О силе слова и рукопожатия
Отец рано приучил меня к спорту: уже в детском саду я мог подтягиваться, ходить на руках, садиться на шпагат. Секций в моем родном селе, кроме борьбы и единоборств, не было. Поэтому еще в школе я записался на борьбу. Не переставал заниматься даже когда поступил в университет, пока не получил серьезную травму. Я очень хотел тренироваться, просто фанател от этого! Но спина порой болела так, что я, взрослый парень, не мог сдержать слез. И однажды на третьем курсе один из преподавателей сказал, что на базе школы можно открыть спортивный зал. Я так загорелся этой идеей, что мы с другом, тоже спортсменом, решили попробовать. У нас получилось, сейчас мы тренируем ребят в двух залах и скоро откроем третий.
Мы набираем детей с 6 до 14 лет. После пятнадцати мировоззрение и психика уже сложены. А мне охота объяснить ребятам, как надо жить, что можно делать, а что нельзя. Дети в нашей секции совсем по-другому развиваются, хотя старшие тренеры частенько навязывают нам свои правила. Но мы не считаем их верными и идем своим путем. Например, у них на соревнованиях ребенок может спокойно заматериться. У меня из-за этого он уйдет из зала, и я больше никогда его не впущу. Все очень строго. Могу минут по двадцать на тренировке уделять воспитанию.
Я приучил детей за руку здороваться с мужчинами. Им это интересно, они немного чувствуют себя взрослыми. Это их дисциплинирует. Сначала другие тренеры были против, говорили мне, что так нельзя. А сейчас, я вижу, они улыбаются и уже сами ждут, когда пацан подойдет и руку пожмет. Позже и ребята с других залов стали так делать.
О девочках в спорте
Детям я отдаю все эмоции, посвящаю каждый свой день, живу этим. Хочу вырастить из них сильных спортсменов и хороших людей. Знаю, что, если мальчишка употребит насвай, закурит или выпьет, в других залах его просто отругают. У меня он станет изгоем на всю жизнь. Другие дети из зала никогда с ним не поздороваются. Они знают, что этого делать нельзя, это не пустые мои слова. Была такая ситуация. Приходит на занятие мальчишка лет тринадцати, я чувствую, что он курит. Подхожу к родителям и говорю, что, если через неделю он не бросит, я его выгоню. То же самое объясняю ему. Он очень хотел заниматься борьбой, но курить не бросил. Пришел, пожал мне руку, встал в строй. Мы начали занятие, и я официально выгнал его, отправил переодеваться.
Девочек в секцию я не беру. Хотя желающих очень много, особенно в том зале, который находится в отдаленном и неблагополучном районе города, потому что больше детям там некуда ходить. Однажды папа привел дочку, сказал, будет платить 10 тысяч в месяц, пусть она просто в углу кувыркается. Но я ему отказал. Во-первых, с девочками сложнее работать. Они капризные: одни упражнения хотят делать, другие — не хотят, то у них сегодня такие дни, то не такие. Во-вторых, считаю борьбу неженским видом спорта, пусть они лучше танцуют или крестиком вышивают.
Детям я отдаю все эмоции, посвящаю каждый свой день, живу этим. Хочу вырастить из них сильных спортсменов и хороших людей.
О борьбе с весом
К соревнованиям мы готовимся в особом режиме: пять дней занимаемся на ковре, на шестой качаем мышцы в тренажерном зале. Особой диеты перед соревнованиями нет, ребята и так не едят чипсы, газировку, лапшу. Даже когда мы долго едем в поезде, обходимся без «Доширака». Питаемся кашами из пакетиков, консервами. На станциях покупаю им нормальную еду, котлету с пюре, например.
Еще более трепетно к еде все начинают относиться накануне взвешивания. Обычно его проводят за сутки до поединка. Вес должен четко соответствовать той весовой категории, в которую заявился борец. Если перебор, спортсмену нужно скинуть лишнее до конца взвешивания. Они надевают всю одежду, какая есть в наличии, и идут бегать, прыгать на скакалке, делать интенсивные упражнения. На случай недобора веса, у борцов с собой есть еда и вода. Один раз был забавный случай. Мальчишке не хватало 600 граммов веса, он выпил «полторашку» воды, но взвешивание задержали. Долго терпеть не мог, сходил в туалет. Встал на весы: опять недобор. Пришлось снова пить и терпеть изо всех сил. В итоге он попал в свою категорию и выиграл схватку. Обычно спортсменам приходится все-таки сгонять вес, а не набирать.
О драках и слезах
Дети занимаются в двух группах — малыши и старшие. Маленькие еще не борются, больше играют, привыкают к спорту, укрепляют здоровье. А с теми, кому исполнилось десять, уже все серьезно. Дисциплина здесь железная. Могу дать им задание прыгать на одной ноге и выйти. Я знаю, что приду через полчаса, никто не будет болтать, они уже будут все в слезах, но будут прыгать. Я им всем поставил цель стать олимпийскими чемпионами. И по-другому ее не достичь.
Конечно, они не сразу стали такими воспитанными. Я провел с ними огромную работу. Один раз во время футбола видел, как ребята толкались и один кинулся на другого с коленом. Я им объяснил, что своего трогать нельзя. Это твой ближний, ты с ним на тренировке потеешь, он за тебя горой встанет, так же, как я за вас и вы за меня. После того случая ребята простояли на кулаках два с половиной часа. Они ревели, а я сидел рядом и слушал музыку. Но пока они стояли, они думали. Наказание — это не наругать и погрозить пальцем, его нужно прочувствовать до глубины костей. Ребенок должен осознать и быть благодарным за то, что его наказали. Дети понимают это позже, когда их все уважают, потому что они сильная и воспитанная команда.
У меня даже есть несколько ребят, которые состояли на учете в полиции. В секцию их привели родители. Сейчас они так изменились, что никто в жизни не признает в них трудных подростков.
Наказание — это не наругать и погрозить пальцем, его нужно прочувствовать до глубины костей. Дети понимают это позже, когда их все уважают, потому что они сильная и воспитанная команда.
О возрасте
Я подхожу к своему делу профессионально, поэтому меня не беспокоит то, что я очень молодой тренер. Хотя первый раз было неловко собирать родителей своих воспитанников. Мы подводили итоги. Все родители были старше, но обращались ко мне по имени-отчеству, а мне приходилось критиковать их сыновей и говорить, что они их неправильно воспитывают.
Зато наш с напарником молодой возраст отлично замечали старые тренеры. Сначала вообще не обращали на нас внимания, смеялись, иногда и палки в колеса вставляли. Но нас это не огорчало. Я видел, что они тренируют неправильно, у них было много ошибок и заблуждений. А я на тот момент уже очень много прочитал, выманил секреты у тренеров-лидеров, до чего-то дошел сам. Даже мой личный тренер сказал, что за год я вырос так, как он не вырос за 10 лет.
Я знаю много нюансов, которые собирал по крупицам из разных источников. И своим малым говорю, что они у меня все станут мастерами спорта. Некоторые уже спокойно первый разряд выполняют, а следующий этап — КМС.
О чемпионах
Очень много зависит от того, заинтересованы родители в занятиях ребенка или нет. Есть мамы и папы, которые болеют за нас, ездят с нами на соревнования, берут для этого отгулы на работе. Иногда чья-нибудь мама может позвонить мне, пожаловаться, мол, сын по учебе скатился. Я провожу с ним беседу. Спрашиваю: «Кем ты хочешь стать? Наркоманом? Сколько хочешь зарабатывать, много или мало? Хочешь быть успешным, знаменитым? Для этого надо куда поступить, в универ или фазанку? А если ты двоечник, какой тебе универ?!» И все: глаза у ребенка опускаются, он сам понимает, что без прилежной учебы у него не будет хорошей жизни.
