Поздравить своих соотечественников прибыли эвенки со всех уголков необъятной России. На Бакалдыне побывали и корреспонденты АП.
Дым очищает наши души
«Гори, гори, наш костер, хорошие люди приехали», — радушные ивановцы подбрасывают очередную порцию дров в огромные чэпкачаны, окуривают пространство можжевеловыми веточками. По старому эвенкийскому обычаю, чтобы предстать на празднике после дальней трудной дороги с чистой душой, без злых помыслов, необходимо совершить обряд Улгани (очищение). Под удары бубна, гортанное пение и звук хомуса, как мантра, звучит эвенкийское заклятье: «Костер сжигает все дурное, дым очищает наши души. И жизни нить — полоска ткани соединится с жизнью древа. А значит, наша жизнь в руках божества Энэкэн Буга (бабушка огонь)». Все гости проходят следующий этап — обряд кормления огня Имты. Для этого необходимо отломить кусочек тэпэмэ (национальной пресной лепешки) и бросить в огонь. Ворота на Бакалдын открыты. Кем бы ты ни был, в амурской Эвенкии тебя дружелюбно встретят, дадут согреться у огня, накормят досыта и отпустят с миром, ничего не требуя в награду. Таков обычай тайги.
Задорной пляской и пением открыл фестиваль «Кочевье Севера» народный ансамбль «Дюгэлдын» из села Ивановского. Из национальных амурских коллективов он самый молодой — «Дюгэлдыну» всего два года, но он известен далеко за пределами области. Месяц назад эвенкийские танцоры взяли Гран-при на фестивале в Находке, обойдя не только ансамбли коренных народов Севера, но и темпераментных кавказцев. Плавный эвенкийский хоровод йо-хорье одержал победу над зажигательной лезгинкой.
К празднику тщательно подготовились все родовые общины. Ансамбль «Гудяй Дуннэ» (Красивая земля) из Усть-Нюкжи специально сшил летние и зимние костюмы, разучил новые танцы. В горах стоит тридцатиградусная жара, не знаешь, что с себя снять, а эвенкийским ребятишкам все нипочем. На палящем солнце лопаются бубны, а они задорно пляшут в мехах, шубах и унтах, дарят свои песни и улыбки зрителям.
— Бакалдын — хороший повод присмотреть себе жениха или невесту из других родовых общин, — рассказывает глава Ивановского сельсовета Сергей Никифоров, поправляя вышитый бисером галстук. — Это древняя эвенкийская традиция была утеряна, но, к счастью, десять лет назад она возродилась. У малых народов есть большое будущее. Честь и хвала этим людям, которые в условиях 21-го века сохраняют свой быт, традиции предков и живут в гармонии с природой.
«Орон ачин, эвенки ачин»
Какой же праздник без оленей! Как на грех, к стойбищу совхоза «Улгэн» незадолго до торжественного мероприятия близко подошли волки, поэтому стадо пришлось перегонять далеко в тайгу. Оленевод Андрей Никифоров на свой страх и риск решил привести оленью упряжку — порадовать детвору. Поспел к самому разгару кочевого фестиваля. Спрашиваю у мужчины, какой путь ему пришлось преодолеть? «Да не знаю, два раза останавливался чаю попить», — не шутит Никифоров.
— Он прошел более пятидесяти километров, — уточняет директор ивановского детского сада «Звездочка», преподаватель эвенкийского языка Елена Тимофеева. — Сейчас наше стойбище находится почти в Хабаровском крае. Раз он сказал, два раза чай попил, значит, шел два дня.
Сын Андрея Никифорова Никита и племянник Денис Сафронов обрадовались встрече. Они не виделись несколько недель.
— Я сам все каникулы в стойбище провожу, за оленями ухаживаю, — рассказывает четырнадцатилетний Никита Никифоров. — После праздника сразу в тайгу к отцу махну. Там буду помогать: жечь огни и дымокуры, отгонять мух и паутов, привязывать оленей. Осенью буду их доить. У меня даже свое подопечное стадо есть. Здесь говорят: «Орон ачин, эвенки ачин». Нет оленя — нет эвенка». Школу закончу, в оленеводы пойду, как папа. Олень — дикий зверь. Если медведя можно научить кататься на велосипеде, то олени дрессировке не поддаются. Они добрые звери, слушаются, дают себя погладить, только их нельзя брать за рога. Зрительная память у них хорошая: если обидел, больше к нему не подойдешь.
Денис Сафронов уже поступил в педагогический колледж на художественно-графическое отделение. Парень также собирается после учебы вернуться в родное село — учить детей рисовать картины, сохранять культуру и традиции народа.
Чем богаты, тем и рады
Каждая родовая община обрастает своими легендами, обрядами, танцами и национальными промыслами. Дети природы — так называют этот маленький, но очень талантливый народ. Считается, что таких красок, как в эвенкийских узорах, нигде не встретишь. На выставке декоративно-прикладного творчества можно не только полюбоваться на изделия, но и поделиться опытом.
Анастасия Александрова — учитель труда в Ивановской средней школе. Помимо общей программы, она учит девочек народным промыслам: шитью меховой одежды, вышивке и бисероплетению. Этим искусством занималась ее бабушка, которая была почетным охотником, оленеводом и большой рукодельницей.
Детская шубка из оленины и шапочка из тарбагана (сурка) — лучшая одежда. В ледяной Усть-Нюкже китайский ширпотреб не спасет, поэтому местный люд хорошо утепляется. Как рассказала тындинская мастерица Оксана Мальчакитова, оленья шкура в мороз согревает, в жару — охлаждает. Эвенкийская сумка иммак — термос и холодильник в одном флаконе. Выполненная из бересты и обшитая оленьей шкурой, она надолго сохраняет тепло и прохладу.
Французы считают эвенков большими щеголями и законодателями моды среди коренных малочисленных народов Севера. Их наряды — образцы для подражания и кладезь модных идей. Делегация «Юктакан» из села Бомнак Зейского района поразила зрителей не только национальной, но и современной авангардной эвенкийской одеждой. Футуристические платья, конструкции, изображающие журавлей, огонь и воду, никого не могли оставить равнодушными. Создатель коллекции, учитель технологии Марина Захарова — настоящий самородок. За свой талант она получила специальный приз за мастерство.
Как призналась Марина Михайловна, она никогда не училась на модельера. Творчество идет от души, а вдохновляет ее родная северная природа. «Еще в детстве мне показали, как кроить на бересте и на шкуре оленя. Я прикладывала ногу и шила тапочки, прикладывала руку — шила рукавицы», — замечает Марина Захарова.
Заходите в наш чум — наши двери открыты
Вечером всех участников и гостей фестиваля ждали этнодискотека и фейерверк. Под музыку дети носились по стадиону, без устали прыгали и скакали. Пока одни гуляли до утра, другие готовились ко второму конкурсному дню. Эвенкийские хозяюшки чума на допотопных буржуйках пекли лепешки, стряпали котлетки и оладушки, варили олений холодец, потроха, язык (инни), костный мозг (уман) и суп (силлэй). А заодно рассказывали, что олень съедается полностью, даже с копытами и молодыми рожками. Сухожилья высушиваются и оставляются впрок, потом в тайге из них готовят желейный бульон.
— Собрались ехать на фестиваль, а оленины нет. Не сезон, — жалуется эвенкийская блондинка из села Первомайского Людмила Антонова. — Стали бегать, просить селян поделиться мясом. Привезли много мороженой оленины и уже здесь поделились с другими родовыми общинами. Какая тут может быть конкуренция?
На следующий день столы в богато украшенных праздничных чумах ломились от яств. Чего здесь только не было, даже оленье молоко — по жирности оно на втором месте после слоновьего. Каждая из пяти хозяюшек старалась задобрить жюри и удивить гостей. И здесь не просто угощали, а проделывали разные обряды. В этом конкурсе победу одержала Галина Соловьева из села Ивановского — она представила более 15 блюд. Красавицей «Химуктыкан» (Брусничка) стала 19-летняя студентка амурского училища культуры и руководитель народного ансамбля из Бомнака Настя Анн. Она признана эталоном эвенкийской красоты. В северном троеборье самыми сильными и ловкими стали команды из сел Усть-Нюкжа и Первомайское Тындинского района.
400 эвенков проживают в селе Ивановском Селемджинского района. Еще десять лет назад здесь было 300 человек.
600 оленей содержится в стадах хозяйства «Улгэн». В 80-х годах прошлого века их было 4,5 тысячи голов.
Возрастная категория материалов: 18+
Для этого необходимо отломить кусочек тэпэмэ (национальной пресной лепешки) и бросить в огонь.
здесь необходимо сказать — угостить огонь.
— маринакан (гость)