Руководить съемками доверили нидерландскому постановщику Дидерику Ван Ружену, заработавшему на родине очень и очень перспективного специалиста, предпочитающего триллер всем прочим жанрам. В Голливуде ему пришлось упражняться в хорроре, но «Кадавр» все равно старается пугать не столько скримерами, сколько деталями, тенями и звуками. Правда, под конец воля продюсеров берет верх. Главная роль (если говорить о живых персонажах) досталась канадской актрисе Шэй Митчелл, для которой фильм стал неплохим шансом сделать заявить о себе на большом, а не телевизионном экране. Солидный для современного герметичного ужастика бюджет почти в восемь миллионов долларов не стали тратить на знаменитостей — деньги предпочли вложить в качественную картинку. Оно и верно: действительно интересным персонажем ленты можно назвать только бывшую полицейскую Меган, которая на волне тяжелой депрессии устраивается работать ночным дежурным в морг. Собственно, даже вынесенная в заголовок Ханна, в которую вселилось что-то нехорошее, представляет собой только часть реквизита. Митчелл, несмотря на довольно шаблонный сценарий, с бенефисом справляется хорошо. В какой-то момент зритель даже начинает подозревать, что никаких одержимостей на самом деле нет — одни лишь видения молодой женщины, измученной угрызениями совести из-за гибели напарника.
Ханна ни капельки не умерла, и в морге, куда ее доставляют на скорой, ожидается веселая ночка. Меган при этом с самого начала заявляет о склонности мыслить рационально.
Но начинается все не с полицейских будней, а с прелюдии, которая, невзирая на жуткие обстоятельства, выглядит довольно комично. В предельно несовременной комнате два католических священника проводят обряд экзорцизма над девушкой, которая ведет себя, как и положено со времен «Изгоняющего дьявола». Известно, что адские демоны обычно вселяются в тела прехорошеньких девиц, чтобы лежать на кровати в длинной ночной рубашке и оскорблять всех присутствующих самыми изощренными словесными конструкциями. Святые отцы прилагают все усилия, поливают жертву сил зла соответствующей водой и обмахивают распятиями. Тем не менее исчадие ада оказывается сильнее, демонстрирует хорошо натренированный навык телекинеза — безутешному отцу, инициировавшему обряд, приходится задушить дочурку подушкой. Обойдемся без фрейдистского анализа этой сцены. Достаточно и того, что всем понятно — Ханна ни капельки не умерла, и в морге, куда ее доставляют на скорой, ожидается веселая ночка. Меган при этом с самого начала заявляет о склонности мыслить рационально. Единственный покойник, которого главная героиня боится, давно живет только в ее воспоминаниях. Добавим сюда развод и проблемы с наркотиками и получим готовую пациентку психиатра, которой и без оживших кадавров приходится несладко.
Ван Ружен поначалу с умом распределяет имеющиеся у него ресурсы. Поначалу героиню, а с ней и публику, пугают главным образом самые обычные люди — от флиртующего охранника до загадочного бомжа, личность которого установить совсем нетрудно. Морг сам по себе является достаточно некомфортным местечком, и режиссер использует этот фактор на полную катушку, создавая у зрителя ощущение невозможности выбраться из этих аскетических декораций. Но идти по пути недавнего британского «Демона внутри» продюсеры не велят, поэтому от загадочности приходится переходить к хоррору в духе модных «Астралов» и «Проклятий». Покойница, которая уже с постера лукаво подмигивает аудитории, начинает вести себя самым гадким образом: пропадать из ящика-пенала, менять позы и похрустывать косточками. В то же время сотрудники морга, так долго разглагольствовавшие о строгих правилах в начале фильма, принимаются нарушать их всеми доступными способами. Благодаря этому потенциальных жертв Ханны становится гораздо больше. Что ж, это неизбежно, с учетом того, что убивать главную героиню создатели «Кадавра» явно не собирались. А что это за демон, если он никого не может прикончить? К счастью, персонал готов поплатиться жизнями за стремление к корпоративной свободе.
Зловещая Ханна становится для Меган всем подряд: и справедливой карой, и поводом изменить отношение к себе, и способом восстановить разрушенную не по делу семью, и даже некоторым импульсом в профессиональном отношении.
На второй трети фильм превращается в достаточно предсказуемый хоррор, сделанный с прицелом на хорошие сборы. Ради коммерческого успеха Ван Ружен не гнушается прямолинейными пугалками и переходами из одного поджанра в другой. Правда, зрителю никто не объясняет, почему беспокойная покойница то едва способна пошевелить рукой, то включает на всю мощь невидимые щупальца, которыми запросто душит людей и шмякает их об стенки. Митчелл тем временем с некоторым трудом, но все же успевает рассказать зрителю историю о том, как опасен для хорошего человека, допустившего страшную ошибку, демон всепоглощающего раскаяния. Вскоре сотруднице морга становится не до наказания самой себя. Таким образом, зловещая Ханна становится для Меган всем подряд: и справедливой карой, и поводом изменить отношение к себе, и способом восстановить разрушенную не по делу семью, и даже некоторым импульсом в профессиональном отношении. Помимо этого, главная героиня как бы заново переживает то, что с ней произошло накануне, только в сжатом виде, и благодаря этому исцеляется. В конце концов, окружающие вовсе не обязаны верить в то, что не видят. Даже если этот скепсис для них очень плохо заканчивается. Ближе к финалу режиссер устраивает эпическую битву с файер-шоу и фейерверками, которая очень напоминает аналогичную сцену в «Проклятии монахини». И это уже не вписывается ни в какие разумные рамки.
Одна из ошибок создателей «Кадавра» в том, что они всему пытались дать объяснение, хотя жанр этого от них вовсе не требовал. Если в «Демоне внутри» разыгрывалось нечто вроде детектива, которому важны были указатели, то на этот раз ситуация совсем другая. Зрителю на самом деле совсем не важно, отчего и почему покойник принялся ползать по стенам и посещать уборные комнаты. Особенно в том случае, когда эти поползновения и являются главной составляющей картины. Нашпиговав сюжет всеми этими мотивациями в духе «Чернокнижника» (даже странно, что в итоге Князь Тьмы из-под асфальта не полез), сценаристы лишили его права на серьезное восприятие. Очень жаль, ведь Митчелл трудилась как раз над этим, демонстрируя публике нечто большее, нежели стандартная визжащая героиня, за которой упорно гоняется нечто. Да, в нескольких сценах картина действительно пугает — главным образом благодаря тому, что Ван Ружен хорошо умеет выдерживать паузы. Да, «Кадавр» показал не выдающиеся, но все же неплохие результаты в США, а в мире соберет деньги и подавно. Но в сложившихся условиях, когда тем, кто делает хорроры, нужно за волосы вытаскивать себя из общего потока, с этим фильмом ничего подобного не получилось. И от всей заявленной психологии к титрам остались одни условные рефлексы.
Афишу благовещенских кинотеатров смотрите ЗДЕСЬ.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии