Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №46 (29141) от 20 ноября 2024 года
Издается с 24 февраля 1918 года
25 ноября 2024,
понедельник

Жизнь на вулкане

Жизнь на вулкане / Камчатское село Ключи 35 лет носило статус города. Здесь красивейшая природа в окружении четырех действующих вулканов. Миллионы людей мечтают побывать на земле у огнедышащих гор, но добираются в эти места только самые отважные и упрямые. В уникальном, самом мощном вулканическом районе России не развит туризм. Да что туризм, тут до сих пор не построили общественный туалет.


Камчатское село Ключи 35 лет носило статус города. Здесь красивейшая природа в окружении четырех действующих вулканов. Миллионы людей мечтают побывать на земле у огнедышащих гор, но добираются в эти места только самые отважные и упрямые. В уникальном, самом мощном вулканическом районе России не развит туризм. Да что туризм, тут до сих пор не построили общественный туалет.

Село под пеплом

Камчатка. Для большинства из нас это слово магическое. Гейзеры, вулканы, медведи и рыба — это первое, что приходит на ум, когда мы слышим название отдаленного региона.

Село Ключи — эпицентр камчатской экзотики. Шутка ли, его окружают четыре действующих вулкана! Один краше другого.

А стоит село на берегу реки Камчатка, известной роскошной рыбалкой. Вокруг — десятки целебных термальных источников.

От Петропавловска-Камчатского до Ключей почти 600 километров пути, ровно половина которого никогда на знала асфальта. Каждая встречная или обгоняющая машина укрывает густым облаком пыли.

— Зимняя дорога мне больше нравится. Летом пылища — дышать нечем, — замечает местный водитель.

За сотню километров до Ключей становится совсем грустно. Придорожный лес кажется мертвым: здешний белый свет почернел от выпавшего нынешней весной вулканического пепла. 11 апреля разбушевался вулкан Шивелуч, из его кратера летели огонь и несметные тонны пепла.

— Утром проснулся, а за окном темень. Я сразу догадался, что идет извержение вулкана. Последний раз подобное было в 1964 году. Тогда извергался вулкан Безымянный, — рассказывает вулканолог Юрий Демянчук.

Я приехал в Ключи спустя три недели после пеплопада. Многотонье пепла толстым ковром лежало на улицах, дворах и крышах. Снег, засыпанный вулканической пылью, таять даже не думал.

Острой бритвой резануло душу местное кладбище: могилы тонули в черных сугробах, из-под которых торчали лишь верхушки памятников.

— Раньше июня на кладбище не ходим, снег здесь долго тает. А в этом году, наверное, и того позже придется убирать могилы, — вздыхали местные.

Село неприглядно. Целые улицы брошенных, разваливающихся домов, провалы в заборах. Канавы и глубокие колеи вместо дорог. Немым криком кричат разруха и запустение.

Только в центре села небольшая латка уставшего асфальта. Глядя на сегодняшнюю действительность, трудно поверить, что здесь когда-то был настоящий город с населением 15 тысяч человек.

Статус города Ключи получили в 1979 году. Жизнь здесь шумела ярмаркой. Регулярно из Петропавловска-Камчатского летал самолет, был двухэтажный Дом быта, в котором работали самые лучшие портные полуострова.

Жизнь под горочку покатилась в постперестроечные 90-е годы. Закрылся градообразующий леспромхоз, дававший тысячи рабочих мест. Сгинул и местный совхоз, кормивший весь север Камчатки овощами, молоком и мясом.

Образовавшиеся инфраструктурные и социальные пустоты так ничем и не заполнили. Они зияют.

— На всех улицах были ровные деревянные тротуары, чистота была идеальная. Люди соревновались друг с другом, у кого дом лучше и цветов в палисаднике больше, — вспоминает Оксана Калиниченко, начальник Ключевской метеостанции.

«Туризм у нас дорогой. Он не может быть дешевым по определению, — говорит бывший водитель совхоза Сергей  Кужанкуй и не скрывает: — «если по уму», то туризм кормит».

Вся ее жизнь — Ключи. Говорит, что уезжать даже не думает.

— Я не смогу бросить эти вулканы, эти закаты. Вы даже не представляете, какая тут красота, когда солнце садится за вулкан! — восклицает Оксана Викторовна.

Главное и неоспоримое богатство здешней жизни — природные красоты. Седые вулканы и правда завораживают. В Ключах говорят, что бесконечно долго можно смотреть на огонь, воду и окрестные вулканы.

«Дикий» туризм

Ключи уникальны для туризма. Здесь есть то, чего больше нет нигде в мире. С этим мнением здесь согласны все. Пытаюсь понять, почему верное, казалось бы, дело так и не сдвинулось с места?

Туризм здесь в основном «дикий». Самые настойчивые из влюбленных в Камчатку через сарафанное радио находят доморощенных гидов, которые как могут, так и рассказывают о здешней уникальности.

Сергей Александрович Кужанкуй, моложавый, кряжистый, с взглядом-рентгеном. Он живет и зарабатывает на жизнь исключительно туризмом. Вместе с двоюродным братом показывают приезжим вулканы, организовывают незабываемую рыбалку.

— Туризм у нас дорогой. Он не может быть дешевым по определению. Поднимем вас к кратеру любого из наших вулканов. Организуем шикарную рыбалку, — неспешно говорит Сергей Александрович.

Однодневная поездка на вулкан для двоих обойдется в 40 тысяч рублей. Рыбалка с проживанием в домике с баней и персональным поваром встанет по 10 тысяч в день на одного человека. Самый бюджетный вариант рыболовства с проживанием в домике без бани и без повара — пять тысяч рублей в сутки с каждого рыбака.

Бывший водитель совхоза «диким» туризмом занимается лет двадцать. Раньше его основными туристами были иностранцы, сегодня по большей части приезжают соотечественники.

Находят его через социальные сети, через друзей и знакомых.

— У меня были туристы из Австралии, Новой Зеландии, из Европы и Америки. Они все восторгались, что нигде не видели такой первозданной красоты, как у нас. Вулканы, какими были тысячу лет назад, такими и остались, — замечает Сергей Кужанкуй.

Кужанкуй — хозяин! У него единственного в Ключах весь двор вычищен от вулканического пепла. Внутри вереница техники — снегоход, квадроцикл, трактор, автомобиль.

Не скрывает, что «если по уму», то туризм кормит. Он двоим дочерям купил квартиры в городе, помог получить высшее образование.

Когда на вулканы сморю, кажется, с Богом разговариваю,  выдыхает бывший военный летчик Дмитрий Лазарчик.

Сергей Кужанкуй на мой почти риторический вопрос «Почему в таком красивейшем месте не развивается туризм?» ответил через длительную паузу. Подняв палец в небо, он многозначительно заключил: «Там не хотят…»

Уверен, что «небо» жизни тут ни при чем. Все лежит, что называется, на поверхности жизни. Местной жизни.

Арифметика временщины

Сегодня в бывшем городе, окруженном уникальной природной первозданностью, нет ни одного общественного туалета. Здесь негде пообедать. Единственное кафе предлагает только веганскую пиццу. Точку общепита содержит бывший военный летчик Дмитрий Лазарчик. Он перестроил под кафе и хостел помещение советского Дома быта.

Дмитрий «зацепился» за заезжего журналиста. Говорил о жизни долго, эмоционально. Так обычно рассказывают о любимом ребенке с несчастливой судьбой.

Помотался по гарнизонам, командиром эскадрильи на несколько раз облетел все необъятную страну. А Камчатка не отпустила. Зацепила уникальной природой.

— Когда на вулканы сморю, кажется, с Богом разговариваю, — выдыхает мой собеседник.

Он пытался издавать фотоальбомы с шикарными видами здешних красот. Не пошли. Сетует, туристов мало для такого товара.

— Самое страшное, что здесь во всех живет психология временщиков. Вот поэтому мы, имея все, не имеем ничего, — подытожил Дмитрий Лазарчик.

«Нет государственной воли и инициативных людей. Без этого на серьезный уровень не выйти», — сокрушается глава села Михаил Бусаргин.

Местные подсчитали, что в центре Ключей освоили деньги на строительство 26 лавочек. Зато в этом городе-селе нет 26 метров хорошей дороги.

Глава села Михаил Вячеславович Бусаргин дошел до экватора второго срока полномочий. До этого четыре раза избирался местным депутатом. Здешнюю жизнь знает на три метра в глубину.

Начинаем разговор с туризма, для которого тут Бог создал все, а человек ничего.

— Нет государственной воли и инициативных людей. Без этого на серьезный уровень не выйти, — режет ладонью воздух мой собеседник.

Власть признается, что за долгие годы разговоров так и не создали региональную программу развития этой уникальной вулканической территории.

— Нет политической воли, — заключает Михаил Бусаргин.

Глава дорабатывает последний срок. Дальше готов уступить дорогу молодым. Волевым и деятельным.

А пока жизнь здесь идет с печальной демографической арифметикой: на одного новорожденного — два умерших.

Но это еще ничего, в соседнем поселке Козыревск на одного появившегося на свет приходится шесть ушедших. Есть опасение, что и Ключам осталось недолго. Еще лет 20 для того, чтобы жизнь отсюда ушла насовсем. Ушла и не оглянулась. Если, конечно, на этой земле не появятся настоящие хозяева.

Справка АП

Село Ключи расположено в Усть-Камчатском районе Камчатского края. Находится у подножия самого высокого действующего вулкана Евразии — Ключевской сопки. Действующие вулканы Шивелуч, Толбачик и Безымянный расположены примерно в сорока километрах от села.

Рядом с населенным пунктом находится стратегический испытательный полигон «Кура» ВКС России. В советское время в этих краях испытывали луноход.

В селе живет порядка 3 500 человек, есть общеобразовательная и музыкальная школы. В больнице Ключей работает только половина необходимых специалистов.

Ключи побратимы с итальянской коммуной Канцо.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

3
06.07.2023, 16:13

Кто-то «под горку посыпался», а кто-то совсем наоборот, трудится и в горку карабкается. Авторитарное мнение не есть Истина. Для тех, кто не хочет быть зашоренным коммунизмом, есть прекрасная книга — «Православный »сталинизм"". Сборник, коллектив авторов. Доступна в интернете для скачивания.

— Порфирий Петрович Раскольников
2
04.07.2023, 06:48

...Вообще, по моим наблюдениям, СОВРЕМЕННЫЕ журналисты превратились в хроникёров: освещают ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Но публицистика, добросовестная аналитика требует ответа на вопрос: ПОЧЕМУ? А это — очень неблагодарное, даже опасное дело! И журналисты это прекрасно понимают.

Тот же Ярошенко всё сваливает на ДЕВЯНОСТЫЕ — мол, время было такое. Чума, что ли, наползла? Ответа Ярошенко не даёт — начнётся ПУБЛИЦИСТИКА. А она для Ярошенко — как для Лёлика из «Бриллиантовой руки»: « — На это я пойтить не могу! Мне надо посоветоваться с шефом, с начальством!»

— Nifashev Sergey
1
04.07.2023, 00:19

«Жизнь под горочку покатилась в постперестроечные 90-е годы. Закрылся градообразующий леспромхоз, дававший тысячи рабочих мест. Сгинул и местный совхоз, кормивший весь север Камчатки овощами, молоком и мясом».

 

Вопрос: ПОЧЕМУ? Автор ответа не даёт... Пришлось бы тогда объяснять, почему «при проклятых коммунистах» всё было, а после торжества демократии вся страна под горку посыпалась (не только село на Камчатке).

— Nifashev Sergey
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

В Свободном сдали пятиэтажку для детей-сирот и переселенцев из аварийного жильяЭкономика
Лесной лемминг попал в ловушку ученых в Зейском заповеднике при учете грызуновОбщество
Жители Тынды собрали 170 тысяч рублей на систему радиоэлектронной борьбы для СВОСпецоперация
Жителя Белогорска за неоплаченные алименты отправили на полгода принудительных работОбщество
Корова ударила копытом ветеринарного фельдшера во время вакцинации в Ивановском округеПроисшествия
С улиц городов и сел Амурской области отловили 2700 бездомных собакОбщество

Читать все новости

Общество

Лесной лемминг попал в ловушку ученых в Зейском заповеднике при учете грызунов Лесной лемминг попал в ловушку ученых в Зейском заповеднике при учете грызунов
По миллиону за рождение третьего ребенка получили уже 70 амурских семей
Жителя Белогорска за неоплаченные алименты отправили на полгода принудительных работ
С улиц городов и сел Амурской области отловили 2700 бездомных собак
Администрация села в Тамбовском округе переедет из аварийного здания в обновленный Дом культуры
Система Orphus