«Надеюсь на них, как на себя»
«Если все наши награды сложить вместе, то получится маленькая тележка!» — шутят военные летчики авиакомпании «Петропавловск-АВИА», у каждого из которых по пять-шесть боевых орденов на груди. Большинство этих летчиков прошли испытание в горячих точках. Они бороздили небо Афганистана, Анголы, Югославии, Приднестровья, Чечни, Таджикистана.
Командиры экипажей, борт-механики, вторые пилоты — все они имеют колоссальный опыт пилотирования в самых сложных и экстремальных условиях, который можно получить разве что только на войне. Директор авиакомпании Михаил Осычнюк — заслуженный военный летчик России, летчик-снайпер — награжден пятью боевыми орденами, в том числе святого Александра Невского, Красной звезды, орденом Мужества, «За заслуги перед Отечеством», «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени.
— Возглавив авиакомпанию, я сразу решил, что в ней будут летать только бывшие военные летчики — это люди, проверенные суровыми условиями, в которых приходилось как выживать самому, так и выполнять боевые задачи. В любой, самой сложной ситуации они не станут паниковать, а будут действовать хладнокровно и уверенно, что не один раз приходилось им делать в небе Афганистана и других горячих точек. Надеюсь на них, как на себя.
Так, боевая афганская дружба переросла в гражданскую авиакомпанию. У самого Михаила Степановича более 1000 боевых вылетов, около 1500 часов налета в горячих точках. Он участвовал в различных боевых операциях, каждая из которых оставила свою отметину в памяти о той войне. Часто приходилось доставлять на спецзадания и забирать назад спецназ главного разведуправления.
Надо отметить, что каждый вертолет, который летел со спецназом ГРУ, возвращался в пробоинах — это как минимум.
Учились всему на войне
Боевые друзья Михаил Осычнюк, Александр Матвеев и Иван Рудницкий в один год окончили Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, затем лейтенантами служили в одной эскадрилье в Венгрии. Через три года молодыми командирами экипажей вместе прибыли в Афганистан. Летный опыт, как и многим военным летчикам, пришлось приобретать уже на войне.
— Учиться пришлось буквально на лету, перенимая опыт классных летчиков. Лучшим учителем была каждодневная работа: в день экипажи выполняли по 5—6 вылетов, проводя в воздухе до 8 часов, — говорит Александр Матвеев.
В практику вошли маневры с большими перегрузками, категорически запрещенные дома: виражи с креном до 90°, «истребительные» боевые развороты, горки с отрицательными перегрузками (теоретически для вертолета недопустимыми!) и крутые пикирования, при которых в кабине темнело от земли, заполнявшей весь обзор. Многие летчики впоследствии говорили, что летать по-настоящему их научил Афган, однако «там» о своих достижениях в пилотаже предпочитали не распространяться.
Двигатели не выносили жары
В первый же месяц службы их эскадрилья понесла потери — при посадке разбился вертолет и погиб один член экипажа. Через два месяца — очередное ЧП, и тоже при посадке, но на этот раз все остались живы.
— Все произошло под Файзабадом, — вспоминает Александр Матвеев. — Горы там более трех тысяч метров! Когда начался обстрел, пилот на разгоне увеличил тангаж, чтобы быстрее уйти, и пошел с просадкой. Видит, что не проходит мимо дувала — это крепостная глинобитная стена, которыми там были огорожены все строения, — и принимает решение сесть на этот дувал.
По словам опытного летчика, это была посадка, которую повторить, наверное, никто бы не смог. Одно колесо Ми-8 попало на крышу здания, а второе точно на крепостную стену. Вертолет ровно сел, подломав только одну переднюю стойку.
Условия для полетов были невероятно сложные. Горная местность сама по себе очень опасна, а тем более когда температуры предельно высокие. При обычных для этой жаркой страны летних +40 даже на равнинных аэродромах располагаемая мощность двигателей падала на треть, а в высокогорье двигатели не выдавали и половины мощности. Поэтому несчастные случаи при посадках происходили даже с опытнейшими пилотами, у которых был огромный налет часов.
