— Мы не скрываем своих проблем, — открыто говорит генеральный директор Амурской Энергетической Компании Александр Гордеев. — Действительно, задержки заработной платы были, но они все уже погашены. Да, несколько сотрудников написало заявления об отпуске без содержания, треть людей работает по полдня. Остальные — полный рабочий день с зарплатой в 2/3 от средней заработной платы, заявленной в трудовом договоре.
6
миллионов тонн — проектная перерабатывающая мощность завода в Березовке: 4 миллиона тонн нефти и 2 миллиона тонн газового конденсата
Причина сокращений выплат — режим простоя, который официально объявлен на предприятии. Кроме того, с сентября АЭК перестала платить своим проектировщикам: общая сумма задолженности порядка 60 миллионов рублей. Приостановлены работы и на территории будущего завода. Причина — финансовые трудности китайских инвесторов и «нашего государства, которое одной рукой дает льготы, а другой их отбирает», добавляет руководство амбициозного проекта.
90 процентов акций АЭК принадлежит китайской компании «Мэн Лань Син Хэ». Причем 40 процентов из них — напрямую, а еще 50 % — через «Амур-Нефтехим», учредитель которой — все та же «Мэн Лань Син Хэ». Остальные 10 процентов имеет компания «ИнтерРусОйл», которая специализируется на поставках нефти. Предварительная оценка проекта — 123 миллиарда рублей. Соответственно, около 110 миллиардов должно прийти из Поднебесной.
— До августа у нас не было проблем с финансированием. Деньги «Мэн Лань Син Хэ» перечислялись вовремя, — говорит Александр Гордеев. — С сентября финансирование проекта фактически приостановлено. Дело в том, что китайские организации не имеют права выводить деньги из страны без соответствующего разрешения китайского правительства. «Мэн Лань Син Хэ» имеет такое разрешение на 9 миллиардов юаней от Комитета по реформам Китая (аналог российского Минэкономразвития). Причем в договоре указано, что для привлечения кредита из китайского банка «Мэн Лань Син Хэ» необходимо вложить 25 процентов собственных средств.
Поскольку на сегодняшний день в строительство завода вложено только около 3 миллиардов рублей, взять кредит инвесторы Поднебесной не могут. Как уверяет Александр Владимирович, на недавней встрече учредители заверили АЭК, что деньги будут — руководство нашло источник финансирования. Но к прошлым объемам вложений вернутся не раньше начала следующего года.
Помимо урезания зарплат сотрудникам, страдает и реализация самого проекта. На сегодня отставание от графика — три-четыре месяца.
«К весне развернемся»
Пока возвращения полноценных зарплат у сотрудников не предвидится — согласно приказу, урезанные выплаты сотрудники будут получать до марта 2017 года. «Если деньги появятся раньше — отменим приказ досрочно», — отмечает Александр Гордеев.
5,5
миллиарда рублей вложили инвесторы в проект Амурского НПЗ совместно с разведкой нефтесодержащих участков в Республике Саха (Якутия)
Помимо зарплат, страдает и реализация самого проекта. На сегодняшний день отставание от графика примерно на три-четыре месяца. Изначально планировалось в сентябре сдать документы на госэкспертизу. Однако чтобы закончить проект, на территории будущего завода необходимо пробурить скважины для геологических изысканий. Стоимость этой работы — 20 миллионов.
— Сейчас мы планируем сдать проект на госэкспертизу в декабре этого года, что позволит к марту развернуть полноценное строительство, — говорит гендиректор АЭК. — Кроме того, нам необходимо согласовать новый график финансирования с измененными сроками работ с Корпорацией развития Дальнего Востока.
Впрочем, согласование нового графика — не единственная проблема, которая ставит под угрозу реализацию этого проекта. Открытым остается и вопрос по снабжению сырьем нового завода. Не секрет, что Транснефть неоднократно критиковала проект нефтеперерабатывающего завода в Березовке, утверждая, что сырья для него не будет. Более того, не так давно «Ведомости» опубликовали результаты исследования проектного института «ВНИПИнефть». По мнению экспертов, строительство Амурского НПЗ «нецелесообразно из-за выпадающих доходов бюджета, неподтвержденной ресурсной базы и отсутствия возможности подключения к нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО)». Однако руководство Амурской Энергетической Компании сообщило, что намерено обжаловать результаты исследования, утверждая, что «при изучении вопроса допущены грубые ошибки и подтасовки цифр».
А будет ли нефть?
Главный вопрос, который и стал причиной критики будущего завода, — а будет ли сырье у нашего НПЗ?
123
миллиарда рублей — расчетная стоимость будущего нефтеперерабатывающего завода
— Тот факт, что у нас нет нефти на сегодняшний день, не говорит о том, что у нас ее не будет к тому моменту, когда она понадобится, — комментирует один из учредителей АЭК генеральный директор ООО «ИнтерРусОйл» Геннадий Шуклин. — У нас подписаны соглашения о том, что к 2018 году нефть будет. Идет разведка собственных месторождений холдинга МЛСХ в Якутии, которые обеспечат 50 процентов потребности.
По словам Александра Гордеева, АЭК располагает протоколами о намерениях с четырьмя компаниями. В конце 2018 года — начале 2019-го с ними будут заключены контракты с конкретными суммами и объемами. «Также полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев в конце октября поручил Минэнерго России вместе с Транснефтью разработать и реализовать комплекс технических мероприятий по подключению объектов Амурского НПЗ к трубопроводу ВСТО и представить Правительству РФ соответствующий доклад до 1 февраля 2017 года, — подчеркивает генеральный директор Амурской Энергетической Компании.
Помимо трубы, существует и альтернативный вариант поставки нефти для Амурского НПЗ — по железной дороге».
НПЗ нужны НДС и соглашение
— На сегодняшний день критичными для дальнейшего развития проекта Амурского нефтеперерабатывающего завода являются вопросы подписания межправительственного соглашения по строительству продуктопровода РФ — КНР и необходимость возврата НДС, — комментирует Геннадий Шуклин.
Транснефть: труба дороже завода
«В проекте развития ВСТО до 2030 года нефти для этого завода не предусмотрено, — прокомментировали АП в пресс-службе ПАО «Транснефть». — Мы можем создать дополнительные объемы, но на расширение ВСТО потребуется около полутора сотен миллиардов рублей. В этом случае можно будет организовать дополнительный объем нефти на этот Амурский НПЗ. Однако экономики в таком проекте не будет.
Вот такие «супер»проекты. Нефть,газ... вся эта путинская ресурсная экономика нестабильна и не надежна. А Гордееву давно пора на пенсию. Дедушка всю жизнь при хороших должностях.
— Кот1 (гость)