Фото: Андрей Ильинский (Архив АП)Фото: Андрей Ильинский (Архив АП)

Реанимация кооперативов

Минсельхоз направил на подпись амурскому губернатору проект постановления, по которому новые сельскохозяйственные потребительские кооперативы смогут получить поддержку из регионального бюджета, рассказал АП начальник отдела по работе с малыми формами хозяйствования ведомства Юрий Казаков.

— Деньги будут выделяться в форме субсидии. Вновь созданный кооператив должен будет подать пакет документов, подтверждающий приобретение какого-либо оборудования. Ему будет возмещено до 90 процентов затрат, но в пределах двух миллионов рублей.  То есть если кооператив что-то купил за один миллион рублей, то ему возместят 900 тысяч, — отметил Юрий Казаков.

400

крестьянско-фермерских хозяйств зарегистрировано сегодня в Амурской области

Речь идет только о потребительской кооперации — объединениях, главной целью которых будет сбор, хранение, переработка  и продвижение на рынок собственной продукции: молока, мяса, птицы, рыбы, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод. При этом в сельскохозяйственную потребительскую кооперацию могут входить крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ), сельхозпредприятия различной формы собственности, а также колхозы, артели и личные подсобные хозяйства. «Поддержка организована, чтобы возобновить кооперативное движение в Амурской области, — продолжает Казаков. — Пока оно у нас очень слабо развито. Сейчас на территории региона зарегистрировано 16 подобных кооперативов, из них хозяйственную деятельность ведут 13».

Продать все сложнее

В Приамурье сегодня действует около 400 крестьянско-фермерских хозяйств и более 100 тысяч личных подсобных хозяйств. И, несмотря на то что в области развиваются крупные агрохолдинги и агрофирмы, основной объем производства дают именно средние, малые и совсем крошечные сельхозпредприятия. На их долю приходится около трети посевных площадей в регионе и около половины от общего объема производимой сельскохозяйственной продукции. Личные подсобные хозяйства вносят, пожалуй, самый существенный вклад в обеспечение продовольствием населения. ЛПХ выращивают наиболее трудоемкие культуры — около 80% всего картофеля и овощей, производят основную массу скота на убой, молока и меда. Да что говорить: на них сегодня практически и держатся амурские села.

Представители отрасли отмечают, что производство продукции не самое главное сегодня. Важнее вопрос — как ее продать. И решать эту задачу становится все сложнее и сложнее даже крупным фермерским хозяйствам, не говоря уже о самых маленьких. Казалось бы, создание сельскохозяйственных кооперативов — самый верный способ решить эту проблему, но, как показывает практика, не везде и всегда он применим.  Вопрос поднимается не первый раз. Глава КФХ «Семена» из Гродекова Виктор Шилов вспоминает, что в 2012 году шесть крупных хозяйств Благовещенского района предприняли попытку создать кооператив. Ничего путного из этого не вышло.

— Объединялись как раз таки под продвижение продукции на рынок плюс для привлечения бюджетной помощи на строительство овощехранилищ и закуп техники. Однако, просуществовав год, кооператив, по сути, развалился. Притом, что мы платили членские взносы, реального действия кооператива мы не увидели. Не говоря уже о господдержке, — констатирует Виктор Шилов.

Фермеры не доверяют кооперативам, считая их нахлебниками. Ведь на их содержание надо платить взносы, отчислять налоги.

Почему так произошло, глава фермерского хозяйства ответить затруднился. С одной стороны, могло повлиять и то, что кооперация совпала с масштабным наводнением в регионе и приостановкой программ поддержки.  С  другой —  Шилов не исключает, что фермеры оказались не готовы к объединению. В итоге крупным, или «богатым», как их называют в минсельхозе, хозяйствам сегодня объединяться, по сути, незачем. «Скажите, куда сдавать продукцию, мы и без кооперации ее сдадим», — отвечают фермеры.

Бонусы из бюджета

Начальник отдела сельского хозяйства администрации Благовещенского района Евгений Седых тоже помнит ту историю, но списывает все на российский менталитет. «Членство в кооперативе налагает определенные обязательства. И когда некоторые его участники начинают не выполнять возложенные на них обязанности, начинается разлад. Ментальность нашего человека такова, что ко всему общему мы относимся, как к чему-то чужому. Тем не менее кооперативы существуют в районе. Они работают, намерены заниматься овощами и даже соей», — отмечает он.

Евгений Седых говорит: сельхозтоваропроизводителям Благовещенского района сегодня как никогда нужна кооперация. Ассоциация позволит привлечь средства для строительства необходимых овощехранилищ. Сегодня на эти цели бюджет области может субсидировать 60% затрат, но не более 70 миллионов рублей. И это лишь малая часть бонусов, которые могли бы получать аграрии от кооперации.

— Сейчас в районе возникла проблема с реализацией картофеля. Объема картофелехранилищ не хватает на тот урожай, который выращен. В результате фермерам приходится продавать картофель по низким ценам сейчас, тогда как при его сохранении можно было бы торговать круглый год — зимой, весной и даже летом. Это было бы выгодно товаропроизводителям и покупателям. Но возможность строить дорогостоящие овощехранилища с привлечением субсидий из бюджета предоставляется только потребильским кооперативам.

Глава КФХ «Деметра» Юрий Кириленко считает, что ключевыми участниками процесса объединения должны стать личные подсобные хозяйства. Они произ­водят более 60% валовой продукции сель­ского хозяйства, но по-прежнему остаются без должной поддержки.

100

тысяч личных подсобных хозяйств работает сегодня в Приамурье. На их долю приходится около половины от общего объема производимой сельскохозяйственной продукции

— Крестьянско-фермерским хозяйствам и крупным предприятиям кооперация как таковая не нужна, поскольку они способны решить свои проблемы сами. А вот личным подсобным хозяйствам она пошла бы на пользу. Их много, но ими никто сегодня не занимается, — говорит Юрий Кириленко — У нас в Амурской области из сотен тысяч ЛПХ производством продукции занимается около 30 тысяч. По законодательству они такие же сельхозтоваропроизводители, как и крупные агрофирмы, крестьянско-фермерские хозяйства. Однако, когда доходит дело до господдержки,  ЛПХ в число получателей субсидий не входят.

Глава КФХ «Деметра» опасается: если акценты снова будут смещены в сто­рону крупного и среднего бизнеса, то программа поддержки кооперации не принесет никакой пользы.

Фермерским продуктам упростят путь в магазины

Сельхозкооперативам могут возместить до 50 % денежных затрат на продвижение произведенных ими продуктов питания на рынок. Такие планы вынашивают в российском правительстве. Государство планирует выделять регионам средства из федерального бюджета для частичной компенсации затрат аграриев по продвижению продукции на рынок. Уточняется, что эта мера предусмотрена только для сельхозкооперативов — объединений личных подсобных хозяйств и фермеров. Такая мера господдержки на всероссийском уровне будет применена впервые.

Возрастная категория материалов: 18+