Последнюю партию проб специалисты взяли около Берегового недалеко от затонувших драг, принадлежащих прииску «Дамбуки», и в районе одного из провалившихся под лед осенью близ поселка легковых автомобилей. Исследования показали: уровень нефтепродуктов — в пределах допустимого.
«В этом году в водохранилище затонуло семь машин. А все потому, что водители хотят сократить путь до соседних поселков. А в 2007 и 2009 годах под воду ушли две драги, — рассказывает начальник отдела охраны водных ресурсов управления эксплуатации Зейского водохранилища Сергей Шапарюк. — Средства передвижения поднимают уровень тяжелых металлов на дне водохранилища. Рыба не может не реагировать на такое». По словам начальника отдела охраны водных ресурсов, в первую очередь на загрязнение воды отреагировала донная рыба — налим. Специалисты отмечают, что ее стало меньше, чем в прошлые годы.
Неблагоприятные условия сказываются также на популяции щук и карасей. Кстати, омуля, которого несколько лет назад пытались развести на водохранилище, тоже практически не встретишь. Сейчас он попадается разве что на истоках Зейского моря. Но здесь уже виноват в основном сам человек. Мешает рыбе и уровень воды — во время икромета он порой поднимается на несколько десятков метров.
Кроме того, загрязняют водохранилище также бытовые отходы — их можно найти на льду акватории залива Большие Дамбуки и на береговой полосе залива. Мусор попадает сюда из-за неправильной утилизации. «Мы боремся с хламом на берегу своими силами и по мере возможности убираем с берегов бревна. Только прошлой осенью специалисты вывезли 400 кубов леса, — объясняет начальник отдела охраны водных ресурсов. — А от цинка, железа и прочих примесей вода очищается благодаря процессу проточности. В этом году он идет более активно, ведь расходы Зейской ГЭС увеличены».
И город Зея пьет эту воду? Бедные жители...
— Леший