Урсуляк в многочисленных интервью перед выходом его детища на экраны также старался по возможности дистанцироваться от горячих дискуссий по поводу актуальности «Тихого Дона» в наши дни. Режиссер ограничивался уверенностью, что эту книгу можно экранизировать ежегодно — такая уж вокруг действительность, что о Гражданской войне можно вспоминать регулярно. Впрочем, в начальных сериях новой экранизации места политике и вовсе не нашлось: в объективе исключительно семья и любовь, Григорий Мелехов и Аксинья Астахова. Урсуляк семимильными шагами отмахивает пространство первого тома романа, и даже найти временные ориентиры происходящего было бы крайне непросто, если бы не соответствующая подсказка в начале первой серии. Создатели многосерийного фильма вполне оправданно рассчитывают на читателя, знакомого с текстом первоисточника — те многослойные связи и отношения, которые старательно выведены в начале романа, не влезают даже в телевизионный формат. Сосредоточившись на любовной линии, постановщик резкими штрихами рисует всех, кто имеет к ней непосредственное отношение. Остальные пока изредка маячат на заднем плане.
Полину Чернышову (Аксинью) и Дарью Урсуляк (Наталью) неминуемо будут сравнивать с Элиной Быстрицкой и Зинаидой Кириенко, и явно в пользу последних.
Жертвовать приходится многим. К примеру, образом матери Григория, Ильиничны, которая в этом проекте представляет собой напрочь лишенную права голоса женщину с прялкой. Не видно пока и Дарьи. Акцент сделан на отце. И Пантелей Прокофьевич в исполнении любимого актера Урсуляка, Сергея Маковецкого, получает в сюжете карт-бланш. Один из самых непростых и колоритных персонажей романа, во многом отвечающий и за юмористическую его составляющую, удался: старый казак с серьгой в ухе так же трудолюбив, противоречив и легок на вспышки ярости, как и в книге. Неплохо смотрится и Петр Мелехов, старший брат главного героя. И хотя утвержденный на эту роль Артур Иванов слишком много внимания уделяет характерной, в общем, для этого казака несерьезности, весь трагизм еще впереди. Нестандартно (в сравнении с предыдущими экранизациями) Урсуляк подошел и к образу главного героя. Григорий не предстает перед зрителем уже зрелым и мужественным казаком, а вырастает в него из обыкновенного мальчишки. И это, пожалуй, удача.
Актеру Евгению Ткачуку для пущего соответствия даже сделали знаменитый нос с горбинкой — как-никак турецкая кровь. А вот выбор дебютантки Полины Чернышовой на роль Аксиньи не мог не вызвать претензий. И главная проблема как раз в отсутствии опыта. То же самое и с Натальей, которую играет дочь режиссера Дарья Урсуляк. Девушек неминуемо будут сравнивать с Элиной Быстрицкой и Зинаидой Кириенко, и явно в пользу последних. Масштаб ответственности, лежащий на плечах молодых актрис в довоенном периоде повествования, слишком велик, поэтому они старательно выполняют указания постановщика, не решаясь действовать самостоятельно. Впрочем, для Кириенко роль Натальи в фильме Герасимова стала второй в карьере. Однако именно ее работа была и остается лучшей. Главным героиням новой экранизации ощутимо недостает чувства, из-за чего и страсти, разыгравшиеся вокруг семьи Мелеховых, не выглядят такими уж выдающимися. Дело каждый раз приходится спасать все тому же Маковецкому, которого режиссер умело вытаскивает из рукава в совсем уж бедственных ситуациях.
Урсуляк рассчитывает сказать нам гораздо больше, чем Герасимов, умудрившийся распределить четыре тома литературного произведения в трех сериях. Тем, кто хорошо ориентируется в сюжете романа, будет все интереснее следить за его экранным воплощением.
По первым сериям невозможно и в полной мере оценить масштаб усилий и затрат, которые были положены на производство сериала. Казалось бы, съемки на натуре, недалеко от станицы Вешенской в том числе, полностью отстроенный Татарский хутор, донские лошади и множество бытовых мелочей, собранных по музеям и домам местных жителей. А на экране размах теряется, массовки пока не видно, как не видно и жизни хутора. Шолохов, чтобы ее показать, выписал множество незначительных, но ярких персонажей, населяющих роман. В сериале сохранить это равновесие трудно, если вовсе не невозможно — здесь каждому герою отводится свое место и время. Наверное, и размеры хутора мы сможем оценить, только когда его частично сожжет Мишка Кошевой. Эту сцену создатели фильма вряд ли обойдут стороной. Таким образом, надеяться на зрелищность можно только в связи с началом Первой мировой войны, за которой последует и весь присущий «Тихому Дону» глубокий трагизм.
Урсуляк рассказывает сказать нам гораздо больше, чем Герасимов, умудрившийся распределить четыре тома литературного произведения в трех сериях. В новой экранизации их 14. Тем, кто хорошо ориентируется в сюжете романа, будет все интереснее следить за его экранным воплощением. Делать ставку на молодых актеров предпочитает все больше отечественных постановщиков. И это может не радовать, но приходится принять. Режиссер даже собственной жене Лике Нифонтовой, которая ранее получала значительные роли и в «Ликвидации», и в «Живых и мертвых», здесь отдал крохотный эпизод. В дальнейшем перед ним возникнет куда более сложная задача: резать и убирать из сюжета придется реально существовавших героев, которых в романе уйма — от Подтелкова до Деникина. Зато нам обещают качественно сделанные батальные сцены. К этому времени Григорий Мелехов должен вырасти в того самого «российского Гамлета», которым его считает сам режиссер. Остается добавить, что отечественное телевидение вновь подталкивает зрителя к знанию истории собственной страны, и это весьма и весьма похвально.
Возрастная категория материалов: 18+
Полностью согласен, с женскими образами промах, хотя в некоторых сценах есть правда образов. Ткачук сыграл красиво, даже с учетом малого роста — получилось, очень цепляет. Но режиссура в отдельных мизансценах просто откровенно провальная, так и идешь по фильму, как по кочкам. Но надо признать — окончание фильма задумано хорошо, очень даже цепляет, за это полный респект!
— Серик (гость)