Научно-техническая революция бурно вторгается в театральную жизнь. Уже невозможно представить «Адама и Еву» без экрана, что висел на заднике сцены и время от времени демонстрировал ошеломительный по красоте и глубокий по мысли видеоряд.
Спектакль по пьесе американского драматурга Артура Миллера «Сотворение мира» начался именно с него. Зал погрузился во тьму. Завороженная публика наблюдала рождение мира в таинственных глубинах Галактики. Компьютерная
графика была на высоте.
«И будет свет!» — эти слова возникли на экране, после чего обещанный свет появился. На дощатом помосте лежал первый человек планеты Земля (артист Дмитрий Малашенко) и, почесывая волосатую грудь, вкушал плоды эдемского сада. Тут же возникли двое: Создатель, роль которого исполнил Владимир Долинский, и Архангел (Александр Карпов), явно обрадованные появлением Адама. Они попросили экспериментального первочеловека наречь представителей животного мира — страуса и пингвина. Это давалось ему нелегко.
Страуса, например, он назвал птицей. Архангел хмыкнул: «Страус не летает». Всевышний, однако, поддержал Адама: «Птица — это состояние души!». Романтичной части зала понравилась эта сентенция Бога — раздались аплодисменты.
Но чувствовалось, что этими невинными забавами все не ограничится. И точно. Выждав, когда Архангел удалится в небесные покои, то есть за пределы занавеса, Создатель, явно волнуясь, принялся пояснять Адаму, что каждой твари на Земле по паре и только он-де пребывает в непонятном одиночестве. Адама эта тема заинтересовала и одновременно встревожила. Он был близок к истерике: «Лишать меня нижнего ребра, Господи, ради какой-то женщины? Это же больно!».
Тут же неподалеку от корреспондента «АП» послышались возмущенные женские реплики: «Ишь ты, больно ему! А нам, бабам, не больно, когда мы рожаем?», а также «Давай, Адам, соглашайся! А то мы не появимся на свет».
А дальше все по известному религиозному мифу: появление Евы (Веры Сотниковой), искушение дьяволом ( Сергеем Векслером), грехопадение и изгнание влюбленной парочки из рая, дабы размножаться и в поту добывать хлеб насущный.
И тут на первый план выходит извечный спор между Добром и Злом, где иногда Люцифер «кладет на лопатки» миролюбивого Создателя.
— Ты же пророк, ты же знал, как все будет! — прокурорским тоном обвинял Всевышнего дьявол. — Зачем же ты пошел на это?
— Одно дело — знать, как будет, — тяжко и совсем по-человечески вздохнул Бог, — и другое — видеть, как все это происходит. Я все-таки надеялся, вдруг все пойдет по-другому…
Хотя в оригинале жанр данной пьесы Артура Миллера, созданной в 1972 году, обозначен как трагикомедия, режиссер и актерский состав рассматривают «Адама и Еву» несколько отстраненно, иронично, что тоже способствует зрительскому успеху. Например, костюмы Адама и Евы выглядят несколько гротескно, без подчеркивания эротических деталей. Импровизации, которые талантливо дополняют сочинение драматурга, тщательно продуманы и весьма к месту. Приятно, например, слышать от Создателя бессмертные пушкинские строки: «Унылая пора, очей очарованье».
Смеха и грусти в спектакле было достаточно, но, конечно, не поровну. Разумеется, юмор превалировал. А также тема секса. И тут артисты ходили на грани — интимная сторона нашей жизни, увы, слишком часто подается лишь через пошлость. Была и здесь опасность покатиться стремглав по наклонной плоскости недвусмысленных намеков и сальностей, но, к счастью, этого не произошло. И, может быть, это самое большое достижение в данном спектакле.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии