БАРДЫ НЕ В ТРЕНДЕ
— Вам, как членам жюри, приходилось не только слушать песни, но и оценивать их с профессиональной точки зрения. Что можете в целом сказать об особенностях этого фестиваля?
Светлана Галиева: — В этом году было заявлено пять номинаций: песня авторская, эстрадная, туристская, городской романс. Конечно, была и бардовская песня, но в честь 70‑летия Победы мы посвятили ее военной теме — конкурсантам нужно было исполнить военные песни Высоцкого, Окуджавы, Визбора и других бардов. И вот какую особенность мы заметили: из 34 участников только 8 человек выступили с авторскими песнями, а туристских песен не прозвучало вообще.
— С чем вы это связываете?
Евгений Еремин: — Скорее всего, тут несколько факторов. Во-первых, сейчас петь просто под гитару почти никто не решается. Всем нужна какая‑то аппаратура, шоу.
Светлана Галиева: — Пожалуй, сейчас умение сыграть красиво на гитаре, преподнести свою душу без мишуры почти утратилось. Кроме того, в 50—60‑е бардовские песни были настоящей альтернативой официальной эстраде, не случайно их часто пели на кухнях и у костров, то есть в неформальной обстановке. Позднее эти функции перешли к рок-музыке, которая постепенно стала вытеснять авторскую песню. Но и среди рокеров по‑настоящему оригинальных групп сейчас не так уж и много — далеко не все амурские рок-музыканты могут устроить сольный концерт, состоящий только из своих собственных песен.
Александр Бобошко: — Большинство исполнителей равняются на эстраду, где в основном звучат беззаботные и бессмысленные вещицы. Кстати, об опасности вырождения бардовской песни в эстрадный формат Булат Окуджава говорил еще в 1986 году.
34
исполнителя в возрасте от 16 до 60 лет съехались на фестиваль «Встречи на Ульме», который прошел в Мазановском районе
Светлана Галиева: — Дело еще в том, что эстрада — более профессиональное понятие, то есть технически там все на более высоком уровне: кто‑то пишет слова, кто‑то музыку, кто‑то делает аранжировки. Исполнять же все это могут совсем другие люди. А бард ценен именно тем, что он автор и исполнитель в одном лице. Кроме того, он философ, носитель какого‑то особого мировоззрения, которым ему важно поделиться с людьми. К сожалению, на фестивале таких людей почти не оказалось.
Александр Бобошко: — Справедливости ради стоит сказать, что это тенденция не только нашего ульминского фестиваля, но и той же Грушинки. Рыба, как говорится, гниет с головы. Еще одна особенность — это отсутствие эмоционального заряда у многих исполнителей. Скажем, поет человек песню Высоцкого, но делает это как‑то вяло, не вживаясь в нее, и от этого весь эффект пропадает.
Светлана Галиева: — К сожалению, такая проблема была у многих. И все‑таки некоторым удалось зацепить нас своим исполнением. Например, ребята из Пояркова потрясающе спели цоевскую «Кукушку» — эмоции просто били наружу. В этой же военной номинации сильное выступление было и у Натальи Поповой, ей и досталась победа.
Александр Бобошко: — Наталья выступала не в первый раз. Помню, как она плакала два года назад, когда не смогла победить. Тогда я подошел к ней, решил поддержать: мол, вы хорошо все делали, не получили первое место сейчас — потом получите. Главное — работайте в том же ключе. Наверное, я не зря ей тогда это сказал, раз в этом году она стала победительницей. Кстати, ей еще достался титул «Мисс Ульма».
ШКОЛА ГИТАРЫ
— Есть ли вероятность, что подобный фестиваль появится, скажем, в Благовещенске?
Александр Бобошко: — Думаю, что Благовещенск был бы самым лучшим местом проведения такого фестиваля, но пока ни от кого не поступало предложений. Что говорить, если несколько лет у нас вообще не было никакого фестиваля. А я помню, как в 1987 году в Доме молодежи фестиваль гитарной песни собирал полный зал. Люди приезжали из других регионов, даже из Москвы и Киева. Затем некоторое время мы собирались на турбазе «Мухинка», а потом настали другие времена — и фестиваля не стало. Так что хорошо, что пять лет назад люди с гитарами вообще снова собрались вместе. Но, думаю, в перспективе такой фестиваль должен появиться в Благовещенске — это расширит его географические границы, снова привлечет людей из других регионов.
Светлана Галиева: — Думаю, проведение дальневосточного фестиваля вполне возможно, но сначала нужно реанимировать культуру авторской песни. По этому поводу у нас уже есть некоторые идеи: например, было бы неплохо открыть школу гитары и авторской песни. Хотелось бы научить людей передавать свои мысли с помощью песен.
Сейчас умение сыграть красиво на гитаре, преподнести свою душу без мишуры почти утратилось.
Евгений Еремин: — Возможно, в ком‑то есть такие зерна, но не нашлось человека, который помог бы им прорасти. Кто‑то просто стесняется, не может раскрыться в силу интровертности. Опять же умение играть на гитаре — не конечная точка, скорее это средство общения, которое может стать стимулом для творчества как такового. Пока же «настоящих буйных» все‑таки мало, хотя посмотрите, сколько в Благовещенске музыкальных магазинов — и в каждом полно гитар. То есть многие по своим квартирам что‑то такое пишут и играют, и наша задача — вытащить их из дома наружу.
Светлана Галиева: — Конечно, собрать вместе бардов гораздо сложнее, чем рокеров. Рок-музыканты по природе своей люди командные — они объединяются в группы по интересам, и им легче творить вместе. Барды же — одиночки, но иногда им тоже нужно собираться вместе.
В БАРДАХ ПОДРОСТКИ И ПЕНСИОНЕРЫ
В этом году на фестиваль съехались 34 исполнителя от 16 до 60 лет. Они представляли 12 территорий: города Благовещенск, Белогорск и Свободный, а также Архаринский, Благовещенский, Бурейский, Константиновский, Магдагачинский, Мазановский, Михайловский, Свободненский и Селемджинский районы. «Встречи на Ульме-2015» стали юбилейными: пять лет назад начало этой традиции положил Александр Викторович Скорохватов — начальник комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления по вопросам культуры, спорта и молодежной политики Мазановского района», — отметила Светлана Галиева.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии