— Владимир, вы стояли у истоков движения кинематографистов-любителей в Приамурье, снимали короткий и длинный метр, участвовали в кинофестивалях и проводили свой — «КинАмур», почему вдруг решили заняться детским кино?
— На самом деле школа, которая сейчас создается, — далеко не первый мой опыт работы с детьми. В 2015 году мы организовали детскую студию кино и телевидения «Премьера», проводили открытый Дальневосточный фестиваль детского кино «КинАмурчик», но первое поколение наших учеников выросло, я переключил свое внимание на другие направления.
Однако постепенно понял, что тема детского кино не отпускает. Я ведь сам «заболел» кинематографом, будучи школьником. Именно детское кино помогает, что называется, нести в массы доброе, вечное, светлое, а не застревать в рамках «продается не продается», чем, увы, сейчас грешит любое искусство. В то же время съемки фильма всегда затратное мероприятие, существовать без поддержки государства сегодня очень сложно, поэтому мы и решили зарегистрировать общественную организацию. Процесс этот не быстрый, но мы уже на финишной прямой — документы рассматривают в юстиции, и, думаю, в ближайшее время мы уже получим официальный статус.
— Еще недавно детское кино было «за бортом» внимания кинокомпаний по причине малоокупаемости. Сейчас что-то изменилось?
— В этом году в правительстве подписали закон о полном госфинансировании детских фильмов. Хотя речь идет, скорее, о большом кино, однако курс на поддержку любительского детского кино тоже существует. Если раньше нам приходилось снимать фильмы преимущественно на собственные средства, привлекать родителей, то после регистрации общественной организации, надеюсь, сможем рассчитывать на грантовую поддержку.
Однако у нововведения есть и обратная сторона — под эгидой детского кино некоторые пытаются снять фильмы, ориентированные на 16–17-летнего зрителя. Да, совершеннолетие наступает в 18 лет, но давайте будем честны: разница между человеком в 10 и 16 лет — колоссальная. До определенного момента дети равнодушны к тому, что важно в юношестве. Та же тема взаимоотношений между полами, первая любовь — в начальных классах школы не так важна, как в старших. Когда я спрашиваю ребят, даже девчонок, про что будем снимать, думаете, они отвечают — про любовь? Как бы не так! Им подавай триллеры, мистику, расследования. Поэтому я считаю, что нужно разделять детское и юношеское кино.
На съемках кинофильма «Игра в красавицу»
— Прежние ваши проекты носили областной уровень, сейчас вы решили расширить масштабы, создать межрегиональную студию. В каких городах, кроме Благовещенска, будут филиалы?
— На сегодняшний день уже есть договоренность с Хабаровском и Улан-Удэ. Я нашел там студии, которые хотят расти, пробовать другие форматы, осваивать новые направления. Велись переговоры с Владивостоком и Уссурийском, но по разным причинам открыть филиалы там пока не удалось. Так что пока у нас три города, но, надеюсь, постепенно охват увеличится, и желающие присоединиться к нам найдутся в других регионах ДФО.
Чемодан денег и старая шляпа — важный реквизит для героя Юрия Егорова
— Насколько кинематограф популярен у подрастающего поколения? Может ли он конкурировать с блогосферой? Дети не задают вопросы, зачем большая тяжелая камера, если есть телефон, зачем оператор, если есть селфи-палка?
— Конечно, снять стрим не одно и то же, что создать фильм, пусть даже короткометражный. Мне кажется, не стоит сравнивать эти две вещи. Так же как не нужно ставить в один ряд любительское и большое кино. В среде кинематографистов нередко разгораются дискуссии на эту тему, я не устаю повторять, что любительский кинематограф давно стал самостоятельным видом искусства, отдельной субкультурой. Так же и с видеоблогерством, между этим модным явлением и кино общее лишь то, что и то и другое имеет видеоформат, а дальше идут отличия.
Благовещенец Максим Романов переехал в Москву и снимается в популярных сериалах, таких как «Почка» и «Серафима». Он даже может похвастать тем, что работал на одной съемочной площадке вместе с Сергеем Безруковым. Еще один наш земляк Владислав Спирин перебрался в Северную столицу, где успешно снимается в криминальных сериалах.
Дети, с которыми я занимаюсь, прекрасно это понимают. Участие в киносъемках не мешает им заниматься блогерством. Я не имею ничего против, поскольку понимаю, что для современных детей это — своеобразный стиль общения, способ коммуницировать. Мы в свое время играли в городки, войнушку, пекаря, сейчас характер взаимодействия между детьми трансформировался, ушел в онлайн. Думаю, нужно принять это как данность, а не морализаторствовать. К счастью, ребят, интересующихся кинематографом и другими видами искусства, тоже немало.