Видно ли будущего чемпиона сразу? Я иначе подхожу к этому вопросу. Многие тренеры смотрят на то, какой сильный и быстрый ребенок от природы, какие четкие, красивые движения он делает. Я не на это смотрю. Пару месяцев назад отец привел к нам двух близнецов. Они были настолько слабыми — бегут и спотыкаются, не могут отжаться и даже прыжка с места сделать. А их привели на борьбу! Я провел им очень жесткую тренировку. Думал, больше не придут, а они пришли. Я проверил их характер. Сейчас эти близнецы очень быстро растут. И дело не в физических показателях, а в психологии, силе духа. Я смотрю не на то, одаренный ли человек от природы, а на то, верный ли он. Из таких я сделаю чемпионов, пусть и немного больше времени потрачу.
О деньгах и спонсорах
Не секрет, что спорт — дело далеко не прибыльное. Мы постоянно ищем деньги, чтобы выбраться на соревнования и сборы, купить инвентарь, сделать ремонт в зале. Хотя это странно: в России всего четыре министерства спорта, и одно из них — в нашей области. Однако почти все мы делаем на родительские деньги и свои накопления. Но мы уверены: у нас получится вырастить олимпийского чемпиона! Потому что мы надеемся только на себя и уже видим, насколько сильнее прогрессируют наши дети.
Кстати, со спонсорами в городе тоже туго. Если ты незнаком с бизнесменом лично, то он не поможет тебе, а только искренне спросит: «А мне зачем это?» И его можно понять. Хотя однажды нам повезло. Знакомые предложили депутату во время выборов помочь нам. Мы сказали, что нам нужен борцовский ковер за 250 тысяч рублей. Через неделю он позвонил мне и наличкой отдал эту сумму. Он даже не спросил потом, где этот ковер. Сейчас я лично тренирую на нем своих ребят.
В месяц у нас родители платят за занятия 1 500 рублей. Этого хватает заплатить за аренду зала, отложить на поездки. Моя зарплата составляет где-то 20 тысяч рублей. Чтобы поддерживать наше любимое дело материально, мы с товарищем даже занялись бизнесом, открыли рекламное агентство. Мониторы, которые висят в маршрутках, поставили мы. Но бизнес не пошел, у нас не было финансовой подушки, чтобы продержаться на рынке три года. Нам повезло, дело у нас перекупили.
О семье
Я никогда не брошу тренировать. Ребята все стали мне уже как родные. Когда ездим на сборы, мы же вместе спим, кушаем, живем. Они мне свои приколы рассказывают, мечтами делятся. Когда подходит подростковый возраст, я им заранее всю правду про девушек рассказываю. Говорю, что, если понравилась девчонка из компании, где пьют и куражат, выбирайте, что вам дороже, этот зал и друзья или она. Советую искать достойных девушек, которые не гуляют ночами, хорошо учатся и не пьют.
Даже когда мы в летний лагерь едем, говорю им, чтобы у каждого к середине смены уже была девчонка, даже у десятилетних! И им весело, и девушкам приятно. Они, кстати, и сами к моим подопечным тянутся. Потому что они воспитанные, активные, много на сцене выступают.
Мои родители рады, что я стал тренером. Когда я привозил ребят на сборы в свое село, мама целыми днями стояла у плиты, готовила им завтраки, обеды и ужины. Все говорят, что, когда у меня появится своя семья, времени и энтузиазма на борьбу будет меньше. Но сейчас мне нравится мое дело, планирую стать одним из лучших тренеров России. Мне это удастся, потому что меня поддерживают близкие.
Возрастная категория материалов: 18+
Отличная подача материала. Герой раскрылся полностью.
— ульянаКак же здорово, что есть еще такие люди, такие Тренеры! С большой буквы. Желаю молодому человеку не сворачивать с выбранного пути и все-таки вырастить Олимпийского Чемпиона. А может и не одного! Арина, браво, спасибо за рубрику!
— Жму_руку (гость)Акуна-Матата, вообще эта рубрика анонимная, но если вы действительно хотите привести ребенка к этому тренеру, оставьте свою электронку, и он с вами свяжется) или номер телефона на мою почту arina.novosti@mail.ru
— Арина ШевченкоГде??? Где вы нашли такого тренера?! Если он настоящий, хочу отдать к нему сына:))
— Акуна-матата (гость)