природного газа. Впрочем, у этого такого завода будет и внутренний спрос: у Приамурья 1,2 миллиона гектаров сельхозполей.

Но чтобы продукция газохимического кластера пошла по мосту, недостаточно только юридических разрешений. Опять же — нужна инфраструктура для приёмки, хранения и перекачки этого специфического груза. Над этим сейчас работают профильные федеральные и амурские специалисты, а также Китай и сам Газпром.

Каким будет железнодорожный мост в Китай

Фото: Архив АП

Усилить позицию Приамурья в качестве современного международного хаба сможет второй мост: Джалинда — Мохэ. Однако реализовать этот проект за пару лет невозможно. Напомним: от идеи до начала работы моста через Амур прошло порядка 30 лет.

— Технически построить мост «с нуля» можно за четыре года, из них год уйдет на проектирование, — объясняет Василий Орлов. — Но международные мосты требуют решения множества юридических моментов, в частности — создания пунктов пропуска. Еще один важный момент — инфраструктура. Железнодорожный мост не может работать без железной дороги. И если мы говорим о том, что по этому переходу можно перевозить 20 миллионов тонн угля из Якутии в Китай, мы должны сначала выяснить: а сети нашей железной дороги готовы к такой нагрузке на этом маршруте? То же самое с китайской стороны.

Василий Орлов: «В конечном итоге все инвестпроекты повышают качество жизни каждого амурчанина. Рост экономики — это деньги на ремонт дорог, ЖКХ, развитие социальной сферы. А еще — новые рабочие места».

Сегодня власти обсуждают несколько вариантов того, каким будет мост. Известно, что совмещенным — железнодорожным и автомобильным. Но как это будет выполнено? Первый вариант — два моста рядом. Второй — как в Хабаровске, один над другим. Третий вариант — когда автомобили идут по железнодорожным путям, пока нет составов.

— Каждое из решений имеет свои технические особенности и напрямую зависит от прогнозного грузопотока. Я поддерживаю решение о том, что мост должен быть совмещенным: в этом случае на этапе строительства ж/д инфраструктуры уже можно будет переправлять грузы, вокруг которых будет создаваться инфраструктура, — отмечает губернатор. — Помимо технических решений необходимы юридические, а это полномочия федерального уровня. Сегодня мы видим поддержку со стороны соответствующих структур: Минтраса, Минвостока, Минэкономразвития России, РЖД. Аналогичная позиция и у китайской стороны. Рассчитываем, что летом вопрос вынесут на межправительственную комиссию.

Необходимо решить и третий вопрос — финансовый. «У нас есть опыт моста через Амур: тогда было воздано совместное международное предприятие на базе двух государственных компаний — российской и китайской. Китайский банк выдал кредит, который сейчас оплачивается за счет платы за мост. Когда мост окупится, провозную плату мы снизим до уровня содержания, — рассказал губернатор. — Вторая модель — концессия. У нас уже есть концессионные инициативы от компании, которая строила мост через Амур и Зею, а сейчас по концессии строит путепровод в Новобурейском».

Реализация моста Джалинда — Мохэ даст новый импульс развитию северных районов области, снизит возросшую нагрузку на Транссиб и БАМ и повысит транзитный потенциал Приамурья.

Глава региона уверен: экономики Амурской области и Китая взаимозависимы, и заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве есть у обеих сторон.

— Наш регион — это логистика, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, газохимический кластер, который на сегодня еще не реализован, но имеет колоссальный потенциал, — резюмировал Василий Орлов. — Я думаю, если мы зафиксируем сегодняшние показатели по грузообороту, инвестициям и сравним их с теми, что будут через пять лет, разница будет весомой. Мы продолжаем работать и постараемся сделать максимум с учетом тех возможностей, что есть у региона сейчас.

«Безвизовый режим вернется»

Фото: Архив АП

Туристический потенциал Приамурья на сегодняшний день до конца не раскрыт, уверен губернатор региона. В 2019 году область занимала 4-е место по въезду китайских туристов: за год сюда приехало 115 тысяч человек из Поднебесной. При этом в провинцию Хэйлунцзян в тот же год приехало порядка двух миллионов китайских туристов. 

На днях амурская делегация во главе с Василием Орловым приняла участие в 32-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарке. Наш регион представили компании в сфере логистики, промышленности, сельского хозяйства, финансов, энергетики, туризма и других.

«Нам необходимо решить два вопроса: как привезти и что показать. В первом случае решение несет новый автомобильный мост, в перспективе по нему поедут туристы, и канатная дорога. Мы смогли в обход санаций закупить оборудование, проект будет завершен, — говорит губернатор. — С культурной программой проблем нет: только в Благовещенске есть порядка 50 музеев, строится музей российско-китайской дружбы. Кстати, подобная инфраструктура создается и в Хэйхэ.

Очень важный момент для развития туризма — упрощение прохождения границы и снятие визовых барьеров. «Безвизовый режим точно вернется: этот вопрос сейчас активно обсуждается на международном уровне. Сегодня мяч на китайской стороне: в КНР еще не сняли все ковидные ограничения. Надеюсь, в ближайшее время соответствующие решения будут приняты», — рассказал глава Приамурья.

«Нам нужно учить китайский язык»

Фото: image.mel.fm

4300

человек сегодня в Приамурье учат китайский, половина из них — в Благовещенске

— Язык на сегодняшний день — главный камень преткновения, барьер двух цивилизаций с разными культурами. С прошлого года в ряде амурских школ начали изучать китайский — на факультативах, курсах. Но этого недостаточно, — уверен амурский губернатор, свободно разговаривающий на китайском языке. — Если мы хотим развивать туризм, жителям КНР должно быть у нас комфортно. В Хэйхэ сегодня таблички с названиями улиц, указатели на двух языках: китайском и русском. А в России разрешено на дорожных знаках использовать только русский и английский языки.

Языковой барьер необходимо снимать. В планах — обучение по обмену, отдельный блок для студентов-иностранцев в общежитии международного кампуса, который появится в Благовещенске, образовательные программы. Но не всё так просто. «Возьмем БГПУ. Если расширить изучение китайского и сократить направление немецкого и французского языков, которые в связи с геополитикой становятся, при всем уважении с этим странам, не столь актуальны, то что делать с преподавательским составом? Такие вопросы нуждаются в тщательной проработке», — подчеркнул Василий Орлов.

«Китай на нашей стороне»

Как в целом простые китайцы относятся к русским и России, спросили у губернатора на конференции. «В один из вечеров в Харбине нам удалось просто пройтись по городу. Люди настроены благосклонно, улыбались. Город не терял время и в пандемию продолжал развиваться. Отметили интересные решения по озеленению, и несложные в исполнении, — Олег Гатаулович (Имамеев, мэр Благовещенска. — Прим. ред.) кое-что даже записывал.

Кстати, телевидение Китая освещает проблему на Украине без искажений, показывает истинную картину и роль нашей страны в этом конфликте. В общем, люди ждут здесь российских туристов».

Российские соотечественники в КНР помогут укрепить связи

7

компаний представляли свою продукцию в амурском павильоне на Харбинской ярмарке. Китай познакомили с продукцией из сои, зерна, мёда, кондитерскими и мясными изделиями, удобрениями и сувенирами. Презентовала свои услуги и компания, занимающаяся международными автомобильными перевозками

На днях амурская делегация вернулась с 32-й Харбинской ярмарки. После трехлетнего перерыва она вновь прошла в очном формате. «Такие мероприятия, как ярмарка, АЭФ, являются очень важными площадками для дальнейшего развития в экономической и гуманитарной сфере не только на уровне руководства страны, но и на уровне простых людей, бизнесменов, — отметил Василий Орлов. — Мы презентовали Амурскую область, агломерацию Благовещенск — Хэйхэ. Видим заинтересованность китайской стороны, причем не только северных бизнесменов, но и предпринимателей с юга Китая».

Сейчас область занимается подбором специалистов, которые помогут развивать сотрудничество амурских бизнесменов с хэйлунцзянскими. В роли посредников рассматривают в том числе наших соотечественников, которые сегодня живут в Поднебесной. «У нас была с ними встреча, обсудили их предложения. Интересные люди, работают в науке, искусстве, бизнесе, — думаю, их можно встраивать в работу по развитию взаимоотношений России и Китая», — отметил Василий Орлов.  

Амурская область представила на ярмарке свою продукцию. Примечательно, что в соседнем павильоне производители из Китая предлагали посетителям колбасу, этикетка которой полностью совпадала с продукцией «Амурского бройлера». «Визуально — один в один. Мы купили, попробовали. По вкусу амурская, конечно, лучше», — поделился губернатор.

***

Амурские школьники заговорят на китайском: как воплощается идея ввести изучение языка КНР

 

В школах Благовещенска начались бесплатные факультативы по китайскому языку

 

«Результат изучения китайского в амурских школах увидим спустя годы»: глава минобра о новом проекте

Возрастная категория материалов: 18+