Ни одна более или менее крупная операция 1981–1983 годов, проводимая в 150-километровой полосе — зоне ответственности наших пограничных войск в Афганистане, не обошлась без участия экипажа Гафиятуллина.
...Боевая мотоманевренная группа вела бой с группой душманов, которые укрылись в крепости. Нужна была помощь, чтобы выбить их оттуда. Вылетела группа вертолетов Фарита. Стремительное пикирование, предельно точный расчет — и ракеты точно вошли в окна крепости. Повторный заход — и мощный взрыв потряс до основания бетонное сооружение. За тот памятный бой капитан Гафиятуллин был представлен к ордену Красной Звезды. Представление до сих пор хранится в архиве: штабные работники решили скромно обойтись медалью «За боевые заслуги».
...Шесть с половиной лет отвоевал в Афганистане начальник штаба Благовещенской авиаэскадрильи подполковник Константин Агафонов. Высокий статный красавец с ярким румянцем во всю щеку, он невольно напоминает героя из древнерусской былины. Да и по удали, по отваге, что присущи персонажам национального эпоса, этот человек подходит к ним как нельзя лучше. Подтверждением тому «иконостас» государственных наград, которые Константин Николаевич надевает лишь по самым большим праздникам. Пять орденов и три медали — и все самой высшей боевой пробы — оценки ратного труда летчика пограничной авиации.
...17 января 1988 года было обычным днем. Капитан Акулов опытным взглядом окинул машину (раз ее готовили к вылету бортмеханик Леонов и борт-механик Чекмарев, значит в надежности можно не сомневаться) и коротко скомандовал: «По машинам». Высадка десанта прошла успешно, но когда пошли на очередной разворот, штурман услышал сильный хлопок сзади. Вертолет вздрогнул, и через несколько секунд кабина начала наполняться едким дымом. Капитан Акулов рванул на себя ручку управления до упора и успел немного погасить скорость. Большего он сделать не смог — двигатели отключились, управление заклинило. Языки пламени уже лизали куртку и шлем командира. Мгновение — и машина рухнула на землю. Капитан Амельченко, окровавленный, с разбитым лицом, сумел-таки выскочить наружу. А Акулов оказался в ловушке. Попытался выбить лобовое стекло ногами — тщетно. Тогда, собрав последние силы, капитан освободился от привязных ремней, пробил стекло ударом ножа и выдавил его головой. На помощь летчикам кинулись десантники. Они подхватили на руки терявшего сознание штурмана, а с командира сорвали горящую куртку. Но двое членов экипажа так и остались в пылающей машине — скорее всего, они погибли в огне еще до удара вертолета о землю.
...Много боевых вылетов сделал командир вертолета майор Тростянский, уничтожая живую силу душманов и их технику. За сутки иной раз приходилось вылетать по 3–4 раза, и всегда операции проходили успешно. Судьба отнеслась к Анатолию Георгиевичу с благосклонностью. За мужество он награжден двумя медалями «За отвагу» и медалью «За боевые заслуги». Список героев афганской войны— авиаторов — можно было еще продолжить: они выполнили свои задачи с честью. 19 лет минуло с того, теперь уже далекого 1989 года. У боевых летчиков, штурманов выросли дети и появились внуки. Но дружба, связавшая Фарита Гафиятуллина, Василия Амельченко и Анатолия Тростянского в те боевые афганские годы, не ослабевает, тем более что сейчас они живут в Благовещенске.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии