Чиновник посоветовал обучать кадры в регионе, главным образом для аграрной отрасли, строительной и горнодобывающей. Кластерному подходу в профессиональном образовании был посвящен круглый стол, который прошел в правительстве области. Что мешает амурским предприятиям растить себе специалистов, выясняла «Деловая среда».
Было ощущение, что образование живет само по себе, а экономика сама по себе, и они нигде не встречаются.
С приходом на Дальний Восток нефтепровода ВСТО, а затем и газопровода, необходимость в высококвалифицированных рабочих кадрах для их обслуживания будет постоянной. Профессиональный коммунально-строительный лицей в Белогорске в 2011 году подписал соглашение о государственно-частном партнерстве с ОАО «Транснефть» и, по словам директора, получил второе дыхание. На базе лицея был создан учебный центр «Промышленная безопасность», где проходят обучение и переподготовку рабочие и специалисты, работающие на объектах «Транснефти».
— Для обучения мы привлекли практиков, имеющих опыт в эксплуатации нефтепровода ВСТО, — рассказывает директор профессионального коммунально-строительного лицея Нина Нерсесьян. — Занимаемся подготовкой преподавателей. По просьбе заказчика организовываем выездное обучение, если к нам не могут приехать работники на повышение квалификации. Нам предоставляют базу для производственной практики учащихся.
В 2012 году в лицее прошли обучение 1 864 человека, в 2013‑м — уже 3 670, за первый квартал текущего года здесь успели обучить 1212 человек. За два года объем доходов за платные образовательные услуги увеличился в 11 раз.
— За этот период на ремонт и обновление материально-технической базы было затрачено более 12 миллионов рублей, — продолжает Нина Нерсесьян. — Оборудование приобретается на условиях лизинга, его закуплено на 12,5 миллиона рублей, это учебные тренажеры, автокран, транспортные средства и многое другое. В этом году согласовано приобретение на условиях лизинга оборудования для обучения технологии сварочного производства на сумму 8,5 миллиона рублей.
Лицей планирует открыть центр специальной подготовки сварщиков, где будет проходить подготовка и аттестация специалистов сварочного производства. «Наши мастера поедут на курсы повышения квалификации в Хельсинки, в подготовке будут принимать участие специалисты университета имени Баумана и ДВФУ», — поделилась директор.
1 395
педагогических работников занято в системе профессионального образования, в том числе 305 мастеров производственного обучения
Соотношение между бюджетными средствами и внебюджетными доходами лицея составляет 50 на 50.
— Это хороший пример, как надо работать, использовать государственные средства и давать продукт в виде подготовленных кадров, — положительно оценил работу Белогорского лицея губернатор Олег Кожемяко.
Такой пример частно-государственного партнерства — не единственный в области, это тот путь, по которому должно двигаться профессиональное образование.
Амурское министерство образования и науки, проанализировав систему профессионального образования области, выявило ряд проблем. Одна из них — дисбаланс между количеством выпускников и их востребованностью на бюджетообразующих предприятиях области. Для выравнивания ситуации предпринята модернизация учреждений профессионального образования. Она включает семь кластеров в соответствии с основными отраслевыми направлениями: строительный, горнодобывающий, аграрный, деревообрабатывающий, нефтегазовый, социально-педагогический, а также кластер сервиса и торговли.
По словам министра образования и науки Амурской области Марины Селюч, первые итоги модернизации уже есть. Учреждения профобразования уходят от дублирующих профессий, оперативно вводят новые специальности. Если общий внебюджетный доход учреждений профобразования в 2013 году составлял порядка 300 миллионов рублей, то в этом году его планируют до 420 миллионов. Но главное — обучение приближено к практике.
— По итогам трудоустройства востребованность выпускников ссузов в 2013 году составила 83 %, выпускников системы НПО — 87 %, — подчеркнула министр образования.
18
профессиональных образовательных учреждений осуществляют подготовку рабочих кадров и специалистов для ведущих отраслей экономики Амурской области
Говоря о производственно-образовательных кластерах, Андрей Фурсенко порекомендовал амурчанам сосредоточиться на 3—4 направлениях.
— Аграрный кластер я бы оставил обязательно, у вас рядом соседи, которые съедят все, сколько бы им ни предложили, причем речь не только о сое, но и о продуктах животноводства, — поделился размышлениями Андрей Фурсенко. — Строительный кластер тоже беспроигрышный вариант. Строительство космодрома Восточный — как ремонт, его можно начать, но невозможно завершить, там все время будут востребованы строительные кадры. Это огромный рынок. Как и горнодобывающая промышленность, развитие этого кластера я бы тоже внес в приоритеты. Это то, на чем регион может реально зарабатывать и что вахтовым методом не освоить.
Представитель строительного кластера Александр Синьков, генеральный директор ООО «Амурстрой», посетовал на то, что у его организации нет ни сил, ни ресурсов, чтобы создать собственный лицей для подготовки кадров. Но «Амурстрой» активно сотрудничает с профессиональным лицеем № 1.
— Мы помогаем этому учебному заведению укреплять материально-техническую базу, ребята проходят у нас производственную практику. Наши сотрудники ежегодно проходят переподготовку в лицее, — говорит Александр Синьков.
15,1
тысячи человек составляет общий контингент обучающихся
По мнению председателя колхоза «Луч» Ивановского района Владимира Уса, сегодня нужны базовые учебные центры для подготовки специалистов.
— Нас в свое время учили разбирать трактор ДТ-75 по частям и собирать обратно, а сегодня это никому не нужно, — поделился воспоминаниями председатель колхоза. — Мы уже на другой ступени работаем: у нас трактор, который стоит 12 миллионов, и доильная установка за 30 миллионов рублей. Нужны базовые центры для подготовки специалистов. Мы совместно с ДальГАУ создаем такой центр, организовали классы на производстве, открыли гостиницу для студентов и преподавателей. В хозяйстве восемь экономистов, четыре ветврача, на полгода приехал зоотехник писать диссертацию. Я верю, что из них будет что‑то реальное.
Но когда зашла речь о целевой контрактной подготовке специалистов, мнения представителей власти и бизнеса разделились.
— Допустим, мне нужен агроном, но я не готов подписываться под студента, — не стал сдерживать эмоций Владимир Ус. — Откуда я знаю, каким он придет через пять лет? Я пять лет обязан его учить, а он придет, три дня проработает, и я пойму, что мне такой кадр не нужен. Сегодня он холостой, а завтра женится, и я должен буду его обеспечить жильем, детским садом и другими условиями? Да я лучше сегодня готового специалиста возьму.
Одна из проблем — дисбаланс между количеством выпускников и их востребованностью на бюджетообразующих предприятиях области.
— Речь о том, что мы готовим специалистов на бюджетные деньги, а дальше они, как ветер, свободны, — парировал Андрей Фурсенко. — Крепостного права у нас давно нет, распределения тоже нет. Но, отучившись пять лет на бюджетной основе, человек же должен что‑то отдать государству? Второй момент — как сегодня учится молодежь? Спустя рукава. Чтобы он нормально учился, он должен знать, что он будет востребован, он должен осмысленно готовиться к работе по профессии. Ректоры пытаются представить, что будет через пять лет, но, например, в строительстве за пять лет технологии меняются радикально. Поэтому формировать кадровый заказ должны те, кто ближе к производству.
«Мы сегодня на сельское хозяйство меньше выделяем средств, чем на НПО. И мы должны спрашивать за свои деньги и выстраивать модель, которая будет востребована экономикой», — резюмировал Олег Кожемяко.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии