Последний рейс
В историческом фонде Дальневосточного порта (экс-музей морского флота) во Владивостоке время словно замерло — старые фотографии, штурвалы, морская форма. Общий снимок, макет корабля, пять томов документов и две коробки личных вещей — всё, что осталось от экипажа погибшего теплохода. И вдруг в одной из коробок — обычная поздравительная открытка, а взгляд выхватывает адрес: Амурская область, поселок Серышево…
Но для начала стоит рассказать историю последнего рейса теплохода «Тикси»…
В свой последний путь судно отправилось 11 февраля 1974 года. В Японии загрузили на борт 185 грузовиков и пошли к берегам Австралии. Обратно должны были возвращаться с партией руды талька.
— Теплоход «Тикси» — судно достаточно большое, по тем меркам — современное. Таких в те годы в нашем пароходстве было всего два — «Уссурийск» и «Тикси». И попасть на такое судно было достаточно престижно, — рассказал опытный моряк, ныне председатель Совета ветеранов ДВМП Евгений Павлюк.
В Австралии «Тикси» получил новое задание — доставить в японский порт Хитачи партию тальковой руды. Погрузка 11 тысяч 588 тонн длилась четыре дня, затем судно снялось с якоря и отправилось в порт на побережье острова Хонсю.
Капитан Пряха: «Прошу следить за мной!»
Фото: Исторический фонд Дальневосточного морского порта
Тревожное внеплановое сообщение от капитана «Тикси» Владимира Пряхи пришло вечером в пятницу, 22 марта 1974 года. До порта назначения в Японии оставалось меньше суток хода.
«Теплоход «Тикси», 12:30 (московское время), радио, аварийная, Владивосток, Кашуре. (Александр Кашура — на тот момент заместитель начальника пароходства по безопасности мореплавания Дальневосточного пароходства. — Прим. авт.). Широта 32.03 норд, долгота 140.54 ост, скорость 10 узлов. От резкого крена на правый борт судно получило постоянный крен 25 градусов. Принимаем меры по выравниванию судна приемом балласта в междудонные танки левого борта и левый диптанк. Груз — руда талька. Прошу следить за мной. Капитан Пряха».
«Моряки говорили, что «Тикси» затонул за 15 минут. Многие утонувшие были растерзаны акулами».
За час до этого с «Тикси» отправили обязательную радиограмму, которая совсем не предвещала беды. Радист, как положено, передал координаты судна, запас топлива и пресной воды, силу и направление ветра, состояние моря… Что произошло за этот страшный час, теперь можно только догадываться.
— В 200 милях от Японии «Тикси» попал в очень сильный шторм, — озвучил одну из версий Евгений Павлюк. — И во время качки произошло смещение груза. Сместившийся тальк еще больше накренил судно, которое сделало оверкиль (опрокидывание судна вверх килем. — Прим. авт.) и утонуло. Спастись не было возможности ни у кого, поскольку очень сильный шторм, 200 с лишним миль от берега — не добраться.
Спастись не удалось никому
Фото: Исторический фонд Дальневосточного морского порта
Утром 23 марта началась поисковая операция. Море прочесывали суда «Анри Барбюс», «Пестово», «Минусинск», в небе висели самолеты японских поисковых служб.
Позже Михаил Поздняк, сын одного из участников спасательной операции, рассказал, какими были воспоминания отца о тех жутких днях:
— Мой отец Сергей работал на контейнеровозе «Пестово». Был очень большой шторм. В месте крушения летали японские самолеты и кидали дымовые шашки в места нахождения людей. Они подходили в места обозначения. В месте крушения было много косаток. В основном находили останки от людей, которых вытягивали на борт. Косатки даже выпрыгивали из воды, когда поднимали людей, и выхватывали куски мяса.
Из воды достали останки 14 тел, остальных поглотило море…
Владивосток, где уже знали о трагедии, замер в тревожном ожидании… Найдут ли выживших? Страшная весть о гибели всего экипажа «Тикси» словно взрывной волной оглушила всех без исключения.
Из 45 членов экипажа спастись не удалось никому. В тот страшный день 22 женщины в один миг стали вдовами, осиротели 25 детей.
Похоронки разлетелись по всему Советскому Союзу
Фото: Исторический фонд Дальневосточного морского порта
Похоронки разлетелись по всему Советскому Союзу, пришла страшная весть и в Амурскую область, в поселок Серышево — на родину II механика «Тикси» Виктора Огура.
— Виктор был справедливый, честный, с твердым характером, — вспоминает его родная сестра Надежда Бирюкова (Огур), живущая в Благовещенске. — Учился только на 4 и 5, мне всегда учительница говорила, что я до него недотягиваю. Физику я учила днем и ночью, но не понимала. А когда Витя приезжал в отпуск, то у меня все задачи были решены.
Похоронки разлетелись по всему Советскому Союзу, страшная весть пришла и в амурский поселок Серышево.
Амурский мальчишка с детства грезил морем… После школы уехал во Владивосток, отучился в Морском училище имени Невельского. Накануне рокового рейса Виктор успел побывать дома в отпуске — познакомил родных с молодой женой.
— Дома ему и сообщили о работе на новом судне. Он еще успел поздравить нас с 8 Марта и ушел… Навсегда, — продолжила нелегкий рассказ амурчанка. — После того как сообщили о гибели Виктора, папу парализовало.
Смерть сына-моряка подкосила родителей
2 апреля во Владивосток на похороны погибшего экипажа «Тикси» приехала осиротевшая женская часть семьи Огур.
Фото из личного архива
— При входе на кладбище маме стало плохо — инфаркт, я с медиками отвезла ее в больницу, еще одна сестра — Танюшка — принимала портрет Виктора. Каких-то официальных версий гибели теплохода нам тогда не сообщали, помню, моряки говорили, что «Тикси» затонул за 15 минут. Во время спасательной операции нашли две шлюпки, а в них тела повара, электрика — тех, кто отдыхал после смены. Многие утонувшие были растерзаны акулами. Смерть Виктора очень подкосила родителей — мама умерла седьмого января 1979 года, папа пережил ее на 48 суток, — говорит Надежда Бирюкова. — Сейчас из родных Виктора осталась только я. Пока работала, каждый год ездила на Морское кладбище — на могилу брата. Вспомнить его (хотя его останков так и не нашли) и отдать дань уважения морякам.
Фото: Наталья Фадеева
Хранители памяти
Бережно хранят память о «Тикси» и в Историческом фонде ДВМП во Владивостоке. С общей фотографии смотрят члены последнего экипажа теплохода, рядом модель погибшего судна — в фонде фотографии, документы, личные вещи.
Фото: Наталья Фадеева
— Раньше перед 22 марта обязательно приходили родные и близкие погибших с «Тикси» — цветы приносили, а в этом году никого не было — 50 лет как-никак прошло, — вздохнула заведующая Историческим фондом ДВМП Наталья Демченко. — Но всё, что от нас зависит, чтобы сохранить память о «Тикси» и его экипаже, — мы сделаем.
Фото: Наталья Фадеева
22 марта по традиции поедут на Морское кладбище на мемориал членам экипажа «Тикси» ветераны порта, представители Транспортной группы FESCO, сокурсники, родные и близкие погибших. Вспомнят и амурчанина с «Тикси» Виктора Огура.
Добавить комментарий
Комментарии