Новому проекту уделили больше щепетильности — по крайней мере, если верить сотрудникам телеканала. Кино делали в Санкт-Петербурге, причем на долю павильонов «Ленфильма» пришлось менее трети съемок, остальное разыгрывали в многочисленных дворцах, сохранившихся в северной столице и ее окрестностях. Именно поэтому в проекте задействованы не только актеры из телесериала «Ментовские войны», но и консультанты из Эрмитажа, что в сочетании с солидным бюджетом благоприятно отразилось на визуальной составляющей. Высший свет России середины XVIII века неистово состязался в яркости нарядов.
В «Великой» этим, к примеру, активно увлечен престолонаследник Петруша — хотя и с прочих станется! — а с учетом того, что в сюжет введены и персонажи, представляющие гвардию, и иностранные гости, зрительскому глазу есть где разгуляться. Мелочи вроде оловянных солдатиков и макетов будущих архитектурных сооружений тоже впечатляют и дополняют общую картину.
Персонажи фильма, как это часто бывает с костюмными историческими драмами, прописаны по-разному, хотя многие из них вообще готовы для эксплуатации благодаря многочисленным литературным и кинематографическим произведениям. Таким образом, Бестужев-Рюмин в исполнении Сергея Шакурова не очень-то отличается от образов, созданных Евгением Евстигнеевым и Владимиром Меньшовым, разве что немного больше склонен к юмору. Там, где создателям «Великой» удалось подобным же образом закрыть позиции действительно хорошими актерами, они празднуют успех.
Тот же Павел Деревянко в роли взрослого Петра III или Наталья Суркова в образе Елизаветы I, без всякого сомнения, отлично разобрались в своих героях. Подобного не скажешь о Лестоке, которого воплощает Семен Стругачев, Залесском в исполнении Марка Богатырева или Орлове, которого еще играть и играть Павлу Трубинеру. Их появление на экране существенно снижает уровень шоу, которое, как неоднократно заявляли продюсеры, «сделано в духе лучших западных сериалов «Тюдоры», «Рим» и «Борджиа».
Привычный российский сериал слишком часто сменяет продуманное и выверенное зрелище, чтобы всерьез говорить о взятии очередной планки, установленной западным производителем. Год назад молодую Екатерину изображала Марина Александрова, на этот раз — Юлия Снигирь, и даже сложно сказать, кто из актрис хуже справляется с задачей. Впрочем, в пилотных сериях «Великой» Снигирь досталось не так много экранного времени — авторы шоу затеяли традиционные уже для Первого канала упражнения с перевоплощением, когда одних и тех же героев, разделенных пятью годами, воплощают разные актеры.
Это, конечно, раздражает, но следует потерпеть как минимум ради работы Деревянко, которому, так уж сложилось исторически, во втором и третьем сезонах (о них заявлено официально) места не достанется. Подобный фильм сложно не перенасытить персонажами. Это не удавалось ни Светлане Дружининой, ни создателям «Екатерины», поэтому аудитории остается фильтровать их на необходимых и не очень.
Пытаясь сосредоточиться на центральной фигуре сериала, режиссер «Каникул строго режима» и «Есенина» Игорь Зайцев жертвует политическими интригами, от которых ему все равно никуда не деться. В итоге они представляют собой не очень внятную возню с передачей писем, нелепыми схватками на холодном оружии и очень отретушированной демонстрацией пыточных застенков, которыми так славится российская история. Сценаристы, которые вроде бы досконально изучили материал и даже «использовали архивные данные», в итоге выдали семейную драму, в которой молодожены не выносят общества друг друга, а тетка жениха при этом запросто может кому угодно и в ухо дать.
Ведущиеся на этом фоне пафосные беседы о судьбе России и кознях сопредельных государств не воспринимаются всерьез на должном уровне: главная проблема отечественных сериалов исторического толка в том, что за изображаемую ими страну решительно не тянет переживать. В «Великой» Россия вообще присутствует только на словах, произнесенных шикарно одетыми и ни в чем не нуждающимися людьми, которым к тому же предоставлено право карать и миловать.
Образ Екатерины II, которой выпала судьба стать не только исторической личностью, но и заманчивым персонажем для кинематографистов самого разного роду, племени и жанра, неумолимо цементируется на родных экранах. Всех, кто являет императрицу зрителю, так или иначе увлекаются метаморфозой, благодаря которой хрупкая и нерешительная прусская принцесса превратилась в рассейскую матрону с дурным нравом, армией любовников и железной рукой. «Вступив на русский престол, она стремилась к добру, желала доставить своим подданным счастье, свободу и собственность», — писала о себе сама Екатерина Великая.
Вероятно, и ей, и современникам количество фаворитов самодержицы и частота их смен на посту представлялась не самой интересной темой. Нам же придется раз за разом знакомиться с одними и теми же человеческими чертами императрицы, давно воспетыми Ириной Аллегровой, а это, понятное дело, к истории имеет самое посредственное отношение. Вот и сериал «Великая» стал такой вольной экскурсией без привлечения гида.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии