Конец связи
GPS-ошейники, которыми перед выпуском в амурскую тайгу в мае 2014 года были оснащены президентские тигры Боря, Кузя и Илона, не подают сигналы. Тем не менее в Амурском охотуправлении не бьют тревогу. Редкие звери живы и здоровы, просто их радиоошейники постепенно выходят из строя. Заряд устройства рассчитан на полтора года. За это время амурские тигры-реабилитанты должны полностью адаптироваться в дикой природе.
Первым, в январе нынешнего года, слетел ошейник путешественника Кузи, как только тот вернулся в родные пенаты из соседнего Китая. Специалисты, обследовав место, откуда пришел последний сигнал, обнаружили следы охоты полосатого краснокнижника на кабана. В августе истек «период ожидания» Илоны, обосновавшейся в Хинганском заповеднике. Тем не менее тигрица до сих пор живет на облюбованной ею территории, уверены в заповеднике.
— В июле Илона попала в объектив фотоловушки, — рассказывает заместитель директора Хинганского заповедника по научной работе Вячеслав Кастрикин. — Тигрица оставляла свои метки на маркерном дереве. А в сентябре мы обследовали место обитания Илоны. Были найдены останки крупной матки изюбря, которую она задавила. Редкая кошка поменяла место жительства и переместилась вслед за кабанами из дубков в хвойники. Как только выпадет снег, мы продолжим изучать ее кластер. Сейчас это сделать сложно, везде лежит опавшая листва. Зимой хищница несколько раз попадала и даже позировала перед фотоловушками. В местах, где они установлены, проходит след от снегохода, по твердой поверхности тигру передвигаться легче. Сейчас в местах обитания Илоны установлено пять фотокамер. Сейчас к нам идет посылка с еще двадцатью фотоловушками. Ими мы планируем оснастить довольно большую территорию.
Боря ушел в Еврейскую автономию
Возможно скоро выйдет из строя и радиоошейник Бори. Пока он единственный из троицы подает сигнал о своем местонахождении. Неделю назад тигр покинул территорию Амурской области и переместился в соседний регион. По словам начальника отдела охраны животного мира и особо охраняемых природных территорий Валерия Погасиенко, Борис гуляет по малонаселенной территории Еврейской автономии. Однако беспокойства нет. И Боря, и Илона за историю полуторагодовалого наблюдения уже уходили к соседям и возвращались. Так что животное ходит по своей, обследованной уже ранее, территории. Побродит по освоенному кругу, да и вернется назад.
Кстати, в середине октября Боря упорно двигался к Хинганскому заповеднику, к тому месту, где обосновалась Илона. Специалисты амурского охотуправления считают, что если бы они встретились, то обязательно создали бы пару. Илона-самка, не стала бы прогонять незваного гостя, а подчинилась инстинкту. Тем более животные достигли возраста своей половозрелости. Создание потомства у двух реабилитантов — окончательный итог всего эксперимента и появление собственной амурской популяции самой редкой кошки планеты.
Тем не менее сейчас Боря приближается к другой тигрице —Светлой, которая находилась в одном вольере вместе с Илоной в реабилитационном центре приморского поселка Алексеевка. Через месяц Светлая была выпущена в Еврейской автономии.
А в Архаринском районе, как заявляет Валерий Погасиенко, бродит уже другой тигр. Следы пришельца не раз отмечали местные охотники. Возможно, это и есть вернувшийся мигрант-Кузя.
Без сигналов, поступающих с радиоошейников самой крупной кошки планеты, закончилось и реалити-шоу с их участием. Эксперимент завершился благополучно, редкие звери находятся в естественной среде обитания. За полтора года они многому научились, а главное — обходить десятой дорогой человека и его жилище, не создавать конфликтных ситуаций. Может, это и хорошо, что полосатые хищники оказались вне зоны доступа, внимания к ним будет меньше приковано. Тем не менее амурские тигры не исчезли с нашей территории. Они обязательно передадут нам свои приветы через фотоловушки и другие средства наблюдения за ними и обследования их территории.
Продразверстка для тигра
Сотрудники Хинганского заповедника заботятся о своей новой жиличке — тигрице Илоне, поселившейся на их территории. Как сообщил корреспонденту АП Вячеслав Кастрикин, из-за неурожая в этом году желудя и ореха решено было начать подкормку диких кабанов. До этого момента такие биотехнические мероприятия в заповеднике не проводились. Этим занимались на территории заказников и особо охраняемых природных территориях. В заповедниках природный баланс никак не нарушался, все было максимально приближено к естественным условиям.
Однако Илона, чей основной зимний рацион составляют кабанчики и поросята, внесла свои коррективы.
— Чтобы популяция дикого кабана в поисках пищи не разбежалась и не покинула территорию заповедника, мы решили подкармливать их зерном, — комментирует Вячеслав Кастрикин. — В местах обитания Илоны будут созданы несколько подкормочных площадок. Как только земля замерзнет, начнем подсыпать зерно. Десять тонн корма безвозмездно предоставила нам компания «Амурагрокомплекс». Такая вот адресная помощь амурского предприятия для амурской тигрицы.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии