Сибирское шоу про Ермака покорило амурчан
Омский хор привез для спектакля-концерта 5 тонн реквизита, топоры и единственный в мире инструмент
ОбществоКогда зазвучали последние аккорды исторического шоу «Ермак. Легенда Сибири», в зале сначала стояла тишина, а потом все зрители встали и долго аплодировали артистам масштабного спектакля; кто-то даже со слезами на глазах. Душевный песенный казачий фольклор, задорные танцы и профессиональное звучание диковинных инструментов Государственного академического Омского русского народного хора оттеняли нетронутые сибирские просторы, которые простирались с мультимедийных экранов. Как родилась идея постановки, сколько весит костюм Ермака и настоящие ли топоры в баталиях на сцене — «Амурская правда» узнала у начальника легендарного коллектива Елены Ермаковой.
Фото: Алина Белоножко
Ермак — легенда
— Я сама до сих пор частенько не могу сдержать слез, когда смотрю спектакль. Поэтому реакция зрителей для нас понятна. А для того чтобы ярче и точнее передать все эмоции и глубину нашей задумки, мы объединили в шоу фильм, спектакль и концерт, — рассказывает Елена Владимировна. — Конечно, подготовить такое шоу гораздо сложнее, чем просто выйти на сцену и спеть песни из золотого репертуара. Но у нас молодая команда единомышленников и если мы что-то задумали, то обязательно сделаем. Этот спектакль мы придумали к юбилею родного Омска — на его подготовку ушло примерно 5 лет.
Жизнь атамана Ермака окутана множеством легенд, ведь это одна из самых загадочных личностей в истории России. А в русском фольклоре его сравнивают с былинным богатырем Ильей Муромцем.
— Всегда, когда начинаем штудировать какой-то материал, в первую очередь обращаемся к истокам родного края, — делится Елена Ермакова. — Личность Ермака была на поверхности. Мы много общаемся с историками, краеведами, работаем с Домом народного творчества. В процессе подготовки написали не один сценарий, но не хотелось идти от известного: родился, женился, подрался, погиб. Хотелось внести больше личного. Ведь Ермак — неоднозначная фигура, но благодаря ему Россия приросла Сибирью. В проекте очень много символов. Лично для меня Ермак ассоциируется с волком. И у многих историков есть такая линия. Ермак — вожак стаи, волк-одиночка, а шкура волка у воинов использовалась в качестве тотема. Мы даже сняли настоящего волка и включили эти кадры в фильм.
Музыкальный фольклор со всей Сибири
Фото: Алина Белоножко
Казачья тематика, бесспорно, — ведущая в спектакле и включает в себя песни разных жанров и стилей. Зритель не слышит известных песен, но мелодичность и душевность музыки, отражающей колорит средневековой Руси, глубоко проникают в душу.
— Главный хормейстер Галина Поддубная подготовила уникальный, незнакомый фольклорный материал, который не лежал на поверхности. Она много искала, изучала и нашла именно то, что нужно было для нашего проекта. Казачий фольклор, песни-раздумья, забавы, былины были записаны на Алтае, в Красноярском крае, Томской и Омской областях. Аранжировка имеет огромное значение для всего спектакля. Какой бы идеальный номер не сделал хореограф, но если нет подходящей музыки — номер не получится, — продолжает начальник хора.
«Не хотелось идти от известного: родился, женился, подрался, погиб. Хотелось больше личного. Ведь Ермак — неоднозначная фигура, но благодаря ему Россия приросла Сибирью».
Впервые в оркестре зазвучали колесная лира и редчайший инструмент чель — это разновидность древнерусского гудка и виолончели. Отсюда и название. На вид это гудок, а по звучанию похоже на скрипницу и виолончель.
— Этот инструмент был сделан по специальному заказу для нашего проекта и является единственным в мире. Нам хотелось придать изображению на экране киношное звучание, родилась идея привлечь симфонический оркестр. Но ехать с ним на большие гастроли — неподъёмная финансовая задача. Поэтому для полифонии и многослойности мы используем синтезатор, — объясняет Елена Ермакова.
Танцы в 24-килограммовом костюме
Фото: Алина Белоножко
Когда во время выступления на сцену по проходу на плечах артистов поплыла лодка, зал охнул. А потом появилась пушка, затем люлька и еще более 300 предметов театрального реквизита.
Костюмы и реквизит следуют за артистами в пятитонной фуре по всему маршруту гастролей.
90
артистов заняты в постановке, из них 48 — артисты хора, 30 — артисты балета, 12 — артисты оркестровой группы
— Раньше мы могли перевезти всё в «газели», но для такого масштабного проекта понадобилась многотонная фура. У нас костюмов только 276 комплектов, а воинское обмундирование очень тяжелое. Ермака снаряжают на бой прямо на сцене — кольчуга весит 18 килограммов. А бехтерец (пластинчатые доспехи. — Прим. АП) одного из дружинников — 24 килограмма. В таком обмундировании артисты танцуют на сцене. А когда они снимались зимой на натуре, то надевали под костюмы теплые вещи. В таком облачении им приходилось идти по непролазному снегу, драться и преодолевать препятствия. К этим съемкам артисты специально готовились в тренажерном зале. Все по-настоящему, — уточняет Елена Ермакова.
Все костюмы и реквизит стилизованы в стиле казачьих традиций 16-го века. Мастера Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Омска изготовили военные доспехи, амуницию и детали средневековой одежды.
— Нам хотелось, чтобы всё выглядело натурально. Предоставьте, если бы мы сняли Ермака с картонным копьем и щитом в руках? Зритель бы сразу почувствовал подмену, — рассказывает руководитель. — Поэтому и снег, и горы, и обмундирование — всё настоящее. Если идет рубка на сцене — то чтобы искры летели. Лук монгольский, стилизованный; но поменять прорезиненный наконечник — и он уже настоящий. Нам хотелось вовлечь зрителя в действо, чтобы они сопереживали героям. Но, конечно, мы подстраховываемся, чтобы обошлось без травм: топоры прорезиненные, стрелы с резиновыми наконечниками.
Елена Ермакова: «Хотим, чтобы как можно больше людей узнали о Сибири»
Фото: Алина Белоножко
Государственный академический Омский русский народный хор — визитная карточка сибирского региона — выделяется среди коллег по цеху нестандартным современным подходом к творчеству. Коллектив не раз становился участником различных щоу, фестивалей и форумов. Не так давно Омский хор стал победителем «Страны талантов» на канале НТВ и выиграл миллион рублей. А еще сибиряки придумывают крутые новогодние сказки, исторические мега-проекты и много гастролируют.
— У нас отличная молодая команда единомышленников, с которыми держим связь 24/7 Предположим, родилась какая-то идея, озвучили ее в общем чате, а потом собираемся на мозговой штурм — и нас уже не остановить. Я сама часто генерирую идеи, но ничего бы не смогла без людей, которые меня окружают. Это главный хормейстер Галина Поддубная, балетмейстер Зуфар Толбеев, музыкальный руководитель Юра Кононов, автор видеоконтента, видеоинженер Сергей Панин. И, конечно же, весь наш коллектив артистов хора и балета. Это удивительные люди, которые пришли в профессию не за деньгами, а по призванию, — говорит Елена Ермакова. — Мы любим свой край, коллектив и хотим, чтобы как можно больше людей узнали о Сибири, о России. Но несколько народных коллективов не изменят ситуацию, в которой сейчас находится русская культура. К счастью, с выходом указа президента России ситуация стала меняться в лучшую сторону. Хочется пожелать всем нам сил, вдохновения, реализовать всё, что задумали. Мира всем нам!
Амурчане увидели масштабный исторический фильм-концерт-спектакль благодаря федеральной программе «Мы — Россия» и поддержке «Росконцерта».
Возрастная категория материалов: 18+
Фото: Алина Белоножко
Амурская правда
от 08.11.2023
Материалы по теме
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии