Фото: echo.msk.ruФото: echo.msk.ru

Своими впечатлениями Матвей Юрьевич делится в блоге, который ведет на сайте радиостанции «Эхо Москвы». «Амурская правда» уже публиковала выдержки из записей о прогулке по амурской столице и первом знакомстве москвича с приграничным китайским городом. Сегодня журналист удивляется, как свежесть и небрежность соседствуют друг с другом на прилавках с товарами в обычном китайском супермаркете. Запись в блоге проиллюстрирована множеством фотографий, сделанных Ганапольским. Их можно посмотреть, зайдя в блог автора на сайте радиостанции. 

Пунктуация автора сохранена.

«<…>Прогулявшись по утреннему городу и отдохнув в гостинице (о ней мы еще поговорим), я решил прикупить какой-то еды и попросил отвести меня в обычный местный китайский супермаркет. Супермаркет — не элитный, не для иностранцев — лучший индикатор места и его обитателей. Железный закон рынка, суть которого в том, что продается именно то, что покупается, дает возможность за десять минут понять местные вкусы — причем «вкусы» в прямом и переносном смысле.

Итак, давайте пройдемся по обычному китайскому супермаркету в провинциальном городе Хэйхэ — универсаму не для туристов, а для своих. Делая фото, я решил идти по помещению против часовой стрелки — во всяком случае, именно таков путь для покупателей в большинстве супермаркетов мира. Все цены, которые попадут в кадр, можно сравнить с нашими в рублях, для чего юани нужно умножить на пять.

Непрезентабельный вход в супермаркет вел вниз в подвал. Сразу у входа высилась гора шлепанцев — это действительно наиболее популярная обувь сезона.Тут же мы перешли к химтоварам и всевозможному постельному белью.

Идентифицировать химтовары в бутылках мне не удалось, потому что они предназначались исключительно для внутреннего рынка и имели лишь китайские надписи. Однако все продавцы тянули тебя за руку и говорили «мыло», «дневной крем», «ночной крем» и т. д. Некоторые говорили по-русски вполне сносно. Однако, чем хороши все эти товары, понять было невозможно.

Далее нас завлекли в отдел летней одежды. Все было цветастенько, дёшевенько и разнообразненько — вполне по рыночному, в том смысле, что весь этот ширпотреб можно смело купить на рынке. Однако он был крайне дёшев, так что выбрать для лета что-то новое мог любой. А тонкие ценители спортивной моды могли купить для пробежек костюмчик фирмы «dadida», который являет собой полную копию «adidas», но не нарушает авторское право.

Далее повеяло лавандово-ромашково-фиалково-розовым и т. д. ароматом — мы прошли отдел мыла с немыслимым количеством коробочек.

Потом было наиболее для меня интересное — отдел продуктов. Не было сомнения, что сейчас я увижу, что же едят загадочные китайцы. Пошел отдел рыбы. Этот прилавок достаточно длинный, в конце его стоит аквариум, где живая рыба. Однако набор рыбы меня не поразил, учитывая Амур, который рядом.

Тут же стоял морозильник с крайне загадочными штуками — думаю, что знатоки китайской кухни опишут содержимое этого фото в комментариях. За аквариумом следовал большой выбор морских растений, из которых я угадал только морскую капусту, хотя возможно и ошибся. Тут же большой прилавок всевозможных ракушек, мидий и пр. — их потом подают в ресторанах, но, как видим, охотно берут и для дома. Далее я облегченно вздохнул, потому что нашлись два прилавка с вполне понятными овощами.

Все разговоры о том, что бедненькие китайцы едят только рис, были прекращены новым прилавком. Выбор следовавших фруктов вполне привычен, кроме этих желтых штук посередине. Дальше оказался прилавок со сладостями. Уверяю вас, что выбор их оказался на уровне нашего обычного магазина, а коллеги, которые купили их, уверили меня, что ничего китайского в них нет — обычная сдоба. Очень выразительным оказался прилавок тортов. Тут видна изобретательность и искусство, эти торты большие, но и цена не маленькая (нужно умножать на 5 для цены в рублях).

Курам-уткам посвящен целый прилавок. Целый такой прилавок не случаен — у китайцев с курами и утками роман, кроме того, это все стоит недорого. Обнаружил я в мясном отделе и тетеньку, делающую какой-то полуфабрикат. Как я ни пытался определить, что это — так и не смог. То ли макароны по-флотски, то ли фарш. Думаю, что знатоки Китая напишут название в комментариях. На другом прилавке щедро, как для супермаркета, представлены соленья и всякие маринованные штуки.

Многие из них весьма острые, однако, обратил бы внимание на чеснок, это нечто! Маринованный чеснок хрустит на зубах, как огурчик, лишен дурного запаха после еды и вкусен фантастически. Есть и минус, но не в чесноке —поддон внизу грязен. Я бы не сказал, что в этом супермаркете у Онищенко нет работы.

Необычайно порадовал меня колбасный отдел. Тут все привычно и по виду и по вкусу. Есть острые сорта колбас, какие-то со странными приправами, однако это наше!.. Правда огорчили меня пояснения, что колбаса не пользуется особой популярностью у китайцев, и ее берут, в основном, на работу, чтобы перекусить. Культа колбасы, как у нас, тут нет. А зря!

Соки в продаже есть, однако это соки содержанием не более 20 процентов, как напитки. Настоящих соков в этом магазине не было, а может я до них не дошел. Зато порадовали молочные продукты. Несмотря на иероглифы, почти все было понятно и среди творогов, и среди йогуртов. Кстати, тут два вида молока: из сои — традиционное, и настоящее — его китайцы пьют все больше и больше.

Отдел конфет меня просто сразил изобилием. Правда шоколад в конфетах сделан на основе сои, вот почему китайцы за настоящим шоколадом и конфетами едут в Благовещенск. Один из видов конфет был украшен оберткой с фотографией молодого Мао Цзэдуна. Я ее стащил и съел. Замысла не понял, но что-то патриотическое ощутил.

Далее очень много видов айс-ти — холодного чая со всякими приправами — в основном на улице пьют именно его. Тут же варенье. А прилавок газировки вообще показался мне родным — все узнаваемо. Варенье можно купить прямо с мисочкой для еды.

Есть в супермаркете западные алкогольные напитки, однако меня заинтересовали их собственные. Все, кто пил китайское пиво, очень его хвалили из-за качества воды. А на выходе нас ждал китайский квас, почему-то совсем прозрачный (не пил) и огромный прилавок чая — бесконечный и непонятный. Чаи от копеечной стоимости до запредельной. Далее обычная касса.

Вывод мой таков — за малым исключением, обычный провинциальный супермаркет ничем не отличается от нашего, и вы сможете в нем легко ориентироваться. О ценах судить вам. Все довольно европеизировано, кроме санитарии. То есть, не грязно, но небрежно. Однако все свежее. У продавщиц весьма измученный вид.

Нам с вами еще предстоит много узнать о Китае.

Так что – продолжение следует!..»