Масштабное полотно
Алексей Учитель любит погружаться в историю. Его фильм «Космос как предчувствие» хронологически привязан к полету Гагарина в космос, «Край» — к окончанию Великой Отечественной войны, в «Дневнике его жены» рассказ идет о событиях 30-х годов прошлого века. В «Матильде» режиссер ныряет в прошлое еще глубже: действие картине происходит в конце XIX века. Фильм начнется с первой встречи цесаревича Николая и балерины, а завершится пышной коронацией последнего русского императора. Съемки проходили на натуре: в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском и Юсуповском дворцах и других исторических местах, а также в павильонах «Ленфильма», где были построены декорации Успенского собора, не существующих ныне дворцов и даже императорского поезда. На создание тысяч костюмов было потрачено свыше 17 тонн ткани. Специально для фильма мастера-ювелиры изготовили царскую корону, скипетр, державу и все украшения Матильды Кшесинской, императриц Александры Федоровны и Марии Федоровны.
— Фильм «Матильда» — по количеству декораций, массовых сцен и звездному составу актеров — мой самый масштабный проект! — говорит Алексей Учитель. — Я очень хотел, чтобы он получился максимально достоверным, зрелищным и в то же время глубоким. История, которая там рассказывается, сама по себе экстраординарная. Она не только очень интересна, но во многом мистична. В проекте появится много исторических фигур. Отдельно хочу сказать про актерский состав: впервые в моей картине снимается так много иностранных актеров.
Учитель-мучитель
Состав действительно впечатляет. В фильме играют актеры из Прибалтики, Польши, Германии, Франции и даже Китая.
— Я своим студентам постоянно говорю: читая сценарий, нужно представлять идеальный актерский состав, и не важно, откуда будут эти актеры, — разъясняет свой принцип подбора исполнителей Алексей Учитель. — Если артист идеально подходит на роль — не только внешне, но и внутренне, — то почему его не пригласить?
Разные актеры на такие предложения реагируют по-разному. Например, Ингеборга Дапкунайте, которой Учитель предложил сыграть в «Матильде» мать Николая II — императрицу Марию Федоровну, в ответ воскликнула: «Какая из меня мама?!» Но после, немного подумав, дала свое согласие. Впрочем, возможно, потом и пожалела об этом: в кадре она появится в наряде, общий вес которого вместе с украшениями — 20 килограммов!
Но, собирая звездный состав, надо быть готовым и к звездным прихотям. К примеру, у той же Дапкунайте в контракте прописана даже фамилия человека, который гладит ее костюмы на съемочной площадке и пришивает пуговицы.
Сыграть императрицу Александру Федоровну — супругу Николая Второго — пригласили Луизу Вольфрам из берлинского театра «Шаубюне».
Нашлось в фильме место и российским звездам. Евгений Миронов сыграет директора Императорских театров Ивана Карловича, Сергей Гармаш — императора Александра Третьего, Григорий Добрыгин — великого князя Андрея Владимировича.
Любопытно, что, несмотря на многонациональный актерский состав, «Матильда» полностью снимается на русском языке.
— Сначала хотели на английском, но в итоге решили на русском, — рассказал Алексей Учитель. — И каждому зарубежному актеру был нанят преподаватель русского языка. Но надо же не просто зазубрить текст, а понимать смысл, знать, какое слово выделить. И мы с артистами часто проигрывали сцену сначала на английском, а уже потом — на русском. Это было тяжело, местами даже мучительно…
Кире Найтли помешала беременность
Сначала у Учителя была идея пригласить на роль Кшесинской Киру Найтли. Ей даже отправили сценарий. Но тут продюсеры объявили, что придется на некоторое время отложить съемки проекта. И в этот период Кира Найтли забеременела! Что желать? Стали искать ей замену. Оказалось, что эта задача — не из простых. Алексей Учитель отсмотрел около 300 кандидаток — и все было не то…
— Впервые в моей практике мы начали снимать фильм, не имея актрисы на роль главной героини, — рассказывает Алексей Ефимович. — Начали съемки со сцен без участия Кшесинской, правда, их было не так много... Я уже от отчаяния был готов взять одну из тех актрис, которых отклонил. Понимал, что это неправильно, но другого выхода не было... И вдруг, в самый последний момент, раздался звонок из Варшавы, и мне сказали, что у них есть одна очень красивая молодая актриса — Михалина Ольшанска. Прислали ее фотографии и видео с ее участием. И мы ее сразу вызвали в Москву. После первого же дубля стало ясно, что это она! И дело не только в ее красоте. Она подошла на эту роль своей нацеленностью и эмоциональностью. У Михалины музыкальная семья: папа — композитор, мама — певица. В 14 лет девушка написала книгу, которая стала бестселлером в Польше, потом выпустила диск русских песен. Она прекрасно говорит по-английски. Но работать с ней довольно тяжело. Она очень эмоционально на все реагирует. Например, однажды ей позвонил ее молодой человек, в ходе разговора они поссорились, и потом вся съемочная группа целый час ее успокаивала …
«Это он! Это он!»
Не менее трудным был поиск главного героя. На роль последнего русского императора рассматривалось много отечественных актеров, в том числе звезда картин «Легенда № 17» и «Экипаж» Данила Козловский.
— Данила пробовался вместе со звездой нашего балета Дианой Вишневой, которая проходила пробы на роль Кшесинской, — пояснил режиссер. — Но быть одновременно выдающейся балериной и столь же выдающейся драматической актрисой — наверное, просто невозможно. Хотя это был очень интересный опыт…
В конце концов, на роль императора Николая Второго был утвержден актер берлинского театра «Шаубюне» Ларс Айдингер.
— Несколько лет назад я увидел в Москве спектакль «Гамлет» театра «Шаубюне», в нем фантастически играл Айдингер, — вспоминает Учитель. — Я его запомнил и позвал в нашу картину на роль немецкого врача. Он приехал в Москву на примерку костюма и грима. И вдруг из гримерной я слышу крик — кричит наша гримерша. Я даже испугался: что случилось? И тут она прибегает ко мне с абсолютно ошалевшими глазами: «Это он! Это он!» Я не могу ничего понять: «Кто «он»?» Она мне: «Идите скорей!» Иду за ней в гримерку и вижу сидящего ко мне спиной Ларса, а в отражении, в зеркале — «настоящего» Николая Второго! Оказалось, гримерша просто примеряла ему разные бороды и вдруг увидела: вот он, царь! И мы тут же утвердили Ларса на роль императора Николая, а доктора сыграл другой актер.
Камера пыток для Козловского
— Мне очень не хотелось терять Козловского для своего фильма, и я предложил Даниле исполнить роль офицера императорской армии Воронцова, который был настолько сильно влюблен в Матильду, что пытался убить своего главного соперника — Николая Второго, — вспоминает Алексей Учитель. — Попытка не удалась, Воронцова схватили, но император смилостивился и приказал заменить смертную казнь принудительным лечением. Врач-психиатр должен был исцелить офицера от страсти к балерине.
Режиссер надеялся, что Козловского заинтересует герой с такой неординарной судьбой.
Но не тут-то было!
— Мне казалось, это новый опыт для Данилы и он клюнет на эту приманку. Но он ни в какую не соглашался играть эту роль. И даже был откровенно обижен таким предложением: одно дело — сыграть последнего российского императора, и совсем другое — некоего Воронцова, полуреальный персонаж, — вспоминает Учитель. — Думаю, психологически он не мог с этим смириться. Тем не менее убеждать — это тоже задача режиссера. Полгода я методично разговаривал с актером, что-то ему объяснял... В итоге мы сделали пробы, и Козловский все-таки снимается в этой роли, чему я безумно рад...
Более того, в процессе съемок Данилу настолько захватил образ своего героя, что он даже все трюки решил делать самостоятельно, без дублеров. И Козловского окунали с головой в резервуар с водой, где ему необходимо было провести несколько минут без воздуха — по мнению медиков конца позапрошлого века, кислородное голодание способно было вылечить от любовной муки. А в течение нескольких октябрьских дней петербуржцы, проходя мимо старинного особняка на Васильевском острове, слышали душераздирающие вопли. Это внутри снимали сцены принудительного лечения Воронцова: Данилу Козловского приковывали к огромному железному колесу, которое потом раскручивали, чтобы таким способом ввести пациента в состояние транса. А еще в специальной камере-клетке истязали ударами тока. Артист кричал, изображая страдания героя. А может, ему и вправду было очень больно — кто знает?
Искусство, как известно, требует жертв. И из любви к нему и актеры, и режиссеры готовы терпеть и лишения, и муки…
Добавить комментарий
Комментарии