Начали мы разговор с фильма «Человек с бульвара Капуцинок», который Алла Сурикова закончила недавно. Это продолжение знаменитого советского фильма «Человек с бульвара Капуцинов» с Андреем Мироновым в главной роли. Действие перенесено в наши дни и в Россию, а вместо мистера Феста (Андрей Миронов) действует его внучка (дочь артиста Мария Миронова). Идея фильма осталась та же: сила искусства может полностью изменить человека.
Династии в кадре и за кадром
— Алла Ильинична, пригласить в новый фильм детей тех артистов, которые снялись в первой картине, — это была принципиальная идея?
— «Человек с бульвара Капуцинок» — это парафраз той картины. Конечно, для меня было принципиально, чтобы главную героиню сыграла Маша Миронова. Без нее смысла не было снимать — это и замысел, и память об Андрее. Маша дала согласие, и мы запустились в 2008 году.
— Мировой финансовый кризис съемкам не помешал?
— Мы успели закончить как раз буквально за два дня до объявления кризиса. Но денег все равно не хватало, и мы выкручивались по ходу. В сценарии было сказано, что за автобусом гонятся 12 черных «мерседесов». Потом, поскольку деньги уменьшались, стало 12 мотоциклов. А когда мы поняли, на что мы снимаем картину, то у нас в результате выпрыгивает один красивый мотоцикл с чемпионом России по мотокроссу, а остальные — велосипедисты. Но, как говорила моя бабушка, «судьба умнее нас с тобою». В результате я поняла, что если бы ехали «мерседесы», это была бы бандитская картина, а когда едут молодые ребята на велосипедах — это хороший хулиганский вариант. Другой градус, другое ощущение этих людей. Для меня это важно — я не люблю снимать про бандитов. Это просто «ребята из нашей глубинки», но в результате они становятся кинематографистами.
— Это снова фильм о воспитательной роли кино?
— Да, и о человеческом достоинстве, и о том, что никогда не поздно стать счастливым, надо только найти дело, которое ты любишь, — кино ли это или что-то другое.
— Мария Миронова — это какое-то новое воплощение Андрея Миронова?
— Маша очень похожа на отца, у нее хорошее чувство юмора. Она серьезная и смешная, очень хорошая актриса. Вернуть Андрея нереально, но Маша — продолжательница фамилии, и очень достойная. Я дружила с Марьей Владимировной Мироновой, когда Маша была еще очень маленькой и рвалась в актрисы. Марья Владимировна очень скептически к этому относилась — боялась, что Маша не оправдает фамилию. Но Маша оправдывает. Очень люблю Лизу Боярскую — она невероятный трудоголик, кроме того, что очаровательная девушка, и очень открытый человек.
— Вы работали с артистами старой формации, теперь работаете с молодыми. У молодых время, райдеры, прагматизм. Не трудно с ними работать?
— Да, у многих сегодня есть агенты. Но тут на меня работает имя, и ко мне молодые актеры идут, и, наверное, у меня они ведут себя иначе, нежели у других режиссеров. Они идут ко мне с удовольствием, готовы тратить свое время, они точны и обязательны, и это мое завоевание.
Мое ощущение времени
— Сейчас во всех сферах много женщин — во власти, в искусстве, в журналистике. Вот и у вас вместо капуцинов — капуцинки. Это время такое?
— Сейчас и в моей творческой мастерской много девушек-режиссеров, и они достаточно успешно работают. А если говорить о фильме, то, во-первых, должна была восторжествовать историческая справедливость — бульвар правильно назван в честь Капуцинок. А во-вторых, это действительно история женская, героини — самодостаточные девчонки, они танцуют, дерутся. Там еще снялись Лиля Журавлева, Анжелина Карелина, Марина Голуб. А наивный и провинциальный мачо в драке с женщинами пасует. Сегодняшний мачо больше звонит маме, советуется.
— Сильные женщины и слабые мужчины. Это веяние времени?
— Наверное, это мое ощущение времени. Я не прокладываю такую жесткую прямолинейную тропу сознательно, она сама выводит меня на какие-то вещи. Я вышла на эти моменты интуитивно.
— Идеи феминизма вам не близки?
— Нет, я различаю людей по профессионализму, а не по гендерному признаку. Хотя не отказываюсь от того, что я женщина.
Куда идет кино?
— Из увиденного вами на «Амурской осени» и других фестивалях — куда идет кино?
— Если бы критики не приветствовали кино мрачное, унижающее, зубодробительное, физиологически неприемлемое, наверное, кино выровнялось бы. В любой американской картине, как бы она ни была страшна, герой побеждает, свет есть. Тот же Рузвельт в годы Великой депрессии в Америке сказал: «Смейтесь, черт вас возьми!» Они смеялись и победили. У нас же — депрессия, кризис, пожары, и кинематографисты толпой туда же. Надеюсь, что нам еще удастся посмотреть картины светлые или хотя бы зовущие к свету.
Я прошу молодых режиссеров, чтобы они не унижали зрителя, чтобы давали возможность света в конце тоннеля. Как бы тяжело мы ни жили, как бы кино ни показывало жизнь в ее неприглядностях, надо дать возможность человеку в конце фильма вздохнуть и выйти из зала с ощущением, что не все потеряно, не все ужасно и завтра будет лучше, чем вчера. Это моя позиция.
Власть денег вместо идеологии
— Цензура в советское время и сейчас — когда она жестче?
— Тогда была власть идеологии, сейчас власть денег. И та и другая — сложны. Тогда фильм должен был миновать несколько цензурных рогаток — сначала на уровне студии, где ты снимал, потом — в главной редакции, потом в дирекции, потом на уровне Госкино. Но было уважение к создателям, к творцам, и некоторый прогиб идеологии под режиссера был. Потому что Тарковский снимал, Параджанов снимал.
Сейчас инстанций меньше. Но продюсер или инвестор, тот, кто находит и дает деньги и хочет вернуть то, что он вложил, — их диктат невероятный. Недавно сняла короткометражку «Королева», которая должна быть в составе большого сборного фильма «Москва, я люблю тебя!». И я буквально случайно перед премьерой узнала, что мою часть продюсер вынул из состава фильма. Оказывается, надо было сократить картину, и он выбросил из нее три короткометражки. Спросила его, почему, и услышала: «Вы сняли артхаусное кино». Я — и артхаусное кино. Неплохо звучит (смеется). Я говорю — ну вы же кинематографист, как вы могли? А он: «Да у меня 9 классов образования». Бывают умные продюсеры, а бывают вот такие. Что было идеологией раньше, сейчас стало властью денег.
А хороший продюсер — это я. В этом году будет уже 60 фильмов документального цикла «Провинциальный музей России». К сожалению, в Благовещенске мы не снимали, но если договоримся — то это еще не поздно сделать. Это короткие картины о музеях страны от Калининграда до Владивостока, от Норильска до Астрахани. Провинциальные музейщики — люди, преданные своему делу, подвижники и фанатики. Фильмы о них пронизаны добротой. Было приятно, что мы получили премию Правительства России именно за этот цикл, автором идеи, художественным руководителем и продюсером которого я являюсь.
— Как складывались и складываются ваши отношения с властью?
— Я человек жанра комедийного, сатиру не люблю, потому что это однодневное кино: ушел повод — и кино умерло. Меня интересуют вечные темы — любовь, человеческое достоинство, какие-то важные вещи. Я не занималась сатирой, поэтому отношения с властью не были такими уж сложными. Перефразируя Цветаеву, могу сказать, что «моим кинам, как драгоценным винам, настанет свой черед». Они и завтра будут смотреться так же хорошо, как вчера.
— Любите ли вы читать, успеваете это делать?
— Меня Владимир Владимирович научил, как пользоваться книгами, когда времени читать нет. Он сказал, что слушает книги в машине. Я накупила много книг на дисках и теперь даже кино смотрю на светофоре. Я прослушала питерского писателя Илью Стогова, слушаю сейчас Плутарха, Ключевского. Слушаю, потому что не хватает времени глазами следить за литературой.
Рецепт от Аллы Суриковой
— Я люблю готовить и что-нибудь изобретать. Например, у меня есть такие конфеты на грани печенья, называются «Ванек», по имени старшего внука. Курага, изюм, чернослив, орехи, мед, печенье, шоколад — все это перекручиваю на мясорубке, делаю шарики и обмакиваю их в крошку из печенья. Конфеты можно положить в морозилку и потом долго-долго есть. Это вкусно, полезно, и от этого не толстеют.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии