Тем не менее, имя в титрах осталось, а публика, обманутая обещаниями прокатчиков о «фильме ужасов», получила весьма неоднозначное зрелище, способное на многое, но в итоге не добивающееся почти ничего. Картина полностью соответствует своему названию — в нее можно долго смотреть, как в мрачную глубину, и не так уж важно, что в это время происходит на поверхности. Особенно, если не происходит ничего.
В современном российском кинематографа за жанры «хоррор» и «триллер» отвечает старенькая и дребезжащая копировальная машина — поэтому даже сам Каримов, который вполне состоялся как комедийный режиссер, изначально рассматривал «Черную воду» как весьма сомнительный эксперимент. В титрах фильма много фамилий, способных если не отпугнуть, то как минимум насторожить держащего руку на пульсе зрителя.
Сюжету основательно не хватает деталей — каких-то газетных вырезок, случайных свидетелей, зловещих находок.
Соавторами сценария стали Сергей Осипьян и Александр Лунгин (да-да, сын, не однофамилец) — оба с невнятным послужным списком, полным никому не известных проектов. Главные роли достались Ирине Старшенбаум, пребывавшей на момент кастинга в сугубо сериальном пространстве «Притяжение» Бондарчука было впереди), а также Дмитрию Богдану и Евгению Алехину — если первый успел потрудиться на все той же сериальной ниве, то второй пришел в картину из опять же никем не виданных дипломных работ.
Периферия тоже не ослепляет звездами — справедливости ради заметим, что там они не особенно-то и нужны. Наконец, имя оператора и вовсе повергает в ужас — Дмитрий Горбачевский прославился работой над, если можно так выразиться, мультфильмом "Дети против волшебников", о котором вообще ничего писать не следует. Парадокс — но «Черная вода» снята на очень и очень солидном уровне.
Операторская работа добавляет важный плюс картине, которая вместе с затянутым хронометражем, блуждающим в потемках сценарием и персонажами-неврастениками старательно стремится ко дну. Впрочем, это становится понятно далеко не сразу: Каримов умело строит завязку, легкой рукой прописывает троицу основных героев и без особых проволочек отправляет их в путь. Молодой человек по имени Максим купил, не глядя, старую лодку, ржавеющую в безымянном провинциальном затоне и поехал приводить ее в порядок, взяв свою пассию Полину — так же Владимир Высоцкий советовал брать в горы друга, который оказался вдруг.
Третьим стал сводный брат главного героя — странноватый-угловатый парень Петя, которого специально для этого путешествия пришлось досрочно выписать из клиники: наркологической ли, психиатрической, объяснять некогда. Немного поразвлекавшись с роуд-муви, постановщик вместе с героями прибывает на место событий и немедленно принимается нагонять туман. Время от времени — вполне буквально. Максим обещает спутникам, что поработав, можно будет и отдохнуть — но очевидно, что его приобретение настолько же здоровенное, насколько и запущенное, внутри корабля сломано почти все, что можно сломать, а остальное просто завалено плохо идентифицируемым хламом. И окружающая обстановочка соответствует.
Местные жители разной степени придурковатости — то коров ночью на кладбище пасут, то парное мясо в реку выкидывают с утра пораньше — быстро вызывают у зрителя должное чувство дискомфорта. Трое в лодке, что любопытно, на угрюмых провинциалов не обращают никакого внимания, стараясь максимально испортить существование друг другу. Сюжет медленно, как корабельное днище ракушками, обрастает подробностями, городскими (вернее, деревенскими) легендами — а характеры главных героев с той же скоростью видоизменяются. Каримов, которому в ходе поспешных и сумбурных съемок явно не представлялся очевидным конечный результат, препарирует сопредельные жанры с почти маниакальной изощренностью.
Максим, Полина и Петя перебрасываются амплуа, путают следы каждым поступком: зритель же постепенно устает ожидать явления хотя бы одного дрянного призрака или утопленника и погружается в драму. Но и с ней все не так просто: намечая вполне стандартные конфликты, фильм постоянно уклоняется от их развития. Будет вам и свадьба без драки, и пьянка без похмелья — поступить точно так же со своеобразным чеховским ружьем режиссер не решается, но лишь потому, что у любого безобразия должен быть финал, хотя бы немного напоминающий финал.
Создать атмосферу удается — вопрос только в том, для чего. Детективная составляющая «Черной воды» местами выглядит чрезмерно притянутой за всевозможные выступающие части — оттого и «собственное расследование» Максима заставляет вспомнить о жанровой литературе для детей, и лениво всплывающие ближе к концу правоохранительные органы лишь добавляют происходящему нелепости. Видно, что готовый сценарий Осипьяна и Лунгина пришлось подгонять не только под скромный бюджет, выделенный Фондом кино, но и вообще под здравый смысл — и все равно удалось не вполне.
Каримов заново создавал диалоги, актеры по мере сил импровизировали, пытаясь делать свою работу как можно более убедительно, но «плохой сериал" время от времени настойчиво прорывается на первый план. С прихрамывающей мотивацией героев несколько проще — все их действия в конечном итоге можно списать на пагубное воздействие ядовитой водички и паленой водочки. Но этот же фактор служит и плохую службу: когда ближе к финалу приходит время необратимых событий, не хочется думать, что все они — лишь следствие излишне долгого пребывания в неважных экологических условиях. Тем более, что Каримов в концовке вдруг начинает делать жесткое европейское кино, от которого действительно становится жутко и без паранормальных явлений.
Просмотр этого почти двухчасового фильма вызывает весьма неоднозначные ощущения — трудно понять, что и под что в данном случае маскируется. Сюжету основательно не хватает деталей — каких-то газетных вырезок, случайных свидетелей, зловещих находок. Для троицы главных актеров «Черная вода» становится, безусловно, отличной школой — правда, по «Притяжению» видно, что как минимум Старшенбаум в дальнейшем предпочла быть скорее глиной, нежели гончаром. Несомненно — наличие должного таланта способно превратить в кинематографический шедевр самую глупую детскую страшилку, но эта магия слишком зависима от множества аспектов.
Одно можно сказать с уверенностью: Романа Каримова никак нельзя назвать заложником комедийного жанра. И российская провинция, изображенная им в этой картине, вполне способна оскорбить чьи-то воспаленные патриотические чувства — в некотором смысле сегодня это является верным признаком качественного отечественного кино. С помощью совершенно ненужных, казалось бы, сцен и персонажей, постановщик легко показывает пропасть между жителями одной страны, которая способна лишь шириться и поглощать. Это, пожалуй, действительно похоже на самый настоящий хоррор.
Добавить комментарий
Комментарии