Летчики спасли сотни жизней
Иван Рудницкий вспомнил случай, когда он вел свою «восьмерку» в Файзабад. Он сопровождал два Ми-6, и вдруг на высоте 3000 метров левый двигатель дал сбой — как говорят специалисты, ушел на малый газ. Молодой летчик не растерялся.
— Пока я сообразил в чем дело, пока развернулся на 180 градусов, мне уже дали команду возвращаться на свой аэродром, — припомнил он неординарную ситуацию в афганском небе. — Потому что на борту было десять десантников, которых мы перевозили из Кундуза в Файзабад. Я удачно перевел вертолет на полет на одном работающем двигателе, посадил борт. Конечно, этот случай нельзя назвать подвигом...
Командование так не считало. За тот полет старшего лейтенанта Рудницкого представили к его первому ордену Красной Звезды. Командир экипажа сумел сконцентрироваться, найти верное решение, которое помогло сохранить и новый вертолет, который только завезли в Афганистан, а главное — 13 человеческих жизней. Разве это не подвиг?!
Проверено жизнью
Борис Хусаинов, советник по безопасности полетов компании «Петропавловск-авиа», пробыл на войне с душманами год.
— Приземлился в Кабуле Ил-76, открывается рампа — ослепительно белое солнце, жара и пыль по колено, — вспоминает Борис Тимерханович свое прибытие в горячую точку. — Пересадили нас на Ан-12 — и в Джелалабад. Это одна из самых южных точек, недалеко от границы с Пакистаном. Там дислоцировался наш летный полк. Мы сменили экипажи, которые через год снова сменили нас. Знакомые все лица, как будто и не расставались. И самое печальное: уже через месяц они потеряли свой экипаж.
В своем модуле летные экипажи находились от силы недели две — и в очередную командировку. Не было времени даже нормально выспаться. Очередной приказ — снова вещи в парашютную сумку и на новое задание.
— Так весь долгий афганский год, — заметил военный ас. — Вывозили «двухсотых», раненых, сопровождали колонны с боеприпасами и ГСМ. Даже полностью бронированная группа, если шла без сопровождения сверху, могла не дойти до места назначения. Проверено жизнью.
Опыт военных летчиков пригодился в мирной жизни
Летное мастерство, приобретенное военными летчиками в годы войны, пригодилось и в мирной жизни — здесь, на нашей амурской земле. За шесть лет работы Авиакомпании «Петропавловск-АВИА» было много ситуаций, когда летчикам приходилось спасать попавших в беду людей. Три года назад они эвакуировали пассажиров поезда, сошедшего с рельсов неподалеку от поселка Магдагачи. Неоднократно занимались поисками и эвакуировали из тайги потерявшихся геологов или охотников. В прошлом году на Зейском водохранилище перевернулась лодка, и потерялись рыбаки. И опять «петропавловцы» пришли на помощь.
— Нашим летчикам тогда приходилось осуществлять поиск в жестких метеорологических условиях, но они успешно выполнили поставленную задачу. Но самый яркий случай произошел в октябре 2010 года. На Албыне тогда случилось ЧП — одному из работников при распиловке леса отрезало руку, — рассказал подробности директор авиакомпании Михаил Осычнюк. — Наш вертолет после 6 часов полета возвращался в Благовещенск, когда поступил сигнал о помощи. Высокогорная местность, близилась ночь, но командир вертолета Иван Григорьевич Рудницкий без тени раздумий согласился лететь на Албын. В полной темноте для ориентировки вертолета там разожгли костры. Летчики успешно совершили посадку, забрали травмированного и доставили в больницу. Они спасли человеку не только жизнь, но и руку. Летчики продемонстрировали бесценный опыт пилотирования, который приобрели в горячих точках.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии