Рисунок: freepikРисунок: freepik

«Можно посчитать человеку в чек цветы, которые ты списала»

Евгения работает в цветочных салонах Благовещенска более трех лет. За это время она успела побывать в четырех компаниях. 

— Первый цветочный набирал сотрудников только на праздники, но нас об этом не предупредили. После 8 марта всех уволили. Во втором магазине я узнала, как много денег из зарплаты могут вычесть за списание. Хотя это не ты плохо продаешь, а людям не всегда нужны цветы, — объясняет девушка.

Списание — это испорченные растения. В некоторых салонах начальство ставит задачу делать списание не более двух процентов от всей поставки. Но флорист не считает такие условия выполнимыми.

— От полной поставки цветов только 2 процента можем выкинуть как испорченные. За остальное платим из своей зарплаты. При такой системе в месяц я теряла от 5000 рублей и больше, — рассказала работник цветочного салона «Амурской правде», — зависит от месяца. Если в какой-то период были хорошие продажи, то можно схитрить и посчитать человеку в чек цветы, которые ты списала. Например, букет вышел на 7 тысяч, и покупатель платит всю сумму. А потом ты считаешь ему скидку и в эту разницу добавляешь пропавшие цветы — как будто скидку не пробивала. 

У флористов есть правило: 70 процентов цветов в букете должны быть хорошие, 30 % могут быть пропавшие или подгнившие. 

«Она опоздала, но я ее не сдам»

На зарплату флориста влияют и штрафы. За опоздание можно отдать от 500 до 1000 рублей, за пропуск своей смены 5000 рублей.

— Когда ты устраиваешься на работу, тебе дают листочек, где прописана система штрафов. Некоторые мы заминаем между собой. Например, моя коллега опоздала, но я об этом не скажу. Мы все понимаем, что это деньги, — делится Евгения. — У меня была ситуация, когда я опоздала на 5 минут и забыла форму. Я попросила отпустить меня, чтобы я забрала одежду из дома, но меня все-таки оштрафовали и за то, что я форму забыла, и за опоздание.

По словам девушки, самая высокая ставка по Благовещенску у старшего флориста — за смену 3500–4000 рублей. Администратор салона может получать до 4500 рублей за смену. Минимальное количество смен у флористов —16 в месяц. 

«Отпустили на час домой, чтобы мы выглядели прилично»

— В одном из салонов мы работали с 8 до 22 часов. Но уже после окончания работы могли привезти новые цветы, и я должна была разбирать их до ночи. На праздники переработка — это норма. С 1 до 8 марта работает весь штат. От пяти флористов на один салон. В эти дни много заказов, люди приходят сами или делают заказы в интернете. Есть еще корпоративные. Например, какой-нибудь банк заказал всем своим сотрудницам по букету. И ладно, если это нормальные букеты. Но бывает, когда заказ состоит из ста букетов, а каждый — это три тюльпана и лента, — рассказывает флорист. — Это звучит легко, но когда ты делаешь 100 букетов из трех тюльпанов и ленты, то руки отваливаются. И таких заказов может быть сотни. Компаний в городе много, и все стараются поздравлять женщин. А дарить по одному цветочку уже не комильфо. 

С 1 до 8 марта в салоне активизируется весь штат сотрудников. С 6 до 8 марта никто из них не уходит домой даже ночью.

Некоторые мужчины постоянно заказывают букеты сначала своим женам, потом другим женщинам — всё с милыми записками.

— Максимум могут отпустить переодеться. В последний раз на праздниках ночью с 7 на 8 марта нас отпустили на час, чтобы мы помылись и перед людьми выглядели прилично. А потом мы закрыли салон и всю ночь оформляли букеты, — вспоминает Евгения.

«Букет не доходил до получателя»

Кроме напряженной обстановки в праздничные дни, есть еще и технические неполадки.

— Была ситуация, когда на сайте цветочного магазина забыли отключить прием заказов. Мы должны были уже закончить работу, но заказы все шли и шли. И в какой-то момент их стало больше, чем нужно. Пришлось всё это делать, — рассказала девушка.

На праздники цветочные магазины нанимают новых курьеров — штатных не хватает. 

— Шанс, что новый курьер где-то потеряет букет, велик. Очень много историй, когда я отдавала заказ доставке, но букет не доходил до получателя. И я должна была волшебным образом решать эту проблему. Собрать новый букет, отправить как-то, извиниться перед заказчиком, скидку дать, загладить ситуацию. И только после окончания праздников можно выяснить у курьера, куда он дел букет, — сказала работник цветочного салона.

«Вы работаете флористом, это так мило!»

Вычеты из зарплаты и работа по ночам — не самые большие трудности.

— Самое тяжелое в работе флориста — это физическая нагрузка. Очень часто я слышу: «Вы работаете флористом, это так мило!» Но на самом деле это очень тяжело. Мы каждые две недели меняем воду цветам, которые стоят в холодильнике в подсобке. А там не вазы, а гигантские баки около 1,5 метров высотой. Нести их нужно вдвоем. Но иногда один флорист не может уйти из зала из-за потока клиентов, и ты одна тащишь его до туалета и отчерпываешь воду — потому что ты его ни за что не поднимешь, чтобы вылить, — объясняет девушка. — Промываешь бак «Белизной». Наливаешь свежую воду, перебираешь все цветы и ставишь их обратно. Считается, что чем больше баки,  тем лучше — потому что цветам нужно большое количество воды.

С 1 до 8 марта в салоне активизируется весь штат сотрудников. С 6 до 8 марта никто из них не уходит домой даже ночью.

На витрине вода в вазах меняется два раза в неделю. А они стеклянные. У нас была очень неприятная ситуация, когда поставили новый букет, он оказался слишком тяжелым для вазы, и она упала, за ней упали еще пять и разбились. Их потерю мы оплатили из своего кармана. Очень обидно было, когда всё падало, мы это видели, но шанса всё это поймать уже не было, — вспомнила Евгения.

«Флористы знают о ваших изменах»

Работники цветочных по совместительству еще и шпионы.

— Я часто шучу, что знаю, кто кому и с кем изменяет. Некоторые мужчины постоянно заказывают букеты сначала своим женам, потом другим женщинам — всё с милыми записками, — со смехом рассказала флорист. — У нас был постоянный клиент, он делал заказы нескольким девушкам, но никогда не оставлял свой личный контакт. Наверное, боялся, что его измены вскроются. И была ситуация, когда мы подготовили от него девушке букет из 43 роз. Окольными путями выяснили, что она в отпуске. Но мужчину не могли оповестить, потому что он не оставил контакт. 

Есть и обратная сторона медали: девушки тоже своих партнеров иногда обманывают.

— Бывало, парни заказывали букеты на определенный адрес. Время позднее, ты звонишь девушке, чтобы узнать, дома ли она. И выясняется, что она совсем в другом месте. Заказчик звонит и спрашивает: доставили ли мы букет. И мы отвечаем, что она на другом адресе, курьер сейчас повезет букет туда. Он начинает спрашивать, где девушка находится, но мы не имеем права сказать, — поделилась Евгения. — А однажды ревнивый мужчина пришел к нам и показал фото своей возлюбленной с букетом из нашего салона. И очень настойчиво пытался выяснить, кто конкретно его заказал. 

«Либо ты обманешь человека, либо у тебя из зарплаты вычтут»

У флористов есть правило: 70 процентов цветов в букете должны быть хорошие, 30 % могут быть пропавшие или подгнившие. 

—У тебя есть выбор: либо ты обманешь человека, либо у тебя из зарплаты деньги вычтут. На витрине обычно у цветов уже непрезентабельный вид. Но ты, как флорист, должна суметь сделать так, чтобы они выглядели как новые, — объяснила девушка. — Иногда сам клиент виноват, он не соблюдает правила по уходу за цветами. Некоторые возвращаются и устраивают скандал. Но если, не дай бог, накосячил флорист, то новый букет делается за его счет. 

Возрастная категория материалов: 18+