Юрий Кошелев и Александр Шпилев работают бок о бок уже 20 лет. Фото: Андрей ИльинскийЮрий Кошелев и Александр Шпилев работают бок о бок уже 20 лет. Фото: Андрей Ильинский

Совхоз из двух друзей

 «Один механик, другой агроном — вот и весь совхоз!» — шутят про себя фермеры из села Новгородка. Глава   ИП «Крат» Юрий Кошелев по образованию инженер-механик, окончил Благовещенский сельхозинститут (нынешний ДальГАУ). Он отвечает за техническую часть работы хозяйства, выращивающего сою, зерновые и картофель. Его партнер, с которым они работают бок о бок уже 20 лет, Александр Шпилев продолжил семейную  династию, вслед за отцом и обоими братьями став агрономом. Но если братья занимаются научными разработками, выводя новые сорта главной амурской культуры на базе ВНИИ сои, то Александр испытывает их на практике. Работать помогают два зятя Юрия и четверо постоянных работников, в страду хозяйство нанимает еще пятерых.

19

рублей за килограмм — такова в этом году стартовая цена на сою, по которой предприятия кредитуют многих фермеров под будущий урожай. В прошлом году в это время стартовая цена была 15 рублей за килограмм

В 90-е Юрий и Александр занимались частным извозом, а в начале 2000-х решили завязать с изматывающими многодневными поездками и осесть на земле — сначала взяли в аренду поля под Москвитином и новгородский остров, а потом и вовсе перебрались под Новгородку. Поначалу технику для освоения заброшенных земель собирали по золотодобывающим артелям. «Вот этот гусеничный трактор Т-70 — один из первых у нас, брали его в артели, — показывая на старую рабочую «лошадку», говорит Юрий. — Перед тем как сельским хозяйством заняться, я поработал в артелях. Во  многих из них  были свои подсобные хозяйства, которые к тому времени уже разваливались. Их технику мы и скупали, на некоторых тракторах работаем до сих пор». Со временем на кредитные деньги КФХ обзавелось новыми современными машинами — так в гараже предприятия появились три американских комбайна «Джон Дир», белорусские тракторы, немецкая сеялка точного высева, на 10 % сокращающая потерю семян.

В этом году фермеры в два раза увеличили посевную площадь — до 1500 гектаров, 1300 из которых заняла соя, остальные — зерновые и картофель. Под зерновые на этот раз отвели чуть больше земли. «С зерновыми всегда думаешь, кому бы их реализовать. Но в прошлом году спрос на них неожиданно вырос: пшеницу мы продавали по 10 рублей за килограмм, а овес — по 8 рублей. До этого хорошо, если по 4—5 рублей за килограмм продашь», — рассказывает Юрий Кошелев. Средняя урожайность зерновых в хозяйстве в прошлом году была 20—25 центнеров с гектара. 

Для новых площадей приобрели еще один комбайн — белорусский «Палессе». «Перед новым годом купили его за 5,8 миллиона. Это был самый бюджетный вариант покупки нового комбайна. Были бы деньги — взяли бы «Джон Дир», но он сейчас стоит около 12 миллионов. Лет пять назад мы брали такой за 2,8 миллиона», — поясняет Юрий Кошелев.

Баржа-юбилярша  

На базе, когда-то принадлежавшей совхозу, но уже много лет арендуемой новгородскими предпринимателями, рядом с греющимися на солнышке тракторами кверху брюхом лежат две лодки. Они ждали своего часа всю зиму — в страду их используют, чтобы перевозить людей на остров, где фермеры хозяйничают уже около 10 лет.

В начале прошлого века на новгородском острове, длина которого около 15 километров, а самое узкое место шириной в 2,5 километра, еще жили люди. На его землях стояла деревня Новгородка, переселившаяся на нынешнее место, на берег Зеи, в 50-е годы 20-го века после большого наводнения. Сейчас от тогдашних домов на острове остались лишь ямы.  Зато от совхоза «Свободненский» достались большие угодья, часть из которых в прежние годы засевалась зерновыми, кормовой кукурузой, а часть использовали под пастбища и сенокосы. Три гурта коров, когда-то топтавших здешние заливные луга, обслуживали бригады доярок, каждый день путешествовавшие с «большой земли» на остров и обратно. Для этих целей в совхозе были катер и баржа, и в штате посменно трудились 3—4 капитана.

За годы работы они построили на острове дом, столовую, баню. Летом к хозяевам в местную «Венецию» порыбачить и попариться в бане приезжают даже москвичи — представители фирмы, с которой фермеры давно сотрудничают.

Один из тех капитанов теперь работает в КФХ — управляет выкупленной из совхозного наследства баржей, сердце которой — двигатель легендарного танка Т-34 (их в свое время устанавливали на грузовые суда). Вот уже 40 лет в апреле, когда пройдет шуга, судно спускают на воду. 

— Паром сварили в 1976 году на ремонтно-эксплуатационной базе флота в Свободном. В те годы там делали баржи, самоходки. Мой отец работал механиком в совхозе, они вместе с инженером рисовали проект этой баржи, — вспоминает Юрий Кошелев. — У нее грузоподъемность 20 тонн — может вместить КамАЗ, груженный соей, «Джон Дир» заходит на нее. Управляем ей обычно или капитан, или я.

Сами себе губернаторы

Островную пашню хозяева отводят под овес, сою и картофель. Для последнего там оборудован сортировочный пункт — машина отделяет крупные экземпляры от мелких и упаковывает в сетки. В этом году фермеры хотели отказаться от картошки — скупавшие ее военные части перешли на другие формы снабжения. Но компании, обслуживающие космодром, проявили интерес к новгородской продукции.

— На острове около двух тысяч гектаров только пахотных земель, не считая покосов. Но мы никогда не засеваем всю пашню — оставляем землю под паром. Работать на острове, с одной стороны, сложнее, но там летом отдельное государство — никого посторонних, мы сами пашем и сеем, технику не надо перегонять и охранять, — объясняют аграрии.

За годы работы они построили на острове, где сами себе губернаторы, дом, столовую, баню. Зимой большое хозяйство караулит сторож. А весной округа наполняется шумом вспахивающих поля тракторов. Кстати, 80% земель работники КФХ обрабатывают весной, обходясь без предварительной осенней вспашки, — так экономичнее и меньше потери влаги, уточняет Александр Шпилев. Летом к хозяевам на остров порыбачить и попариться в бане приезжают даже москвичи — представители сельскохозяйственной фирмы, с которой аграрии давно сотрудничают.

Сейчас в новгородском хозяйстве продолжается сев сои, но работе мешает непогода. «Обычно мы заканчиваем к 18 июня, но пока сложно предсказать, успеем или нет. Выходим в поле, только когда земля подсыхает, а в дождь техника вязнет», — сетует Юрий Кошелев. В посевную и в уборочную за баранку тракторов и комбайнов садятся сами хозяева. Говорят, так надежнее — в их присутствии работа спорится, а семена и топливо не уходят «налево».

«Лучшая соя — канадская»

К ним на зерновой двор по весне за соей съезжаются фермеры не только из Свободненского, но и из Мазановского и Шимановского районов. Новгородскую сою они покупают на семена.

1500

гектаров в общей сложности планируют засеять соей и зерновыми в этом году в свободненском хозяйстве ИП «Крат», это в два раза больше, чем в прошлом году

— Мы постоянно обновляем семена — берем в опытном производственном хозяйстве ВНИИ сои, у других поставщиков, ездим по хозяйствам области и смотрим урожай. Пробуем китайские сорта, украинские — недавно брали два, они дают хорошую урожайность. В прошлом году мы собирали до 25 центнеров с гектара, средняя урожайность — 14,5 центнера.  А раньше и 7 центнеров —   уже  хорошо, — вспоминают фермеры. Сейчас они используют на своих полях семь сортов главной амурской культуры, которые выбирали по урожайности и по периоду вегетации. Говорят, пока лучшие показатели у канадских сортов сои.

В прошлом году с полей в хозяйстве собрали в общей сложности около 1000 тонн сои и 400 тонн зерновых. В нынешнем здесь надеются получить еще больший урожай за счет увеличения посевных площадей. Есть надежда и на то, что сою удастся продать по хорошей цене — уже сейчас начальная цена (по которой многих фермеров области кредитуют под будущий урожай) на четыре рубля выше прошлогодней. «В 2015 году в это время стартовая цена была 15 рублей за килограмм, в нынешнем — уже 19. В декабре 2015 года максимальная стоимость достигала уже 26—27 рублей за килограмм. Есть шанс, что этой зимой цена будет еще выше», — рассуждают аграрии.

Расширять профиль хозяйства — например, заниматься животноводством — хозяева пока не собираются.

— Мы работаем в свое удовольствие — стараемся почаще выезжать отдыхать. Отсеялись или убрали урожай — и рванули в теплые страны, — смеются партнеры. — А с животноводческой фермой отдыхать будешь только здесь — в коровнике.

Посевная-2016 в Приамурье*

732 658 га засеяно соей — 81 % от плана

179 576 га засеяно ранними зерновыми — 101,8 % от плана

20 824 га  засеяно кукурузой на зерно — 75,5 % от плана

265 га засеяно гречихой — 2 % от плана

2480 га засеяно картофелем — 92,5 % от плана

556,2 га занято овощами — 87,1 % от плана

20 307 га засеяно кормовыми культурами — 90,4 % от плана

*Данные на 14 июня

Источник: минсельхоз Амурской области