Претензия к родителям

— Сергей Леонидович, ощущаете свой возраст, глядя на цифры в паспорте?

— Конечно, невозможно об этом не думать. Но всё зависит от того, какой возраст у тебя внутри. Насколько жива твоя коммуникация с твоей жизнью. Я недавно был в Евпатории — городе, где прошло мое детство. Ехал и рассказывал детям: вот здесь мы прыгали через забор. И тут же мысль в голове: вот бы было классно прыгнуть сейчас через забор: и там бы снова работал летний кинотеатр и показывали то кино, которое мы тогда смотрели! Если ты в 65 лет можешь почувствовать себя десятилетним, пусть даже наедине с собой, значит, ты жив. Значит, все в порядке! (Улыбается.)

— Ваш день рождения — 1 сентября — это еще и день, когда все дети идут в школу. Как в детстве относились к такому сочетанию праздников?

— У меня была претензия к родителям. Когда я был в начальной школе, то мне вообще казалось, что родители сделали это специально. От этого у меня было плохое поведение, плохие оценки. Потому что так уж случилось, что в моем квартале в Херсоне — а нас было человек восемь мальчишек — у всех был день рождения летом. Мы собирались все во дворе, пили ситро, ели пирожные. А мне 1 сентября вместо такого праздника надо было идти в школу. Но, вы знаете, как по щелчку пальцев, это у меня переросло со временем в прекрасный праздник. Потому что, когда я поехал учиться в Днепропетровск, а впоследствии в Москву, то учебный год начинался с хорошего настроения, с отличной студенческой гулянки, и это было здорово!

— А помните какие-то особенные подарки из детства?

— Я помню, что, как и обещал, окончил четверть без троек. Приехал папа из рейса (отец Сергей Гармаша работал водителем, и в этом году отмечает 90-летие. Прим. авт.), я ему показал табель, он тут же пошел и купил мне велосипед. Который уже осенью, после первого просмотра дневника, улетел на чердак. Но детство мое было коротким: я самостоятельным стал уже в 15 лет, когда переехал в другой город, где учился.

— Вы же очень интересно поступили в театральное училище.

— Да, было такое, я много раз про это рассказывал. Мама не хотела, чтобы я поступал в мореходку, и купила справочник для поступающих. А я, листая, увидел случайно театральное училище — и пошутил, что вот туда мне надо. Она поехала и подала документы в него, а я потом случайно поступил. Почему случайно? Потому что не хотел поступать и совершенно не боялся туда идти. Когда я приехал поступать в училище в Днепропетровске, то мне главное было — что-то сделать, чтобы не получить от папы, чтобы поставили хоть просто какую-то несчастную тройку. А когда я приехал поступать в Москву и в первый же день провалился в Щепкинском училище, то я уже был с другой головой, мне было другое количество лет, за плечами была уже армия.

«После выхода «Чебурашки» мне позвонил друг и говорит: «Ты и так известный человек, но тут у тебя появился такой электорат, которого нет ни у кого в твоем возрасте: у тебя появились дети!» — вспоминает Сергей Гармаш.

Мне понадобилось два дня хождения по городу, чтобы собрать себя и как-то понять, что мне мешает. В первом случае, когда я приехал и ни фига не боялся, и у меня не тряслось колено — вот это и был результат! А во втором случае я ходил, думал и спрашивал себя: «Зачем я всё это новое выучил: стихотворение, басню, прозу? Ведь я учился, у меня были дипломные экзамены по речи!» После всех этих размышлений, диалогов с собой я сдал экзамены и поступил в Школу-студию МХАТ. Наверное, всё же это была важная внутренняя работа, которую я очень люблю, и в каждом случае она индивидуальна.

Главный подарок

Сергей Гармаш в фильме «Чебурашка» сыграл садовника Гену

— Ждали каких-то важных подарков на свой день рождения?

— Я в этом году уже получил роскошный подарок — можно сказать, эксклюзивный. Говорят, что нельзя вручать до праздника, но мне его подарили практически за девять месяцев до моего дня рождения: это был выход фильма «Чебурашка». Мне позвонил мой друг и говорит: «Ты и так известный человек, у тебя достаточно поклонников, но тут у тебя появился такой электорат, которого нет ни у кого в твоем возрасте: у тебя появились дети!» Это был совершенно потрясающий момент! Помню, в начале февраля я возвращался с творческого вечера из кадетского училища из Тулы, заехал на заправку, попросил полный бак. Стоит на кассе женщина с дочерью, рассчитывается. И девочка на всю заправку как закричит: «Мама — Гена!» Вот это был подарок, понимаете. И лучше быть не может! (Смеется.)

С супругой Инной Тимофеевой

— Будет продолжение этой истории? Вы говорили как-то, что есть идеи?  

— Честно говоря, я не уверен, что могу что-то рассказывать. Есть определенные контракты. Я только вам скажу, что компания, которая делала «Чебурашку», — другая какая-нибудь уже сейчас бы снимала продолжение — пишет сценарий. И пишет очень старательно, долго. И молодцы, что так делают! Но «Чебурашка» в формате короткого метра появится гораздо раньше, чем какое-то продолжение. А о нем я промолчу — надеюсь, что оно будет.

В огород еще рано

С сыном Иваном

— При такой большой популярности вас нет ни в одной из социальных сетей. Почему?

— У меня и так мало жизней. Я как-то говорил о том, что если бы можно было Богу послать жалобу, то я бы первый ему написал: «Господь, я бы пересчитал!» Наша планета огромная, и одной нашей жизни, чтобы ее увидеть, прочувствовать, узнать ее, — очень мало. Тратить свою жизнь на телефон и социальные сети могут те, кому это реально помогает в работе, в бизнесе. Это действительно незаменимое достижение научно-технического прогресса — но это не история для общения.

— Когда вы выходите на театральную сцену, волнение все еще присутствует?

— Когда два года назад в Малом театре выпускали новый спектакль «Кроткая», где я играл, то волновался безумно! И потом — особенно первый год — волновался перед каждым спектаклем. Не так, конечно, как абитуриент, который поступает, но все же... Чем больше ты играешь спектакль, постепенно твое волнение уменьшается. Когда ты, например, играешь 12 лет «Вишневый сад» — тут уже другие чувства. Но если у тебя при пересечении кулис перед выходом на сцену не будет вот этой границы, может быть даже одной секунды волнения, тогда ты кончился. Волнение всё равно должно оставаться. Если мне дадут новый материал и я не заволнуюсь, то тут нужно будет открыть дверь театра и сказать: «Вам дорога вон туда — на пенсию, в огород!»

Кругосветка мечты

С дочерью Дарьей

— Как-то вы сказали, что у вас есть мечта: поехать в кругосветное путешествие. Как идете к ней?

— Читаю, смотрю классное кино, смотрю сериалы. Если ты понимаешь, что не можешь пойти в кругосветку физически — это не значит, что ее нельзя совершить. Ее можно совершить, например, смотря фильмы или читая литературу. Может показаться, что я достаточно образно сейчас говорю. Нет. Дело в том, что мечтать — это довольно широкое понятие. Мечтать и воображать — это часть моей профессии. Если зациклиться на том, что кругосветка для меня — это только трап и поднятые паруса, то это очень ограниченная мечта. На это может не хватить жизни. В этом смысле надо быть свободнее. Кругосветка может состоять, например, из фильмов 20 стран, которые ты отметишь на глобусе. Невозможно прекращать мечтать! Но надо, чтобы твои мечты были такими, что если их все вместе рассказать, то люди почувствовали бы себя как в цирке! Или сказали бы: «Звоните в скорую!» (Смеется.) Вот такой спектр твоих мечтаний должен быть.

Фото Вадима Тараканова и пресс-службы фильма «Чебурашка»

Возрастная категория материалов: 18+