— Сложно ли работать с современными детьми?
— По-разному. Некоторые ребятишки настолько талантливы, что даже в случае заминки выдают такой экспромт, что не грех и от сценария отступить. Есть менее одаренные дети. Но я придерживаюсь мнения: «Нет плохих актеров, есть плохие режиссеры». И вот когда такой начинающий актер, с которым пришлось порядком помучиться, на фестивале берет приз за лучшую роль, ты радуешься не только за него, но и за себя, понимая, что это и твой успех.
Кадр из к/ф «Игра в красавицу»
Впрочем, дети «со звездочкой», несмотря на свои незаурядные способности, нередко тоже требуют особого подхода. Они уже знают себе цену и ставят себя на уровень выше остальных. В среде юных актеров нередко царит недетская конкуренция, поэтому я выступаю за то, чтобы своя роль была у каждого, и нередко переписываю сценарии исходя из этого.
— Снимаясь в любительских короткометражках, каждый ребенок в душе мечтает стать кинозвездой. Насколько это возможно, учитывая нашу отдаленность от центра?
— Сравнивать возможности столичных и провинциальных киностудий было бы неправильно. Однако шанс прогреметь на всю страну есть у всех. Так однажды случилось с фильмом благовещенца Сергея Храмых «Здравствуй, малыш!» Светлая история про телефонную дружбу мальчика и ветерана войны, снятая по рассказу, найденному в Сети, заняла Гран-при на «Фестивале фестивалей» в Москве в 2014 году. Победители определяются путем зрительского голосования, а это один из самых независимых способов оценки.
К слову, работая над фильмом, мы не знали его автора — текст был не подписан. Но уже после того, как фильм «прогремел», автор нашел нас. Оказалось, что мы не первые, кто решил экранизировать его повесть, но именно работа амурской команды, по его мнению, стала лучшей попыткой передать на экране то, что он написал. Что касается мечты стать популярным актером, то и здесь, думаю, шансов достаточно.
Кадр из к/ф «Игра в красавицу»
Несколько ребят, начинавших с нами в любительском кино, попали на большой экран. Например, благовещенец Максим Романов переехал в Москву и снимается в популярных сериалах, таких как «Почка» и «Серафима». Он даже может похвастать тем, что работал на одной съемочной площадке вместе с Сергеем Безруковым. Еще один наш земляк Владислав Спирин перебрался в Северную столицу, где успешно снимается в криминальных сериалах.
— Организация вот-вот получит юридический статус, наверняка план работ уже есть. Поделитесь?
— Во-первых, мы планируем открыть школу детского кино. Акцент будет сделан на актерское мастерство. Прежде мы обучали ребят азам операторского мастерства и режиссуры, но со временем поняли, что абсолютное большинство детей все-таки хотят быть в кадре. Также хотим возродить сквозной фестиваль «Созвездие». Почему сквозной? Мне кажется, если он будет проходить не в одном городе, а в разных — это повысит к нему интерес. Вообще, он задумывается как детский, но мы рассматриваем возможность и гостевых номинаций, таких как «Взрослые о детях», например.
Есть еще одна задумка — открыть в Благовещенске детский кинотеатр. Помните, как в нашем детстве родители покупали нам абонементы в кино на каникулы? Было бы замечательно, если у школьников появилась бы своя отдельная площадка, где можно проводить показ фильмов, снятых по произведениям школьной программы, а также демонстрировать плоды творчества учеников детской школы кино. Ну и конечно, мы будем с ребятами снимать фильмы.
Для съемок в новом фильме актерам требуется профессиональный гримм
— Какие-то конкретные наметки в этом плане есть?
— Да, мы готовим экранизацию по книге нашего амурского писателя Александра Курако про путешествие девочки Даши во времени. Вообще, найти подходящее произведение для экранизации довольно сложно. Я занимался этим несколько лет, выходил на писателей из центральных регионов, но поиски были безрезультатны.
Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что у нас в Благовещенске есть детский писатель, и из-под его пера вышло уже несколько интересных книг — почти готовых киносценариев. У повествования не только увлекательный сюжет, но и образовательный момент: героиня знакомится с историей родного края, узнает об известных амурчанах и важных событиях. Съемки уже начались, одну из главных ролей играет актер Амурского театра драмы Юрий Егоров.
Справка АП
Владимр Розанов — кинорежиссер-любитель. Учился во ВГИКе, на курсе Владимира Хотиненко. Создал и руководил общественными организациями «АмурКиноСоюз» и детской киностудий «Премьера», учредил фестиваль «КинАмур» и «КинАмурчик» в рамках «Амурской осени». Снял порядка 75 фильмов, из них один полнометражный и более 30 детских.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии