Постановщик первой части, знаменитый канадец Дени Вильнёв отказался от работы над продолжением — и это стало реальным поводом для беспокойства. Снятый под его руководством «Убийца» был практически идеален как зрелище, которое было успешно сбалансировано бескомпромиссным и жестким сценарием Шеридана. В сиквеле не нашлось места героине Эмили Блант (что совершенно логично), а первый план достался Дель Торо — в прошлый раз он держался на периферии до самого финала. Таким образом, история о школе жизни, организованной мужчинами для женщины, уступила место размышлению насчет выбора собственной судьбы.
Итальянец Стефано Соллима, которому на этот раз досталось режиссерское кресло, до этого работал только на родине. «Убийца 2» стал для него первым шагом по направлению к настоящему признанию. Отсутствие должного опыта несколько сковывало постановщика, это чувствуется в первую очередь по откровенно затянутым сценам. Вильнёв, надо полагать, не стеснялся вырезать из сценария то, что считал лишним: в своем стремлении как можно более точно обозначить границы в сюжетах Шеридан нередко увлекается, это видно и по ленте «Любой ценой», и по «Ветреной реке», которую он срежиссировал самостоятельно.
Соллима предоставил зрителю двухчасовое зрелище, которое нельзя назвать скучным, но и откровенно буксующие моменты не заметить невозможно. Ситуацию спасают Дель Торо и Джош Бролин, которым возвращение к образам оперативника Алехандро Гиллика и федерального агента Мэтта Грейвера явно пришлось по душе.
Действие второго «Убийцы» снова построено вокруг мексиканских наркокартелей, организованной преступности и, конечно же, границы — только теперь через нее переправляют не белый порошок, а людей. Большинство из них пополняют армию нелегальных мигрантов, занятых низкооплачиваемым и непопулярным трудом. Но некоторые пробираются в США с совсем другими целями — и сценой теракта в супермаркете Соллима оперативно показывает зрителю, что не намерен щадить его нервы.
«Убийца 2» немногим менее жесток, чем первая часть кинокартины.
Для властей взрывы в общественном месте становятся очередным вызовом, и пока высокопоставленные чиновники штампуют для журналистов пафосные заявления, за кулисами готовится невидимая война — которая вскоре станет для Алехандро персональной. Тщательно продуманная операция наткнется на непредвиденные обстоятельства, прольется кровь, которую никто не предусмотрел, и в итоге мексиканец, планировавший снова отомстить картелям за свою жестоко убитую семью, оказывается вынужден оберегать жизнь дочери собственного врага.
Американским властям оба очень быстро становятся не нужны, а в Мексике, как водится, на одного законопослушного гражданина приходится десяток вооруженных головорезов, которые в принципе не привыкли ценить чью-либо жизнь выше, чем вероятную выгоду. Шеридан остается верен себе и не усложняет сюжет второстепенными линиями — единственной таковой, пожалуй, можно назвать историю прилежного подростка, который выбирает опасную стезю, но и это быстро становится неотъемлемой частью основного действия.
«Убийца 2» немногим менее жесток, чем первая часть — в первую очередь из-за того, на что решил сделать упор сценарист. В фильме есть наркокартели, но нет наркотиков, есть дочь главы преступной группировки при полном отсутствии самого этого главы, есть террористы, которые не удосуживаются хоть как-то объяснить назначение своих действий. План «федералов» заключается в том, чтобы заставить преступные синдикаты вступить в войну друг с другом, и если задачу и удается решить хотя бы частично, то зритель этого не увидит.
Смерть, которая снова выглядит достаточно обыденным фактом (и от этого как раз и становится страшно), не является основным двигателем «Убийцы 2» — создателям картины гораздо интереснее сама опасность, нежели ее итог. Здесь нет места героическим сражениям, монологам о справедливости и чудесным спасениям. Зато предостаточно безысходности и человеческой природы, которая не раз заставляет усомниться насчет «образа и подобия». Персонаж Бролина не стремится спасти американскую нацию или свершить правосудие — он всего лишь выполняет свою работу, причем с изрядной долей цинизма и жестокости. Для него человеческие жизни тоже не представляют великой ценности.
На той стороне вариантов немного: либо ты волк, либо овца.
Герой Дель Торо движим мотивами, обозначенными еще в первом фильме, но его стремление работать, жить и добиваться поставленных целей в одиночестве перевешивает все остальное. «За границей полно безутешных отцов», — говорит героиня Кэтрин Кинер, пытаясь обозначить место Алехандро в цепи происходящих событий. И, конечно, заблуждается — он такой один.
По ту сторону баррикад — либо невидимые силы, главным оружием которых работают их собственные имена, либо рядовые бойцы, волна за волной пополняющие ряды тех, кому суждено жить хорошо, но недолго. Кочующие из рук в руки пачки долларов рано или поздно становятся поводом для того, чтобы в пустыне упало в песок еще одно бездыханное тело: шеридановские гангстеры даже не утруждают себя копанием ям для своих жертв. Риторика проста, но от этого она не становится менее пугающей: главный герой, ставший беспощадным убийцей, sicario, из-за великого горя, наблюдает, как то же самое люди проделывают с собой совершенно добровольно. На той стороне вариантов немного: либо ты волк, либо овца — именно так бравые парни с пистолетами именуют забитых соотечественников, которых по ночам пачками переправляют через кордоны. И в этом мире никто не удивляется тому, что травоядные регулярно производят на свет хищников. Изменить ситуацию невозможно никакими, даже самыми решительными мерами — разве что бросить еще одну пригоршню зубов дракона в благодатную, обильно политую кровью почву. Об этом Соллима и Шеридан в конце концов заявляют прямо, а главным героям предлагают изменить себя внутри обстоятельств непреодолимой силы. Насколько у них это получается — судить зрителю, от которого зависит и появление на свет третьей части «Убийцы». Оказывается, в не очень-то радующих глаз североамериканских декорациях можно создать подлинную франшизу, которая будет уверенно бороться за признание.
Визуальная составляющая «Убийцы 2» претерпела некоторые изменения — за камеры отвечал опытнейший Дариуш Вольский, снявший гигантское количество картин, от «Ворона» до «Пиратов Карибского моря». Первую часть снимал еще более заслуженный Роджер Дикинс, обоих операторов отличает потрясающее умение работать с пространством. В фильме Соллимы оно становится полноценным персонажем, помогает зрителю убедиться в том, что жизнь далеко не всегда предоставляет человеку отчетливые дороги — а пустошь полна опасностей. Бесплодные приграничные земли одним становятся могилой, другим — взлетной полосой, но и тем, и другим остается только посочувствовать.
На этом фоне странноватые, но крепнущие отношения между отчаявшимся мужчиной и перепуганным подростком выглядят как символ победы жизни над смертью. Для того, чтобы установить его в центре повествования, потребовалось много труда и несколько очень хороших актерских работ. Первый «Убийца» претендовал на три «Оскара», причем киноакадемики не дали шансов ни режиссеру, ни сценаристу, ни исполнителям ролей. Возможно, в следующем году им удастся исправить эту несправедливость. Так или иначе, один из самых вдумчивых фильмов сезона уже на экранах — и он стоит того, чтобы выйти из зала с не самым радужным настроением.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии