Семья Бондаревых, в конце прошлой недели приехавшая в нашу область, временно обосновалась в селе Красном Тамбовского района. Здесь власти выделили им деревянный дом на двух хозяев. В одной половине будут жить Виктор и Лариса с пятью детьми и брат главы семейства, во второй — их старшая дочь Женя с мужем и маленькой Снежаной. Экс-киргизцев обеспечили топливом и водой, а директор СПК «Корфовское» предоставил рабочие места на своем предприятии.
К новым жителям сразу заглянули соседи.
— Так хорошо нас встретили, — удивляется глава многочисленного семейства Виктор. — Пришли, спросили, что нам нужно. Тут же дали картошки, а позавчера сосед свинью зарезал, угостил мясом.
В поисках лучшей жизни Бондаревы приехали из самой бедной страны бывшего СССР, выживали в пригороде Бишкека только благодаря подворью. Когда стало совсем невмоготу, задумались о переезде.
— На детей там государство денег не выделяет, зарплата очень маленькая, да и ту получали раз в квартал — выходило три тысячи на российские деньги. Тогда как мешок муки стоит 1800. Мы работали на долги, — вспоминает Бондарев-старший.
— Русских в Киргизии притесняют, — вступает в разговор дочь Евгения. — В школах обучение идет только на киргизском языке, все документы тоже на нем. Для русских нет работы, нет мест в учебных заведениях.
Когда решение уехать из страны созрело окончательно, Бондаревы начали выбирать новое место проживания.
— На выбор нам предоставили 12 регионов, — вспоминает супруга Виктора Лариса. — Были Калуга, Иркутск, Приморский и Хабаровский края, Новосибирск... Большинство переселенцев из Киргизии поехали в Калининградскую область, а мы решили: меньше народу — больше кислороду. И выбрали Приамурье.
— Да, — соглашается Виктор, — если людей много, то труднее и трудоустроиться, и жилье хорошее найти. К тому же ваша область подходит нам по климатическим условиям. В Киргизии в последнее время стало намного холоднее. Раньше в феврале сеяли, а сейчас и в мае может мороз стукнуть.
Детские планы
Определившись с точкой на карте, Бондаревы начали собирать вещи. Взяли самое необходимое, остальное пришлось бросить. Односельчане не спешили покупать мебель, понимая, что после отъезда эмигрантов все добро им достанется бесплатно. Удалось только по дешевке продать дом и скот. Дорога в далекое Приамурье растянулась на девять дней. Сначала четверо суток переселенцы теснились в микроавтобусе. От Красноярска добирались по железной дороге.
— Девчонок еще до сих пор трясет, в себя прийти не могут, — смеется Лариса, прижимая к груди дочек, — хотя Оля уже по математике заскучала.
Третьеклассница Бондарева обожает учиться. Она даже планирует стать учительницей. Ее младшая сестренка Вика подумывает о карьере няни. Осенью она пойдет первый раз в первый класс. А старшие сыновья Ларисы и Виктора этой весной, скорее всего, пополнят ряды Российской армии. Послужить на славу Киргизии им не удалось — неподходящая национальность. Теперь и 22-летний Витя, и недавно ставший совершеннолетним Юра думают попасть на альтернативную службу, чтобы иметь возможность помогать своей семье.
Самому младшему сыну год и 9 месяцев. Ильюшка уже успел обновить в новом доме пол — набил шишку. Он серьезен и подолгу молчит, о чем-то задумавшись. Видимо, вспоминает малую родину. Лучше и быстрее всех к новой жизни адаптировалась самая юная переселенка — внучка Бондаревых Снежана. Она радостно переползает по дощатому полу от мамы Жени до папы Камиля, периодически покрикивая «дай, дай, дай». Обращение относится, по мнению всех присутствующих, не только к домочадцам, но и к властям.
Мечты о свиноводстве
По программе переселения соотечественников, Бондаревы получат подъемные: 60 тысяч рублей на главу семьи и по 20 — на каждого ее члена. Кроме того, на полгода им предоставили бесплатную жилплощадь. Шесть месяцев — так называемый испытательный срок. За это время переселенцы должны найти постоянное жилье, определиться с работой. Бондаревы планируют перебраться из Красного в село побольше.
— Купим дом в Куропатине или Александровке, а может, в другом поселке. В общем, где получится, — делится планами Бондарев-старший. — Пока нам предложили работать в СПК механизаторами. Но в дальнейшем мы надеемся создать свое фермерское хозяйство. Опыт есть — в Киргизии держали по 50 голов свиней и овец. Здесь, наверное, займемся свиноводством.
В первую очередь новым амурчанам нужно решить несколько организационных вопросов: получить подъемные и компенсацию за билеты, сделать российские паспорта. А двоим — сменить гражданство.
— Особых трудностей пока не испытываем. Мы, если честно, еще не поняли, что нас ждет, — говорит Лариса Бондарева. — Главная надежда — на свой дом и на хорошую работу. Чтобы жить, а не перебиваться, как раньше. Мы семьей уже точно решили, что останемся в Приамурье навсегда. Мужу даже сны о Киргизии сниться перестали.
с. Красное, Тамбовский район
Приамурье готово принять 2000 человек
Государственная программа добровольного переселения соотечественников может стать хорошим способом привлечения трудовых ресурсов в нашу область. Ведь отток населения из Приамурья происходит практически непрерывно. По программе, действующей до 2012 года, к нам должны приехать 512 семей из стран ближнего зарубежья. Это около двух тысяч человек. Планируется, что проживать они будут в Шимановском и Тамбовском районах. Однако госпрограмма, по мнению областных властей, требует доработки. В частности, по словам вице-премьера Гузалии Минкиной, нужно увеличить выплаты соотечественникам, переезжающим на Дальний Восток. Ведь стоимость перелета к нам намного больше.
Россия не ждет иждивенцев
Около шести миллионов наших бывших соотечественников, по данным Федеральной миграционной службы (ФМС), хотят жить в России. Несмотря на то что процедуру добровольного переселения соотечественников максимально упростят, отбор тем не менее будет. Один из его критериев, по словам начальника управления по делам соотечественников ФМС Евгения Маняткина, — способность к быстрой социокультурной адаптации. При переселении предпочтение будет отдаваться тем соотечественникам, которые уже имеют российское гражданство, а затем специалистам, «которых так не хватает в Сибири и на Дальнем Востоке».
— Никаких ограничений по национальным, расовым или религиозным мотивам не предусмотрено, однако, естественно, человек, переезжающий в Россию, должен владеть русским языком и быть способным включиться в социальные отношения, — подчеркнул Маняткин.
Не останутся без внимания и пенсионеры, которые приедут вместе со своими семьями: им будет выплачиваться пенсия по старости. Но с ними не все так просто. Маняткин уточнил: «Не ждут в России иждивенцев — одиноких пенсионеров, инвалидов и, конечно же, криминальных элементов. Нам они не нужны, они не в состоянии работать».
В рамках программы ее участник получает ряд льгот и компенсаций: бесплатный проезд, провоз багажа, провоз груза — пятитонный контейнер на семью из трех человек. Все эти затраты, включая получение пособий, в ряде субъектов Федерации будут возмещаться принимающей стороной. Переселенцам предоставят жилье, обеспечат работой и выплатят «подъемные». Но если соотечественники в течение двух лет захотят переехать в другой регион или вообще в другую страну, они будут обязаны вернуть эту сумму. Кроме того, Россия берет на себя обеспечение правового статуса переселенцев. Вновь прибывшие в течение семи дней смогут получить разрешение на временное проживание. А через полгода въехавший станет гражданином России.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии