Амурчане работали вместе с поисковиками из Волгоградской, Ярославской, Оренбургской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа. Главная цель экспедиции — подготовить плацдарм для отрядов, которые смогли бы по уже разведанным данным поднять погибших здесь бойцов. В первый же день работы амурские поисковики при расширении раскопа, на глубине примерно 15—20 сантиметров, обнаружили человеческие костные останки и многочисленные боеприпасы к стрелковому оружию. В историческом месте побывала корреспондент АП и выяснила, чем привлек поисковиков Серафимовичский плацдарм и о чем могут рассказать останки бойцов.
Долина смерти
Участок берега Дона в районе хутора Затонский называют «Долиной смерти». Во время летних боев 1942 года фашисты заминировали береговую полосу, превратив речную пойму в непроходимую местность. Первые высадившиеся здесь сразу умирали, поэтому последним пришлось бежать по мосту из тел погибших. Кровь буквально лилась рекой, погибли сотни наших солдат. Именно здесь, на Серафимовичском плацдарме в «треугольнике» на излучине реки Дон, между городом Серафимович и хуторами Буерак-Поповский и Бобровский, вела в августе — ноябре 1942 года тяжелые бои 96‑я стрелковая дивизия, полностью сформированная в Амурской области. Донесения о безвозвратных потерях дивизии за этот период свидетельствуют, что в этих боях погибло более 3000 воинов-амурцев.
— Прежде чем начинать любые полевые работы, мы должны изучить местность — поле боя, где нам предстоит работать, — рассказывает командир Завитинского поискового отряда «Амур» Владимир Федорук. — Необходимо провести разведку не только позиций, опорных пунктов и районов, где шли бои, но и мест, где находились отдельные сооружения, окопы, блиндажи. Раскопки в поле — это десять процентов от всей работы, остальные девяносто — исследование и анализ имеющейся информации. К этой экспедиции мы тщательно готовились, ведь точных координат места будущего раскопа нет. Поэтому мы пользовались единственным доступным информационным ресурсом — сайтом Министерства обороны ОБД «Мемориал» и «Память народа», где выложены донесения о потерях и некоторые боевые документы. Именно по этим архивам мы смогли проследить путь дивизии и получить представление о ходе боевых действий.
Фамилии бойцов восстанавливают по крупицам
В майской «Вахте памяти» в районе хутора Буерак-Поповский участвовало 50 человек. Однако это только первый этап работы, при котором проводят разведку и проверяют сведения о том, где шли бои. Информацию получают из боевых документов и от местных жителей. Амурские поисковики начали работы на том месте, где в июле 2015 года волгоградским отрядом «Красноармеец» были обнаружены останки двух военнослужащих 1389‑го стрелкового полка: грузина Давида Чалахешашвили и Терентия Надежкина из Амурской области. Установить имена этих бойцов помогли красноармейские книжки, которые обнаружили в офицерской планшетке рядом с погибшими. В марте останки нашего земляка передали родственникам: его похоронили в селе Петропавловка Свободненского района, где сейчас живет старшая дочь амурчанина.
Благодаря этим двум воинам удалось обнаружить и третьего пропавшего без вести солдата. Родные, приехавшие за останками Давида Чалахешашвили, захотели увидеть место, где был найден их близкий человек. Поисковики, проведя доразведку, обнаружили останки еще одного бойца. «Возле погибшего были найдены формуляр для записей, который использовали снайперы, и красноармейская книжка, — рассказал руководитель поискового отряда «Красноармеец» из Волгограда Денис Соловьев. — К сожалению, большая часть документов нечитаема, но некоторые буквы все же удалось разобрать. Пока мы подбираем фамилии к буквам и пытаемся восстановить облик погибшего по найденному черепу. Полученные результаты планируем разослать по России, в страны бывшего СССР, откуда могли быть однофамильцы погибшего».
Кстати, для амурского сводного отряда эти полевые работы на волгоградской земле — первые. А поисковики «Красноармейца» вот уже в течение нескольких лет выезжают на раскопки в район поселка Кузьмичи Городищенского района. Там они не только ищут и поднимают из земли останки солдат, но и обучают школьников основам поискового дела. Ежегодно в проводимых ими «Вахтах памяти» принимают участие ребята из 15 регионов страны. За это время поисковики извлекли останки 450 погибших. Установить имена удалось лишь 24. Всего же в Городищенском районе во время Сталинградской битвы погибло около полумиллиона человек.
На Серафимовичском плацдарме предлагают создать мемориал
В следующем году поисковые работы на высотах Серафимовичского плацдарма продолжатся. К исследованиям привлекут археологов и историков из других регионов и стран. Волгоградские поисковики предлагают создать здесь мемориал, как, например, мемориал «Россошки» в Городищенском районе Волгоградской области. На его территории могли бы захоронить воинов, которые будут найдены в местах боев и в ближайших районах Волгоградской области.
— В ходе майской поездки мы обследовали правый фланг района обороны 96‑й стрелковой дивизии на период сентябрь — ноябрь 1942 года, — подвел итоги полевых работ Владимир Федорук. — Сейчас нам нужно поработать с находящимися в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации дивизионными и полковыми документами, а также армейскими документами, которых еще нет в открытом доступе. На Серафимовичском плацдарме погибло много советских солдат, но пока в первую очередь мы будем «отрабатывать» нашу амурскую, 96‑ю стрелковую, а затем воевавшие в разное время на плацдарме 214‑ю и 304‑ю стрелковые дивизии, чтобы воссоздать полную картину событий тех дней.
Победа Амурской дивизии
96‑я стрелковая дивизия начала формироваться в марте 1942 года в Амурской области. Штаб дивизии до момента ее отправки на фронт находился на станции Завитая (сейчас это город Завитинск).
В состав дивизии входили три стрелковых полка: 1381‑й, 1384‑й, 1389‑й, один артиллерийский полк — 1659‑й, и другие части боевого и тылового обеспечения. Многие призывники были жителями нашей области, поэтому военный совет 21‑й армии за заслуги в боях под Сталинградом предложил вышестоящему командованию присвоить дивизии почетное имя — «Амурская». Один из полков — 1381‑й — назвали «Благовещенский». 13—14 июля 1942 года части 96‑й стрелковой дивизии, погрузившись в пятнадцать эшелонов, отправились на фронт. 5 августа они прибыли на станцию Себряково и станцию Арчеда Сталинградской области. После двух ночных переходов, к 9 августа, наша дивизия заняла рубеж на левом берегу реки Дон. Прибыв на фронт, дивизия вошла в состав 21‑й армии Сталинградского флота. В разное время на Серафимовичском плацдарме амурским парням пришлось вести бои с немецкими 79‑й, 376‑й пехотными дивизиями, берсальерами 3‑й итальянской пехотной дивизии, а в последующем и с другими немецкими союзниками — 5‑й и 6‑й румынскими пехотными дивизиями.
12 августа дивизия получила задачу форсировать реку Дон, зайти в город Серафимович. В ночь на 13 августа части дивизии начали форсирование Дона. 1389‑й и 1381‑й стрелковые полки уже в первые часы наступления понесли большие потери, так как правый берег крутой и высокий. Обзор со стороны противника был отличный. Однако бойцам-амурчанам удалось закрепиться на правом берегу, и уже 13 августа они заняли хутор Затонский. Чуть позже вышли на окраины города Серафимовича, где тяжелый бой длился почти две недели. Только 26 августа дивизия ценой больших потерь смогла полностью освободить этот маленький город. Позже Серафимовичский плацдарм был расширен. Жертвы наших земляков не были напрасными. Именно с плацдарма Серафимович-Клетская 19 ноября 1942 года начинается легендарное Сталинградское наступление, которое завершилось окружением и полным разгромом не только армии гитлеровского фаворита Паулюса, но и его румынских и итальянских союзников.
Что еще нашли поисковики за десятидневную «Вахту памяти» и смогли ли установить личности поднятых из земли воинов, читайте в следующем четверговом номере «Амурской правды» и на сайте ampravda.ru.
Добавить комментарий
Комментарии