В 2013 году доходы региональных бюджетов составили 8 триллионов 161,2 миллиарда рублей (101,2 % к уровню 2012 года). Рост расходов (составивших 8 триллионов 803,2 миллиарда рублей) зафиксирован в 74 регионах, причем наибольший рост отмечен в Еврейской автономной области, Амурской и Сахалинской областях. Дефицит региональных бюджетов за последний год вырос еще на 650 миллиардов рублей. Это увеличение эксперты во многом связывают с исполнением майских указов Президента РФ. Только доля расходов на заработную плату работников бюджетной сферы составила 31 % от общей суммы расходов, или 2 триллиона 716 миллиардов рублей.
Увеличение дефицита сказалось и на росте государственного и муниципального долга, который в 2013 году достиг 2 триллионов 26 миллиардов рублей.
— Мы еще раз должны внимательно проанализировать возможности, как пополнения доходной части бюджетов, так и оптимизации расходов, — отметил председатель российского правительства.
Дмитрий Медведев позднее добавил: «Я рассчитываю, что Минфин вместе с другими ведомствами сделает соответствующие предложения о том, как решить в текущей перспективе долговую проблему регионов. В том числе путем замещения дорогих коммерческих кредитов более дешевыми бюджетными кредитами».
Кроме того, речь шла о возможности существенного снижения ставки по бюджетным кредитам и рефинансировании бюджетных кредитов на длительный период по сниженной ставке для регионов.
После этого с докладом выступил министр финансов РФ Антон Силуанов, озвучивший ряд предложений по бюджетным доходам, расходам и межбюджетным отношениям.
— Указы Президента России для региона дорогостоящи и затратны, — прокомментировала после совещания Вера Щербина. — Федеральный центр оказывает помощь субъектам в исполнении президентских указов, но не покрывает эти затраты полностью. Кроме того, сейчас речь идет не о прямом повышении зарплат работникам бюджетной сферы на 10, 20 или 30%, как было раньше, а о структурных реформах. В чем их суть? В пересмотре штатной численности и оптимизации бюджетных расходов. Мы должны изыскать ресурсы, которые тратятся неэффективно, и направить их на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Мы пришли к необходимости укрупнения бюджетных учреждений, ведь сегодня во многих из них обслуживающего персонала набрано сверх всех норм. Провести структурную реформу одномоментно нельзя. Она будет проходить поэтапно — до 2018 года. Обязательно будет учитываться социальный аспект, ведь затрагиваются интересы конкретных граждан, жителей области.
Вера Щербина отметила, что в бюджетной сфере количество вакансий держится на 30‑процентной отметке. «Где‑то нет врача, где‑то учителя английского языка или математики. Наша задача — укрупнить бюджетные учреждения не ради их укрупнения, а чтобы закрыть имеющиеся потребности, вакансии профессиональными специалистами. Работникам будет предложен больший объем работы, соответственно, и зарплата станет выше. Мы выходим за пределы прежнего понятия «ставка», сегодня у специалиста появляется не только стимул, но и возможность зарабатывать больше. При этом стоит задача улучшить качество оказываемых бюджетных услуг. Там, где не было врача, он появится — будет приезжать, к примеру, в село и вести прием населения».
Для исполнения майских указов Президента, в том числе для повышения зарплат работникам бюджетной сферы, область вынуждена была привлекать бюджетные и коммерческие кредиты, которые увеличили государственный долг. На селекторном совещании было обозначено несколько позиций, которые призваны снизить нагрузку на региональные бюджеты и сократить госдолг субъектов РФ.
— В первую очередь будет принят комплекс мер по удешевлению коммерческих кредитов для региональных бюджетов, — продолжает Вера Щербина. — Рассматривается вопрос о рефинансировании бюджетных кредитов, их реструктуризации на длительный срок. Принято решение о выделении дополнительных 100 миллиардов рублей для реструктуризации долга. Еще 25 миллиардов пойдут на безвозмездную финансовую помощь регионам. Это существенная для нас поддержка.
Вера Щербина, первый заместитель председателя правительства Амурской области: «Мы должны изыскать ресурсы, которые тратятся неэффективно, и направить их на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы».
Правительство РФ согласилось пойти на серьезные меры, требуя в свою очередь от регионов ответных действий. Среди них — проведение инвентаризации всех льгот по налогам на территории области. «Нам необходимо провести анализ тех льгот, которые сегодня действуют на федеральном уровне, — сказал на совещании министр финансов РФ Антон Силуанов. — Из 1,3 триллиона рублей на льготы, которые предоставлены федеральным законодательством, около одного триллиона приходится на региональные льготы. Поэтому мы считаем, что необходимо ввести мораторий на установление новых налоговых льгот, касающийся субъектов РФ».
— Льготы будут минимизированы, — позднее прокомментировала решение первый зампред областного правительства Вера Щербина, — они могут быть только там, где наблюдается экономический эффект. Также на селекторе говорилось о том, что нужно менять подход к работе с налогом на имущество, ужесточать меры по регистрации объектов недвижимости.
Коттеджи в Приамурье строят люди небедные. Сейчас ставится задача сделать их объектами налогообложения. Обсуждался вопрос по прибыли крупнейших российских компаний, к примеру ОАО «РЖД», «Роснефть», «РусГидро», которые платят налог на прибыль сразу в нескольких регионах — сложно прогнозировать бюджет, не располагая информацией по планируемой прибыли. В итоге правила, касающиеся предоставления информации, будут изменены в пользу регионов.
На совещании Антон Силуанов отметил: «Много говорим о необходимости большего предоставления прав субъектам по реализации политики в части определения именно нуждаемости и адресности тех льгот и социальных выплат, по которым сегодня принимают решения субъекты РФ. Мы считаем необходимым предоставить такое право региональным органам власти — изменять предоставляемые населению льготы, в том числе натуральные, и предоставлять эти льготы тем категориям граждан, которым действительно требуется поддержка государства. В этой связи необходима корректировка 122‑ФЗ».
«Не секрет, что сегодня у нас есть льготники, имеющие регулярный личный доход и 50, и 100 тысяч рублей, — отмечает Вера Щербина. — Льгота нужна тем, кто в ней действительно нуждается, а не потому, что человек в свое время занимал высокий пост или должность».
Комплекс мер, о котором шла речь на селекторном совещании, будет подкреплен финансовыми ресурсами. Меры, призванные не только качественно улучшить сбалансированность региональных бюджетов, но и, в частности, произвести сдвиг в оказании более качественных бюджетных услуг, обеспечив при этом бюджетников достойной заработной платой, — планируется реализовать к 2015 году.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии