«ВСЕ НАОБОРОТ» (1981)
Режиссер: Владимир Грамматиков
«Все наоборот» — история о первой любви. Десятиклассники Андрей (17-летний «гражданин поэт» Михаил Ефремов) и Наташа (Ольга Машная) знакомятся на улице, а вскоре уже всерьез подумывают о свадьбе. Налицо типичный юношеский максимализм: у школьников дело не дошло еще даже до поцелуев, зато планы на супружескую жизнь расписаны довольно подробно. Конечно, отношения героев не обходятся без романтических прогулок, родительского непонимания и дружеских советов «под руку».
Этот фильм прекрасен тем, что не идеализирует школьную любовь в отличие от снятой ровно в том же году картины «Вам и не снилось…», где слишком заметна попытка подверстать историю советских подростков под классическую трагедию Шекспира. Андрей и Наташа ведут себя более естественно: прогуливают уроки, сбегают на день в Ленинград, мечтают о будущем и пытаются под видом «молодых инженеров» снять квартиру. Так же правдоподобно развиваются их отношения: школьники ссорятся, начинают упрекать друг друга и далее по списку. Одним словом, фильм о том, что из себя представляет первая влюбленность и каковы ее шансы перерасти в нечто более серьезное.
«АМЕЛИ» (2001)
Режиссер: Жан-Пьер Жене
Атмосферная французская лента Жана-Пьера Жене открыла третье тысячелетие, а заодно реанимировала романтический кинематограф, создав новый образ лирической героини — прекрасной чудачки и фантазерки с задатками волшебницы. Любовь здесь даже не столько тема, сколько «воздух» картины, наполненной деталями, воспоминаниями и мини-головоломками. Притронешься к одной из них — и ты уже затянут в удивительную историю человеческих взаимоотношений.
История любви Амели (Одри Тоту) начинается с необычной находки: альбома с бракованными фотографиями, которые явно собирал такой же сумасброд, как и сама Амели. Неудивительно, что знакомство молодых людей происходит тоже довольно странным образом — девушка пускается в увлекательную авантюру с переодеваниями, бродилками и загадками, параллельно продолжая осчастливливать других одиночек.
Похоже, мысль о том, что любовь вовсе не случайность, а особое стечение обстоятельств, — принципиальная позиция режиссера. Трактовать «Амели» вполне можно как ненавязчивый совет самостоятельно мастерить свое счастье, пользуясь подсказками судьбы.
«ЛЮБОВЬ» (2012)
Режиссер: Михаэль Ханеке
Расхожее выражение «любовь до гроба» в драме австрийца Михаэля Ханеке получает свое конкретное и оттого непривычно проникновенное звучание. Лента Ханеке — очень простая, но в то же время очень тяжелая история о престарелых супругах, которые носят излюбленные имена режиссера: Жорж и Анна (Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива). Их размеренная и привычная жизнь с совместными завтраками на скромной кухне и посещениями концертов классической музыки внезапно меняется после болезни Анны. На глазах супруга она слабеет и разрушается: инсульт парализует ее тело, отнимает память и речь, оставляя только бесконечную боль. Но даже такой, обездвиженной и издающей единственный стон «Плохо!», она остаются любимой и окруженной заботой мужа.
Это фильм не только о верности и долге. Неспешное повествование Ханеке посвящено тому, что делает человека человеком и что он может разделить только с ему подобным. И о том, что любовь, действительно, как бы банально это ни звучало, сильнее смерти.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии