• Кадр из к/ф «Жизнь в забвении», www.kinopoisk.ru
  • Кадр из к/ф «Хичкок», www.kinopoisk.ru
  • Кадр из к/ф «Оттепель»
  • Кадр из к/ф «Голливудский финал», www.kinopoisk.ru
  • Кадр из к/ф «Восемь с половиной», www.kinopoisk.ru
  • Кадр из к/ф «Однажды в Голливуде», www.kinopoisk.ru

 «ЖИЗНЬ В ЗАБВЕНИИ»

Этот малобюджетный фильм Тома ДиЧилло стал одним из лучших в своем роде: «Жизнь в забвении» демонстрирует всего-то один день, проведенный на съемочной площадке, однако позволяет создать о творящемся там бардаке детальное представление. Постановщик, долгое время проработавший оператором у знаменитого Джима Джармуша, «сольную карьеру» начинал со вполне откровенного подражания мэтру. И хотя впоследствии фамилия ДиЧилло куда чаще мелькала в списке создателей самых непритязательных американских телесериалов вроде «Закона и порядка», в 90-х он успел поработать над независимым кино, в том числе при участии тогдашних и будущих знаменитостей первого порядка. Достаточно вспомнить хотя бы фильм «Джонни-замша», в которой Брэд Питт является обладателем одной из самых идиотских причесок в истории кинематографа. «Жизнь в забвении» вышла на экраны в 1994 году и при высоких зрительских оценках умудрилась также вдвойне окупить свой полумиллионный бюджет.

Главную роль в картине исполнил Стив Бушеми, и можно смело утверждать, что в таком образе будущий лауреат «Золотого глобуса» предстал перед зрителем единожды за всю свою многолетнюю карьеру. Примечательно, что режиссера Ника Рива, который пытается удержать в равновесии разваливающийся на глазах съемочный процесс, должен был играть все тот же Брэд Питт, однако помешали «Легенды осени». В результате персонаж получился не только старше, но и в некотором роде загадочнее. ДиЧилло наверняка не пожалел, что красавчик Питт оказался занят. Среди занятых в фильме актеров можно найти и другие известные имена, например, Кэтрин Кинер и Питер Динклэйдж. Картина, попавшая в число призеров кинофестивая «Сандэнс», получилась необычайно смешной и оригинальной и о режиссере и сценаристе даже заговорили, как о грядущей конкуренции Коэнам и Вуди Аллену. Прогнозы не оправдались, но зато «Жизнь в забвении» вошла в историю, в том числе  и как остроумное пособие для начинающих постановщиков.  

«ХИЧКОК» 

Решительно непонятно, каким образом «Хичкок» проиграл «Отверженным» в оскаровской номинации «Лучший грим» в 2013 году. Сложно представить, сколько времени проводил Энтони Хопкинс в гримерной, превращаясь в классика британского и американского кино, внешность которого была не менее колоритной, чем режиссерский почерк. В картине Саши Джерваси мэтр предстает в период работы над одним из главных фильмов не только в собственной биографии, но и в жанре вообще — «Психо» считается во многом определяющим проектом для триллеров последовавших десятилетий. Компанию Хопкинсу составила Хелен Миррен. Вдвоем британцы сделали кино, лишенное всяческой интриги и прочих составляющих коммерческого успеха, напряженным и интересным, а присутствие Скарлетт Йоханссон в роли Джанет Ли привлекло внимание более молодой аудитории. Для Джерваси «Хичкок» стал дебютом в большом кино и следующий его фильм увидит свет только в 2016 году.

Картина получилась настоящей находкой для любителей кино, склонных интересоваться не только тем, что происходит на экране. 1959 год для Хича был одним из самых трудных, «Психо» он снимал, опираясь исключительно на собственную веру в его будущий успех, и о том, как постановщик скупал роман-первоисточник Роберта Блоха, чтобы зритель пришел неподготовленным на премьеру, в фильме тоже сказано. Хопкинс, отлично чувствующий вкус хорошей роли, в свои 74 года играет кинематографического классика с потрясающей отдачей, которой могут только позавидовать более молодые актеры. Эпизод из увлекательной и полной передряг биографии великого режиссера не смог похвастаться выдающимися сборами в США, однако запомнился зрителям — в первую очередь благодаря актерам, однако и не без участия самого Хичкока. Его отвага, помноженная на достойное политика упрямство, и сегодня служит примером для режиссеров, вынужденных отстаивать свои идеи перед теми, кто дает деньги. 

«ОТТЕПЕЛЬ» 

Единственный российский представитель в нашем списке — это двенадцатисерийный фильм, который при этом наилучшим образом соответствует заявленной теме. Валерий Тодоровский снял кино о том, что хорошо знает, будучи не только режиссером, но и ребенком кинематографистов. Благодаря этому он смог соединить в сериале съемочный процесс с эпохой советских 60-х. Великолепный актерский ансамбль, сценарий, в котором, может быть, очень много пьют и курят, но зато нет и следа глумления над согражданами, которым выпало жить в эти нелегкие времена. «Оттепель» — это своеобразный акт благодарности предшествующим поколениям, который к тому же стал чуть ли не самым качественно сделанным российским телесериалом 2000-х. Работа над колхозной комедией «Девушка и бригадир» продемонстрирована с известной долей юмора, но не лишена и трагизма, а невидимые зрителю кинематографические профессии то и дело выходят на первый план. 

«ГОЛЛИВУДСКИЙ ФИНАЛ» 

Живой классик Вуди Аллен не был бы самим собой, если бы не вписал в список созданных им картин историю о процессе создания кино, сделанную с характерным юмором, граничащим с печалью. Главную роль он, естественно, доверил себе, чтобы лишить критиков удовольствия выискивать в происходящем на экране намеков на автобиографичность — честно и прямо. Картина, в которой помимо постановщика занята Теа Леони, вышла на экраны в 2002 году, оказалась ожидаемо убыточной и в общем и целом затерялась в череде алленовских картин, которые он снимает ежегодно. Тем не менее кому, как не Вуди, рассказывать зрителю о том, как делается настоящее кино, а как снимается кинематографический фаст-фуд. Чтобы усилить гротеск, Аллен наделяет своего героя, которому доверили постановку голливудского блокбастера, слепото, мол, для такой работы зрячим быть совсем не обязательно. Смешно, грустно и всегда актуально. 

«ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ» 

Творческий процесс и его последствия с давних пор становятся объектом внимания кинематографистов планеты. Знаменитый фильм Федерико Феллини «Восемь с половиной»  вышел на экраны в 1963 году и по сей день является одним из лучших в своем роде — достаточно посмотреть на оценки современных зрителей на специализированных сайтах. Два «Оскара» при пяти номинациях, а также главный приз кинофестиваля в Москве — картина Феллини (ее название — порядковый номер картины в послужном списке режиссера и Тарантино тут не пионер) для современников стала достаточно громким высказыванием на тему творческих терзаний. Марчелло Мастрояни играет здесь режиссера, которому не нужно искать деньги, возможности и лазейки — все есть, нет только вдохновения и ясного видения будущего фильма, без которых материальные блага оказываются бесполезны. Феллини изрядно поразвлекался, пока переносил основанный на потоке сознания собственный сценарий на экран, создав идеальную трагикомедию. Приемы нашли своих преемников: отголоски этой картины вы без труда найдете в творениях многих представителей современного независимого кино.  

«ОДНАЖДЫ В ГОЛЛИВУДЕ» 

Комедия Барри Левинсона провалилась в прокате с таким грохотом, что владельцы трех создававших ее студий явно предпочитают об этом проекте не вспоминать. Любопытно,  ведь, как и недавний «Антураж», фильм наполнен прелюбопытнейшими камео, а Шона Пенна и Брюса Уиллиса в роли самих себя мы видим не так уж и часто. Сложно понять, на что именно так отреагировал массовый зритель, хотя в последние десять лет не так просто найти комедию, в которой занят Роберт Де Ниро и при этом ее можно смотреть без чувства легкого отвращения. Комедия основана на мемуарах голливудского продюсера, и хотя была продемонстрирована на Каннском кинофестивале, что не поспособствовало ее создателям в получении хотя бы каких-то наград. Жаль, ведь это один из тех редких фильмов, в которых не бесит Кристен Стюарт, не раздражают комические потуги стареющей легенды Де Ниро и не отпугивает своим неотъемлемым пафосом Голливуд.