Сам себе не навреди
Как повысить роль самих больных в безопасном оказании медицинской помощи — эту важную для каждого амурчанина тему обсудили в «Точке кипения» накануне Дня безопасности пациентов, который во всем мире отмечают 17 сентября. Медики, представители амурского Росздравнадзора и общественных пациентских организаций рассказали о том, почему важно быть откровенным с доктором, внимательно заполнять анкеты во время диспансеризации и пить лекарства строго по графику.
От принятия медицинских решений «за пациентов» — к организации помощи «вместе с пациентами»: к этому призывает сегодня Всемирная организация здравоохранения.
— Вклад самих больных, членов их семей и людей, которые за ними ухаживают, имеет большое значение для безопасности при оказании медицинской помощи. Нам, медикам, надо поощрять пациентов высказывать свое мнение, быть их активными партнерами, — подчеркнула врач областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики Ирина Жидкова, призывая каждого больного занимать активную позицию в отношении самого себя.
Пациенты часто заявляют о своих правах, забывая, что у них еще есть обязанности — заботиться о сохранении своего здоровья: следить за своим весом, контролировать сахар, бросить курить, больше двигаться, соблюдать режим лечения, если вы заболели, и правила поведения в медицинских организациях. А еще пациент не должен совершать таких поступков, которые могут ему навредить.
«Захожу в палату и с ужасом вижу: на кровати шипит маска, куда поступает централизованный кислород, а пациент выставил голову в окно и курит!»
Многие недопонимают — что значит «могут навредить». Допустим, лежит человек в стационаре. Ему сказали: постельный режим. Пациент думает: «Кровать от меня никуда не денется. Сейчас в туалет схожу и снова лягу». А если у него на данный момент риск кровотечения, то и вставать‑то нельзя, не то что ходить! Если разовьется профузное, то есть внутреннее кровотечение, то медики могут и не успеть спасти.
— В моей практике был случай, — вспоминает Ирина Жидкова. — В пульмонологию областной больницы доставили пациента с угрозой развития астматического статуса. Мужчина курящий, получал кислородотерапию. Мы всю ночь им занимались. Утром захожу в палату узнать о его самочувствии и с ужасом вижу: на кровати лежит и шипит маска — туда поступает централизованный кислород, а пациент выставил голову в окно и курит!
Вовремя доктор зашла и отключила кислород, а то могли бы всем отделением вместе с курильщиком взлететь в воздух.
Будьте с доктором откровенны
Доктор Жидкова много лет работала в отделении пульмонологии областной клиники. И вспомнила случай: однажды приходит в палату на утренний обход, а пациент достает большой список вопросов.
— Не я его спрашиваю, как вы ночью спали, а он меня вопросами засыпал, — улыбается доктор. — Я отвечаю, больной пометки в списке делает: «Это мне понятно, к этому надо еще потом вернуться…» Меня такая педантичность нисколько не раздражает. Понятно, что человек переживает, хочет, чтобы лечение выполнялось по правилам. Требовательные пациенты зачастую более ответственно относятся к нашим рекомендациям и советам. Будьте с доктором откровенны. И если что‑то непонятно, всё уточняйте.
Долечила себя до приступа
В стационарах нередки случаи, когда после самолечения пациент поступает в тяжелейшем состоянии и медики борются за его жизнь. Фото: Архив АП
Лучше два раза что‑то переспросить, чем довести себя до приступа. А таких примеров в жизни немало. Был случай, когда бабушка ходила на прием к одному кардиологу, потом к другому и еще к третьему в платную клинику. Собрала информацию у всех, а затем один препарат выбрала из назначения одного доктора, второй — другого. Она же опытная — лет с 45 уже болеет! В результате стала принимать одновременно два препарата одной и той же группы — в данном случае были антагонисты кальция. Женщина была уверена, что грамотно выбрала себе лечение, а на самом деле создала себе риск остановки сердечной деятельности.
— В стационарах, особенно где оказывают экстренную помощь, нередки случаи, когда после самолечения пациент поступает в тяжелейшем состоянии, даже в критическом. И мы лечим не заболевание, а начинаем уже бороться за его жизнь, — констатирует заместитель главного врача по лечебно-диагностической работе Амурской областной клинической больницы Мария Черных. — Врачи очень часто слышат от пациентов, что их беспокоят те или иные жалобы уже на протяжении долгого времени. Но за медицинской помощью своевременно не обращаются, лечатся по совету соседки или так, как «прописал Google», теряя драгоценное время.
Говорите лечащему врачу, какие витамины и БАДы принимаете
Медики перегружены работой. Лечащий врач быстро что‑то объяснил пациенту, а тот может не всё понять. Не стесняйтесь задавать вопросы, уточняйте информацию, которая вам не ясна. Важный момент — безопасность применения лекарств. Особенно в сочетании с БАДами. Биологически активные добавки бывают разные. И вроде бы состав хороший, всё замечательно. Однако бывают нюансы.
Ведите дневник головной боли. Любой лечебный процесс начинается с вопроса врача: «Что вас беспокоит?» От того, насколько точно пациент изложит свои ощущения, будут зависеть диагноз, лечение и дальнейший прогноз. С этой целью можно вести дневники жалоб. Например, неврологи советуют вести дневник головной боли — когда эта боль возникает, в какое время суток, какой характер носит, где локализуется, чем купируется. Если у вас сердечно-сосудистые заболевания, нужно записывать в дневник пульс, давление, вес.
Ирина Жидкова рассказала реальную ситуацию, с которой столкнулся один из титулованных амурских спортсменов. Мужчина стал замечать: когда заплыв на короткие дистанции, чувствует себя хорошо, а когда плывет марафон — километр, два, три или десять на открытой воде, в какой‑то момент у него вдруг наступает резкое истощение. При том что в бассейне эти же дистанции он преодолевал.
— Мы перебрали с ним всё: тренировки, питание… Потом задаю ему вопрос: «А вы какие‑нибудь БАДы для поддержания здоровья принимаете?» И оказалось, что у него в одном БАДе содержится гуарана, а в другом кофеин. Оба вещества относятся к группе метилксантинов. Они его «стимульнули», прошел спринт определенный, а когда надо плыть на выносливость, свой ресурс он уже потратил, — объясняет Ирина Тимиршаевна. — От того, насколько пациент доверяет врачу, всё ли о себе рассказывает, зависит многое в лечении, — подчеркивает доктор. — Часто бывает: принимает человек витамины, БАДы или лекарства, которые ему другой врач назначал. Я в карточке этого не вижу, и он не говорит: не считает нужным или скрывает намеренно. Иногда пациенты лукавят. Вы можете не знать название препарата, но хотя бы опишите его, чтобы доктор назначил препараты, которые не вступят в конфликт и не усугубят действие друг друга.
Не игнорируйте анкетирование — это подсказка врачам
В рамках диспансеризации и профосмотров нам предлагают пройти анкетирование. Не надо его игнорировать. Анкеты придуманы не просто так. На основании ответов (как человек сам себя ощущает и что замечает) мы можем получить информацию, которую не зафиксировали методами исследования, говорят врачи.
Допустим, вопрос: «Наблюдали ли вы у себя беспричинную потерю массы тела?». В первую очередь он вызовет у многих настороженность по поводу онкологии или какой‑то инфекции. Но никто не думает, что это может быть началом старческой астении. Это патологическое раннее старение, когда идет потеря мышечной массы. А среди причин — сахарный диабет, хроническая сердечная и дыхательная недостаточность, сидячий образ жизни, ограничение физической активности.
Если вы проходите лечение у нескольких специалистов по разным поводам, врачи должны знать о назначениях друг друга. Ведь пытаясь одновременно лечить два или три заболевания, вы можете принести своему организму больше вреда, чем пользы. Проблема во взаимодействии лекарственных средств.
Есть интимные вопросы, на которые пациенты стесняются и не желают отвечать. Например: «Была ли у вас когда‑нибудь кровь в стуле при дефекации и какого цвета?». Человек ни на что не жалуется, у него ничего не болит, и он игнорирует этот вопрос — мол, что вы вмешиваетесь в мою личную жизнь?! А на самом деле это тревожный признак, который говорит о повреждении слизистой или стенок кишечника, — возможно это онкология. По цвету можно предположить, в каком отделе желудочно-кишечного тракта возникает кровотечение.
— От полноценного заполнения анкеты многое зависит. Вопросы построены так, что сплошные отрицательные ответы практически невозможны — за редким исключением, если это абсолютно здоровый человек в молодом возрасте. И очень важно, чтобы пациент честно отвечал, — отметила Ирина Жидкова. — От этого будет зависеть, каким аспектам здоровья нужно уделить особое внимание. Это подсказка врачу. Игнорируя вопросы, которые вам кажутся совершенно бесполезными, можно пропустить определенные заболевания.
Строго по графику!
Почему так важно соблюдать лекарственные интервалы
Чем больше лекарств мы принимаем, тем выше риск нежелательного или опасного их взаимодействия. Встретившись в организме, таблетки могут составить опасный коктейль. Фото: Архив АП
«Принимать три раза в день до или после еды». Такие рекомендации есть в инструкции ко многим лекарственным препаратам. У кого‑то завтрак в семь утра, у кого‑то в десять, а потом пообедать смог только в шесть вечера и через час заодно поужинал. Что поделать: такой рабочий режим у человека. Но к приему лекарств это не относится. Их надо принимать строго по графику, четко соблюдая временные интервалы!
— Я своим пациентам всегда на листочке писала, что значит «три раза в день». Встали в шесть утра и выпили лекарство. Через восемь часов, то есть в два часа дня — второй прием. Еще через восемь, то есть в 22 часа — третий. Это будет правильно, — Ирина Жидкова объяснила, почему нужно относиться к этому серьезно: — Важно поддерживать нужную концентрацию лекарственного препарата в крови. Если не соблюдаете режим и принимаете лекарства с меньшим или большим интервалом, то эффективность лечения может снижаться или возникнут побочные неблагоприятные реакции.
Вода — лучший растворитель для таблеток
Не стесняйтесь спросить у доктора, почему препарат нужно принимать именно до еды, а нельзя после, чем лучше запивать. Потому что препарат может вступать в химическую реакцию с пищей или напитками. Если нет специальных указаний, запивать таблетки нужно обычной водой. Это хороший растворитель — вода не оказывает влияния на действующее вещество. А минералка, фруктовые соки, различные напитки могут прореагировать с лекарством, снизив его безопасность и эффективность.
Есть любители запивать таблетки молоком. Это лучше не делать, потому что молоко снижает эффективность лекарств, сходных по строению с белками, — сердечных гликозидов, кофеина, противоязвенных препаратов. Не запивайте молоком ферменты и препараты железа. А если у вас курс антибиотиков, не совмещайте их прием с любыми молочными продуктами — будь то йогурт, сметана или сырники. Иногда в аннотации к таблеткам можно встретить прямое упоминание о недопустимости употребления молока.
Шесть капель в минуту — не чаще
Некоторые препараты при их совмещении могут или нейтрализовать, или усиливать друг друга, даже вызывать кровотечения. Многое зависит и от скорости введения препарата, если вам делают укол внутримышечно или внутривенно.
— Есть ряд антибиотиков, которые нужно вводить настолько медленно — девять миллилитров в течение четырех часов. Нередко бывает: врач пишет назначение, что вводить препарат надо шесть капель в минуту — не чаще. А пациенты просят медсестру: «Ой, я уже в туалет хочу, не могу капельницу терпеть, сделайте быстрее». Было и такое, что пациент сам краник у капельницы подкрутит, а потом лежит красный, как рак вареный, кричит: «У меня аллергия, я сейчас умру!» Еще раз повторю: не стесняйтесь спрашивать, — советует Ирина Жидкова. — Быть любознательным и любопытным — это обязанность пациента, чтобы получить безопасную медицинскую помощь.
«Сегодня перепутал время, завтра — дозировку»
Фото: Архив АП
Все медики отмечают, насколько в лечении пациентов, и особенно людей пожилых, важна роль родственников. Это касается самых разных аспектов. В том числе и контроля за приемом лекарственных препаратов.
Нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП) «не дружат» со многими антигипертензивными средствами. Иногда гипертоники жалуются на «необъяснимые» скачки давления — и даже кризы бывают! А причина простая: несочетаемость лекарств.
Недавний случай: в областную клиническую больницу обратился мужчина в возрасте по поводу протезирования тазобедренного сустава. При плановой госпитализации в приемном покое взяли анализы, а у него гипергликемия достигает 20 ммоль / л! При таких цифрах глюкозы крови оперативное лечение противопоказано — это и операционные риски, и процесс заживления будет длиться очень долго. Родственники в истерике: «Мы так долго ждали эту квоту! Папе надо лечиться».
— После длительных разговоров выясняется, что пациент живет отдельно от детей и внуков, делает инъекции инсулина как попало: сегодня может перепутать время, завтра — дозировку, — рассказывает замглавврача Мария Черных. — Мы поговорили с родственниками: «Давайте вы папу возьмете на две недели к себе и будете строго контролировать режим инсулинотерапии. Потом придете к нам, мы сделаем контроль гликемии и, если всё будет хорошо, госпитализируем дедушку для протезирования сустава». Через две недели приезжают довольные родственники и пациент, у которого по уровню глюкозы хорошие цифры, Операция прошла без осложнений, восстановительный период безупречный. Все остались счастливы.
Пришел не вовремя — разнес инфекцию
Примерно четверть всех заболеваний в Амурской области относится к болезням дыхательных путей, а помощь пульмонологов периодически требуется каждому третьему. Не зря в Благовещенске находится Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания. Климат, плохая экология, курение, частые переохлаждения, грипп и ОРВИ могут дать осложнения на бронхи и легкие. Для постановки диагноза и выбора подходящего метода лечения назначают спирометрию. Казалось бы, что такого, если вы пришли на процедуру раньше или позже назначенного срока?
В отделении пульмонологии областной больницы четко выделены дни и часы, когда там делают спирометрию пациентам с подозрением на воспалительный процесс в легких — есть высокие риски распространения инфекции воздушно-капельным путем. И вот представьте, что такой больной придет в другое время, когда кабинет спирометрии предназначен для «чистых» пациентов. Или же наоборот. «Соблюдение распорядка, когда вы являетесь на процедуру — не обязательно лечебную, даже диагностическую, — тоже говорит о том, насколько безопасно будет выполнено обследование или медицинское вмешательство», — подчеркивают медики.
«Посплю, а утром пройдет»
Фото: ru.freepik.com
На базе областной больницы проводят школы здоровья для пациентов с самыми разными заболеваниями, где учат, как жить с таким диагнозом и как себе помогать. К примеру, как самостоятельно дома начать купировать приступ аритмии. Ведь сердечно-сосудистая патология сегодня — основная причина ухода амурчан из жизни. Это смерти от инфарктов, острого нарушения мозгового кровообращения.
— Смертей было бы гораздо меньше, если бы все больные знали о начальных симптомах сосудистых катастроф, — уверена Мария Черных. И приводит два самых распространенных примера: — Вечером у человека появилась слабость в руке или ноге — довольно частое явление. Как потом рассказывает врачам: «Я стал какой‑то апатичный, чуть‑чуть начал заговариваться. Подумал: наверное, устал, надо лечь спать, а утром всё пройдет». А утром уже ни рука, ни нога не шевелятся, человека увозят на скорой в стационар. Но мы упустили то золотое время, когда можно было помочь. И большинство пациентов нашей больницы — с такой историей.
«Сертификат безопасности» для больниц
В соседней с нами Бурятии, где недавно побывала делегация амурских медиков, уже десять лечебных учреждений имеют сертификат «Качество и безопасность медицинской деятельности».
— Сертификация добровольная, законодательно ее никому не вменяют в обязанность, но я бы рекомендовал всем главным врачам нашей области получить такой сертификат безопасности при оказании помощи пациентам. Мы над этим уже задумались, — сказал главный врач Амурского областного противотуберкулезного диспансера Валерий Ильин.
Система качества разработана Росздравнадзором с учетом международных стандартов. Она направлена на совершенствование подходов к осуществлению медицинской деятельности — для предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью пациентов.
— Три года назад у нас работали представители Национального института качества Росздравнадзора. Приезжали не проверять, а мы сами заказывали аудит, чтобы нам помогли найти какие‑то наши недостатки, — уточнила зам. главного врача АОКБ Мария Черных. — Мы получили рекомендации, сейчас устраняем недочеты и снова планируем заказать аудит. По его результатам уже будем рассматривать возможность получения сертификата «Качество и безопасность медицинской деятельности».
Возрастная категория материалов: 18+
Сейчас многие занимаются самолечением. Я конечно против этого, тем более у самой мама терапевтом работает. Поэтому если что поможет и подскажет чем лечиться (сейчас кстати она еще и повышение квалификации прошла https://institut-medicina.ru/terapiya-pk/ ) В общем всем советую лучше обращаться к специалисту, чтобы еще больше не навредить себе.
— e1safronova