Оперировать нельзя!
— Никогда не забуду, как мы одной маме из района отказали в госпитализации, потому что на тот момент оперировать аденоиды было нельзя, — вспоминает главный детский оториноларинголог области, опытнейший хирург Татьяна Цурикова. — Женщина шла по больнице в слезах и кричала: «Нелюди вы, нелюди!». У мальчика был острый синусит. Но мама не могла понять, что, отказываясь от оперативного вмешательства, мы спасаем ему жизнь.
— Татьяна Васильевна, а что могло случиться, если бы удалили аденоиды?
— Мы не могли госпитализировать этого ребенка на операцию, потому что сначала необходимо было пройти лечение по поводу острого процесса. При остром синусите назначаются противовоспалительные препараты, разжижающие кровь. Поэтому операция противопоказана. Кроме того, в этот период резко снижается иммунитет, страдают защитные силы организма. Если сделать операцию, то может быть летальный исход. Однажды в острый период прооперировали, а ребенок потом погиб в семь лет от медиастинита — развился асептический воспалительный процесс с гнойным очагом.
После любого воспаления, будь то фурункул, ангина, воспаление в почке или синусит, нужно пролечиться, еще выждать месяц — и только потом делать операцию. Но бывают такие случаи, когда ребенок без конца болеет, а аденоиды сильно разрослись. Тут уже из двух зол мы выбираем меньшее. Почему из двух зол? Потому что, удаляя аденоиды, мы открываем первые ворота для инфекции.
Могут и рассосаться сами
— Те мамы, которые отказываются удалять ребенку аденоиды, видимо, надеются, что к 13—14 годам они уменьшаются и проблема исчезает сама собой?
— Аденоиды могут уменьшиться и к шести годам, а у кого‑то они даже в 30 лет не рассасываются, но к этому времени уже сформировалась какая‑то патология. Обычно разрастание ткани глоточной миндалины происходит у детей с трех лет. Но вчера мы делали операцию годовалому малышу, а однажды пришлось удалять аденоиды шестимесячному крохе — он уже на свет появился с гипертрофированной лимфоидной тканью. Иногда дети рождаются также с очень узкими носовыми ходами или ходов нет вообще.
Патологий у детей стало больше
— Видимо, во время беременности, когда у плода формировалась носоглотка, мама перенесла какую‑то инфекцию, — продолжила Татьяна Цурикова. — У нас же многие еще и курят во время беременности, и алкоголь употребляют… Сегодня мы приходим на осмотры старшеклассниц, а невинных среди них практически нет! Ранняя половая жизнь, курение бесследно не проходят. А потом удивляемся: почему так много врожденной патологии? Да потому, что мамы во время беременности или еще до зачатия переболели какой‑то инфекцией. На этом фоне у плода может возникнуть и гипертрофия лимфоидной ткани, кроме того, резко снижен иммунитет. Не припомню, чтобы раньше у новорожденных детей были язвенные болезни, а сейчас и такое не редкость.
Если у малыша с годика нос перестал дышать, то уже к четырем-шести годам у него сформируется какая‑то патология носоглотки. Или те же отиты, или гипертрофия слизистой в носу. До подросткового возраста еще далеко, но дышать‑то носом ребенку надо сейчас!
— А повторно аденоиды вырасти могут?
— Могут, но это бывает крайне редко. Одна из причин — это когда выполняются насечки лазером. Или если операция была проведена в слишком раннем возрасте — до 3—4 лет. Чаще всего при повторном появлении аденоидов показано консервативное лечение, хирургическое вмешательство не рекомендуется. Но порой доктор на приеме не разберется и отправляет ребенка на повторную операцию. У нас был случай, когда ребенку трижды назначали операцию. На третий раз я сама зашла в операционную — смотрю, а аденоидной вегетации нет. Но мама настаивает: «Удаляйте, и все!». Мы ей объясняем, что операцию делать такому ребенку нельзя.
Аденоиды — это разрастание ткани глоточной миндалины, которая в норме является частью иммунной системы. Она держит первую линию обороны, защищая от инфекций. Если периоды между болезнями слишком малы, то разрастания глоточной миндалины не успевают уменьшаться. Иногда «набухают» так, что перекрывают носоглотку.
Потому что там были не аденоиды, а рубцы. Там другая причина того, что нос плохо дышит или слух у ребенка падает. Сейчас в операционной мы всех смотрим и оперируем под эндоскопом, поэтому видим визуально и устье слуховых труб. А то ведь раньше как бывало? Операции вслепую делали. И через эндоскоп смотришь, а у ребенка облитерация слуховых труб — потому что чересчур хорошо выскоблили аденоиды первый раз.
Поэтому сейчас мы не разрешаем в районных больницах оперировать аденоиды под местной анестезией, как это было раньше. Да это и варварский метод.
Как обследоваться
— Когда мои дети были маленькими, врачи детских поликлиник выявляли аденоиды методом пальцевого исследования — процедура болезненная и неприятная. Какие современные методы обследования?
— Пальцевой метод мы сейчас практически не применяем. Метод задней риноскопии — когда зеркальце вводят глубоко в носоглотку, конечно, неприятен для ребенка. Но когда у детишек возникает рвотное движение, смотришь, а из‑под маленького язычка видна аденоидная ткань. У детей постарше, у которых уже большая носоглотка, таким образом аденоиды, конечно, не увидишь.
Применять лучевой метод для того, чтобы проверить, есть аденоиды или нет, это просто недопустимо. А некоторые еще и несколько раз рентгенограмму детям делают. Это резко снижает иммунитет!
Старшим детям назначаем компьютерную томографию. Допустим, когда перегородку носовую смотрим, чтобы проверить околоносовые пазухи и выяснить, если ли кистозные или полипозные образования. Искривления перегородки в переднем отделе и визуально врач увидит, а вот задний отек при отечности в носовых раковинах может и не рассмотреть. А там могут быть гребни, небольшие аденоиды. На КТ все это четко видно. Это, как и эндоскопический осмотр, — методы безболезненные и дают возможность с высокой точностью установить, какого размера аденоиды и нуждаются ли они в хирургическом лечении.
А рентген носоглотки необъективен, тем более что его обычно назначают во время ОРЗ, когда аденоиды воспалены. Я соприкоснулась еще с тем, что у нас сплошь и рядом делают рентгенограмму детям. Да, на рентгенограмме видна боковая тень. Но применять лучевой метод для того, чтобы проверить, есть аденоиды или синусит (гайморит), просто недопустимо. А некоторые еще и несколько раз рентгенограмму детям делают. Это резко снижает иммунитет!
Два повода удалить аденоиды
Специалисты советуют: прежде всего надо убедиться, что у ребенка действительно аденоиды, а не вазомоторный или аллергический ринит, врожденное или приобретенное искривление носовой перегородки или даже опухоль. Достоверную картину дает только обследование. Консультироваться надо у лора, причем оперирующего. И не медлить.
2—3-я степень гипертрофии лимфоидной ткани
— Если аденоиды небольшие, спешить с операцией нельзя, ведь это первый защитный барьер детского организма. Но если гипертрофия уже второй-третьей степени, аденоиды перекрывают носоглотку, ребенок плохо дышит через нос, то в этом случае удалять аденоиды надо, — советует опытный хирург-оториноларинголог.
Храп и остановка дыхания ночью
— Увеличение аденоидов обычно сопровождается еще и гипертрофией небных миндалин. Все это вкупе вызывает нарушение носового дыхания, а также храп и даже остановку дыхания ночью во время сна. Это уже прямое показание к операции.
Если вовремя не сделать операцию, то:
► У ребенка страдает насыщение кислородом тканей и неправильно развивается лицевой скелет: нижняя челюсть увеличивается, а верхняя остается недоразвитой. Даже когда ребенок вырастет, у него остаются узкими все носовые ходы — он практически на всю жизнь обеспечен патологией.
►Аденоиды мешают детям усваивать знания. При затруднении носового дыхания организм недополучает до 12—18 процентов кислорода, который очень важен для работы головного мозга. Отсюда плохая память, снижается работоспособность, ребенок становится заторможенным, невнимательным.
► От недостатка кислорода также страдает сердечная мышца, часто вегетососудистая дистония тоже развивается из-за того, что не удалили вовремя аденоиды.
Читайте также и берите на заметку
Добавить комментарий
Комментарии