О голосе и дикции
После того, как окончила историко-филологический факультет, стала искать работу в СМИ. Одна из радиостанций как раз проводила кастинг на ведущих, я записалась. Отобрали семь человек, но до эфира дошли только трое. Нас учили правильно говорить, работать с дикцией, голосом, писать тексты. Например, было упражнение: берешь три разных слова — книга, полотенце, шар. Из них нужно придумать связный текст. Получалось что-то типа этого: если с утра вместо полотенца вы хотите взять книгу, значит, вы не выспались и вам срочно надо привести свой шар (голову) в порядок. Такие упражнения нужны, чтобы научиться писать интересные тексты.
Выход ведущего не должен превышать 20 секунд, но об этом мало кто знает и соблюдает. Бывает, включишь радио, а ведущий все говорит, и говорит, говорит, и говорит. Ужас!
На радио любят низкие, приятные, поставленные голоса. Когда я только пришла, у меня был высокий такой, девичий голос. Вообще, это проблема большинства начинающих радиоведущих. Также новичков в студии выдает слабая дыхалка, когда ведущим не хватает воздуха, начинает бежать слюна, и они сглатывают ее в эфире. Все это слышно. Дыхалку нарабатывают месяцами: открывают книгу и читают на одном дыхании, пока не кончится воздух. Или берут в руки книгу, качают пресс и читают вслух стихотворения.
С дикцией помогают скороговорки, но только поначалу. Потом речевой аппарат привыкает к ним и уже не тренируется. Работают только те скороговорки, которые ты до этого не знал. Но, когда ты работаешь долго, они уже не нужны. Я как полноценная радиоведущая состоялась где-то через два года: были готовые голос, подача, темп, ритм, когда голосом можно играть и выражать все, что хочешь. Иногда я люблю его разрабатывать тем, что пою украинские песни Светланы Лободы или Димы Билана.
О рыбаках и блеснах
Со стороны кажется, что радиоведущий просто сидит и мелет языком всякую чушь. На самом деле, все иначе. Частенько радиоведущим приходится работать десятиглавым драконом или шестируким Шивой. Ведь микрофон стоит в одной стороне, одна рука ставит музыку, вторая открывает текст, проматывает его. А еще нужно следить, что творится на панели в компьютере в эфире. Поэтому начинающих всегда слышно. Если появляется подозрительная тишина, человек просто пытается разобраться, куда ему смотреть и что делать!
Самые первые эфиры проходят очень волнительно. От осознания того, что тебя слышит весь город, только больше путаешься. Потом этот факт, напротив, будоражит и веселит. От этого кайфуешь! Чтобы понимать свою аудиторию, радиоведущим советуют вешать перед своим рабочим местом фото людей, которые тебя сейчас слушают. Но мы обычно ставили на столе дурацкие фотографии своих коллег, чтобы всегда было весело.
Считаю, радиоведущий должен иметь огромнейший кругозор, чтобы суметь поддержать любую беседу. Как-то дозвонился мужчина, заядлый рыбак, и мы с ним так классно пообщались. Поговорили о воблерах, блеснах, мормышках, так как я в них тоже разбираюсь. Приятно, когда слушатель понимает, что в студии сидит не дурак, который может говорить только общими фразами, а эрудит.
О кашле в эфире
Чем отличается профессиональный ведущий от непрофессионала? Как и в любой работе, здесь нужно стремиться к совершенству. Самый обычный текст можно проработать и преподнести так, чтобы это было интересно и актуально.
Одно дело в день города просто говорить о дне города. Другое дело, если ты говоришь что-то типа: «В этот момент на стадионе «Юность» проходит спартакиада, мы все болеем за наших и даже Джей Шон, который только что сказал Lets go. Он тоже с нами, ребята, поднажмите!». В общем, ты связываешь, музыку и событие, актуальное для города.
На работе я редко устаю говорить, только после полных рабочих смен с 7 утра до 5 вечера. Язык не заплетается, только голос к концу дня садится. Иногда приходилось и простывшей работать, я хрипела в эфире. Но обычно стараешься просто тише говорить. Одно время у меня на радио были смены по выходным. А в субботу перед этим я вечно зависала в клубах и барах часов до 5 утра. Зато, какие мысли были у меня с утра, чудесный поток сознания! А еще, если вечером выпьешь, утренний эфир обязательно будет хорошим! Почему певцам советуют перед выступлениями выпивать, это увлажняет связки, голос становится более густым. В общем, если вечером не выспишься, да еще и пива примешь, голос с утра будет шикарнейшим. И никакую гимнастику делать не надо!
О рекламе
Чтобы понять, хорошо идут дела у конкурентов или нет, нужно послушать наполнение и частоту их рекламных блоков, а также количество игр в эфире. Потому что радио живет за счет рекламы. Чем ее больше, тем лучше дела у радиостанции.
Часто знакомые интересуются, почему на радио такая глупая реклама. Потому что очень сложно продать интересный вариант заказчику. Люди все зашоренные. Им хочется в оплаченные 15 секунд уместить все: название фирмы, адрес, ассортимент товара, телефон, часы работы. Не понимают, что цифры по радио вообще не усваиваются! Сейчас у всех интернет под рукой, куча гаджетов. Рекламировать нужно только имя! Куда эффективней будет реклама, если наложить на музыку слова «Спонсор десяти минут тишины компания «Анжелика» или «Сумки от фирмы «Анастасия» — без комментариев». Но такие варианты никто не купит, хотя это было бы отличным рекламным ходом.
Иногда случаются ляпы. Помню, коллега монтировала новости, спонсором которых выступал местный банк, но почему-то забыла вырезать одну фразу. «Как же этот банк меня задолбал!» — в сердцах сказала ведущая на записи, которая и пошла в эфир. Если это слышали и слушатели, то, скорее всего, засомневались. Главное, чтобы не услышал спонсор!
О ляпах и псевдонимах
За час ведущий выходит в эфир три раза по 15—20 секунд, поэтому проблем с тем, чтобы сходить в туалет, перекусить или попить чаю, нет. Некоторые едят и во время эфира. Лишь бы это были не семечки и конфеты, они забивают связки, ими можно поперхнуться. Помню, я как-то читала гороскоп и на каком-то знаке после раков, у меня жутко запершило в горле. Я была уже красная, как помидор, когда ушла на отбивку-закрывашку, так и не дочитав. Многие, возможно, возмутились, где скорпионы с рыбами. Но лучше без них, чем раскашляться в прямом эфире. А если ведут двое человек, то один другого прикрывает. Пока один под столом кашляет, другой в этот момент в два раза громче говорит в микрофон.
Как-то эфир вели два парня. Выходят на прогноз погоды, звучит специальная открывашка, объявляются спонсоры. Они начинают говорить что-то типа «сейчас мы узнаем, что ждет каждого сегодня днем» и читают гороскоп. Где-то на середине до них начинает доходить, что должна была быть погода. Они начинают сначала тихо, потом уже громко и безудержно смеяться. Вдвоем сдерживать это еще сложней — заражаешься улыбкой друг от друга.
Большинство ведущих работают под псевдонимами, имя и фамилия меняется, когда слышится не благозвучно. В псевдониме для радио приветствуется буква р, шипящие звуки, сводятся к минимуму буквы а,о,и. Хорошо идут фамилии производные от имени, а также от названия различных цветов и овощей. Часто псевдоним очередному работнику придумываем всем коллективом.
О музыке и призах
Все, что играет на радио, Москва присылает нам в плей-листах и мы обязаны, согласно договору, как их филиал, играть только эти композиции. Кто-то соблюдает это правило, кто-то нет. Люди часто говорят, что по радио крутят одно и то же. На самом деле так и есть. Ставят самые любимые песни потребителей. Если David Guetta со своей Dangerous сейчас популярен, то он будет повторяться на радио с периодичностью раз в два часа. От этого никуда не деться.
Бывали случаи, когда дозванивались армяне, обещали заплатить любые деньги, лишь бы мы включили альбом какого-нибудь Гарика Мовсесяна. Но мы не можем этого сделать, даже, если музыка хорошая. Уже не говорю о том, что люди довольно часто звонят и просят поставить Трофима, Ваенгу, Лепса, Михайлова или Натали с «О, боже, какой мужчина»! А бывает, уже тошнит от какой-нибудь песни, а люди звонят и заказывают именно ее! Значит, что-то в ней есть.
У нас есть специальная таблица, куда мы заносим имена и телефоны наших слушателей, потому что один человек не должен быть в эфире чаще 1 раза в 2 недели. А, если это игра, то еще реже. Иначе создается мнение, что нас слушают всего 2-3 человека. Когда призы ценные, люди идут на разные ухищрения: звонят с чужих телефонов, представляются другими именами. Тех людей, которые в погоне за подарками звонят на все радиостанции, мы уже узнаем по голосу! Сбрасываем их звонки, они снова звонят. В итоге линия висит, и никто другой дозвониться не может. Одному такому махинатору моя коллега даже угрожала, чтобы он больше не звонил. «Сейчас позвоню твоему начальнику и расскажу, что ты на работе не пойми, чем занимаешься. Забудь этот номер!» — шипела она на него по телефону.
Иногда, если призы крутые, радиоведущие разыгрывают их между собой и своими друзьями. Типа, дозвонись первым, а у тебя на линии уже висит твой знакомый. Конечно, так разыгрываем не холодильник или поездку в Китай на «Формулу—1», а сертификаты в кафе или салон красоты.
О слушателях
Всегда представляю собеседника, с которым разговариваю. Самые тупые вопросы, которые может задать радиоведущий, — чем вы сейчас занимаетесь, как у вас дела, вы нас слышите? Нужно всегда вытаскивать из беседы что-то интересное: где работает, например. Как-то дозвонилась девушка, сказала, что работает патологоанатомом, который накладывает макияж покойникам. Мы пообщались за эфиром, я много интересного узнала. Когда вышли в прямой эфир, я сказала, что нам дозвонилась Аня, у которой такая секретная работа, что даже сейчас в студии находится десять охранников, чтобы мы не сказали лишнего.
Часто люди звонят на радио поделиться своей радостью, эмоциями. То счастливый отец, забравший жену с дочкой из роддома, то жених, который через нас предлагает своей даме руку и сердце. Часто звонят, чтобы на весь город попросить прощение. Я сразу спрашиваю: «А вы ей лично сказали, что хотите извиниться? В какую сумму вам это обошлось? Ведь есть же много замечательных способов, кольцо, например!». Он начинает смеяться. Ситуация банальная, но частая: человек ничего не хочет предпринимать, но при этом хочет, чтобы его кто-то простил.
Однажды был классный случай! Дозвонился парень, рассказал, что вчера с друзьями они загорали на Зее, у них были красивые соседки, особенно одна девушка в красном купальнике. «Она была такая красивая, у нее были такие волосы, — перечислял влюбленный парень. — Передайте ей привет и мой номер телефона, если она захочет познакомиться поближе». И что вы думаете?! Через несколько минут звонит та девушка и говорит: «Это я была вчера в красном купальнике! Мне парень тоже понравился». И мы отдаем ей его номер.
О работе со звездами
Нередко приходилось работать и с приезжими звездами. С кем-то в студии мы вместе пели, а от кого-то остались не очень хорошие воспоминания. Помню, была в гостях оперная певица, мы попросили ее спеть, а она сказала, что наша техника не выдержит. Было забавно. Группа «Бандэрос», видимо, побывав на крупных радиостанциях, не впечатлилась нашим благовещенским масштабом. Ребята были всем недовольны, что мало места, что я одна принимаю звонки, общаюсь с ними и включаю музыку.
Не очень приятные впечатления остались и после встречи с Джиганом. Певец всю беседу не вылезал из телефона, фотографировал себя, с кем-то переписывался, а на вопросы отвечал коротко и без энтузиазма. Зато другие рэперы мне попадались прикольные. Особенно ребята с «Касты» понравились. Они чудили в студии, веселились, фотались со всеми. Даже, когда я назвала один из их альбомов сборником, только посмеялись и не стали из-за этого скандалить.
В следующем году будет уже 10 лет, как я работаю на радио, за это время я сменила три разные по формату радиостанции. Поняла, что радиоведущий — работа для тех, кто только начинает свою творческую деятельность, для студентов. Потому что много денег на ней не заработаешь. Конечно, многое зависит от работодателя. С одной из станций я ушла, потому что мне 8 месяцев не платили зарплату. Чтобы что-то там получить, коллегам приходилось попрошайничать, ходить и буквально клянчить деньги у начальства.
Но даже с хорошим руководством, разбогатеть не получится. Чтобы зарабатывать здесь стандартные 25—30 тысяч рублей, нужно работать каждый день с утра до пяти вечера и набирать себе кучу программ. Но в этой профессии так нельзя, от переизбытка эфира ты высыхаешь и перегораешь. Поэтому большинство ведущих работают по 3 часа в день за 15—18 тысяч и имеют вторую работу. Кто-то трудится торговым представителем, кто-то диджеем, кто-то на телевидении работает или ведет вечеринки и праздники. Но совсем отказаться от радио со временем уже нельзя. Это реальный кайф, ты подсаживаешься на него, как на наркотик!
Возрастная категория материалов: 18+
Радиобум уже прошел.Никто его кроме ведущих уже и не слушает. Достает рекпама, словесный понос ведущих и дебильные звонки радиослушателей.
— Европа минус (гость)согласна-радио, как наркотик, сама когда то работала на радио и до сих пор с трепетом вспоминаю это время)) а сколько творческих личностей у нас работало!!! прекрасные, креативные, самодостаточные ребята, правда сейчас мало кто в Благовещенске остался..... и по-моему я знаю, про какую радиостанцию с невыплатой з/п идет речь(( именно по этой причине оттуда сбежало много творческих ребят
— tanita