О недовольных русских
— Всегда мечтала путешествовать, но не хотела тратить на это деньги. Пошла работать гидом, потому что там за тебя все оплачивает турфирма. Бесплатно питаешься, живешь в отеле, летишь на самолете, посещаешь экскурсии, а по возвращении еще получаешь зарплату.
Но после первого же рабочего тура я поняла, что путешествовать и бывать за границей в качестве гида — это совершенно разные вещи. Работать гидом — это ад! В группе минимум 20 человек, за которых ты в ответе. Кто-то со временем привыкает к этому, учится относиться с пофигизмом. Я до сих пор переживаю за всех. И еще мне хочется нравиться людям. Меня волнует, довольны ли мои подопечные поездкой, какое у них настроение, что думают о стране и обо мне. А большинство русских туристов обычно недовольны. Это отличительная черта нашего менталитета.
В коллективные туры едут люди рабочего класса, которые полгода копили на поездку и надеются за эти деньги получить все. Часто хамят, ругаются по пустякам. Не пытаются разобраться с проблемой мирно, сразу начинают наезжать. Если случается неприятность, французы с нее смеются, итальянцы даже радуются, а русские уже сидят с кислыми минами. Для них отдых испорчен, окончательно и бесповоротно.
Об оскорблениях
— Наши люди оплачивают путевку и думают, что им все обязаны. Ведут себя как дома, не адаптируются под окружающий мир. Не помнят, что они в первую очередь в гостях и нужно соблюдать чужие правила.
Женщины лезут на руки к статуе Будды, чтобы сфотографироваться. Этим оскорбляют чувства вьетнамцев. В Таиланде, например, могут отпускать странные шутки про короля, что неприемлемо. Обедая в китайских кафе, наши постоянно втыкают палочки в рис вертикально. Сколько ни говори, всегда найдутся те, кто отличится. Так делать нельзя. У жителей Поднебесной жест ассоциируется с поминовением усопших, зажиганием курительных палочек у могил.
О пьяных недоразумениях
— Мне стыдно за русских даже в России, что уж говорить про заграницу. Недавно сопровождала китаянку в Москве на переговорах. Спросили у таксиста, будет ли сдача с пяти тысяч рублей. Услышали в ответ кучу ругательств. И это был не единственный инцидент в столице. Кругом агрессия, злоба, нежелание войти в положение.
Еще одна фишка наших — пьянство. Они накатывают еще здесь, в дьюти-фри, и практически все путешествие проводят под градусом. Могут заснуть где-нибудь под сиденьем в автобусе, и мы ищем их всей группой битый час. Девушки, бывает, идут в ночной клуб, там выпивают и, попадая в историю, начинают звонить гидам. Верещат, что их преследуют и им угрожают, они заперлись в туалете какого-то клуба. Название не знают, адрес тоже. Приезжайте и заберите.
«Дисансень» — правильное название любимого амурчанами блюда китайской кухни, которое наши произносят, как «Чисанчи». Салат «Хэйхэ» за пределами провинции Хэйлунцзян называется «Домашнее холодное блюдо», а мясо в кисло-сладком соусе — «Губажоу».
Из последней поездки: у туриста был спор с работниками отеля до хрипоты, еще немного — и в ход пошли бы кулаки. Не могли сойтись на оплате мини-бара. Мужчина уверял, что его обсчитали, обзывался, не давал персоналу и рта раскрыть. Когда меня подключили к конфликту, выяснилось, что турист использовал презервативы и просто об этом забыл. Когда это до него дошло, положил деньги на столик, развернулся и ушел в автобус. Без извинений.
О покупках и процентах
— Я владею английским, китайским, японским языками. Возила туристов в Китай, Японию, Таиланд, Вьетнам, по России. Но чаще все-таки в Поднебесную. Хоть сейчас по-английски говорят везде, мне некомфортно, когда я не знаю местного языка.
В Китае амурчан больше всего привлекают шоп-туры. Уехать можно в любой день, желающие всегда есть. Едут за шубами, телевизорами, гироскутерами, в последнее время часто берут детские электромобили.
Мы водим людей в те магазины, с которыми есть договоренность. С каждой их покупки нам достается процент. Кстати, часто этим промышляют и местные китайцы. Ходят за туристами и, когда те что-то покупают в лавках, заходят после них, представляются их гидами, требуют процент.
Об экономии на гидах
— Гидам всегда достаются худшие номера и условия, турфирмы на нас экономят. Например, вся группа туристов едет в купе, а мне дадут плацкарт, еще и самую верхнюю третью полку. В отеле могут поселить в один номер девушку и парня гидов, абсолютно незнакомых. Несколько раз я так жила с мужчинами и спала в одной комнате, слава богу, на разных кроватях!
Был забавный случай по этому поводу. Как-то в Бэйдайхэ всю группу поселили в одном крыле гостиницы, а двух женщин в другом. Пройти нужно было 20—30 метров. Но они начали возмущаться, даже отказались заходить в номер. Предложили поменяться апартаментами с гидами. Мы были согласны на все, лишь бы они успокоились. Когда уладили все формальности, зашли с напарницей в номер и обалдели: он был шикарным. А скандалистки жили в нашей крошечной каморке! Они сразу поняли, что лоханулись, но гордыня не дала им признать это прилюдно.
О домогательствах
— В мои должностные обязанности не входит вести экскурсии, знать все о достопримечательностях, культуре. На это есть местный гид, с которым мы работаем в паре. Но в турфирме такое правило: нельзя показывать, что ты новичок и чего-то не знаешь. Запрещено говорить, что ты первый раз в данном городе, гостинице, экскурсии. Так что к каждой поездке нужно тщательно готовиться, изучать карты, читать интернет-порталы и отзывы.
Взаимоотношения с местным гидом — дело удачи. Бывает, попадется хороший китаец, который всех развлекает, удивляет, порой берет на себя и мои обязанности. А может попасться неприятный тип, который начнет приставать и даже распускать руки. Такое бывает довольно часто. Жалуемся главному гиду, он разбирается и принимает меры.
Женщин-гидов у нас больше, чем мужчин, но ценятся они меньше. Парни не показывают волнение в случае ЧС, на них реже наезжают и, как следствие, у них меньше конфликтов. На девушку ведь наорать проще. А еще мужчины наглее, у них меньше совести. Они, например, могут врать туристам, на ходу сочиняя истории про статуи и памятники. Лишь бы народу было интересно. Я бы так не смогла.
Помню, проезжали на скоростном поезде через китайские поля. Рядом со мной сидел пожилой мужчина. Он спросил, где мы. Узнав, что я не в курсе, начал меня упрекать. Мне было обидно. Мы мчимся со скоростью 250 километров в час! Я же не могу знать каждую китайскую деревушку «в лицо».
О ЧП и смертях
— Мой страшный сон — если в поездке случится что-то ужасное, а я не смогу понять и помочь. Несколько лет назад возила группу подростков в Далянь. В один из вечеров мне звонят с ресепшена, тараторят что-то на китайском. Я поняла только «Приходите, пожалуйста». Накинула кофту на пижаму, вышла из номера, а меня уже встречают в холле. Кругом следы крови. В общей душевой стоит девочка из моей группы, вся в крови. Китаянка облепила ее салфетками, пытается помочь. Кругом паника. Оказалось, дети баловались, бегали по номерам, и девочка не заметила стеклянную балконную дверь. Влетела в нее, разбила, вся поцарапалась. Мы отвезли ее в клинику, заплатили 800 юаней за порчу имущества.
После этого инцидента мне повысили зарплату и стали отправлять в более серьезные туры. Начальство вообще обращает большое внимание на поведение в кризисных ситуациях. Помню, как один коллега взлетел по карьерной лестнице после того, как в его группе умер турист. Пожилому мужчине стало плохо в поезде в Китае, гид пытался ему помочь, но тот все равно скончался. Коллегу высадили на одной из станций вместе с трупом. Он просидел там всю ночь. Потом еще долго носился с бумагами и перевозил тело через границу.
О красоте стран
— Несмотря на нюансы, мне нравится моя работа. Проблемные туристы создают головную боль, но я стараюсь из-за них не упускать красоты вокруг. В моем сердце навсегда останется невероятно красивое море у тайских островов, небоскребы Токио и обалденный вид на Харбин с двухсотметровой телебашни.
Сейчас я изучаю корейский язык. Желающих побывать в Стране утренней свежести с каждым годом все больше и больше. И я среди них!
Автор пишет, что владеет английским, японским и китайским. Лучше бы выучила русский, а то тошно читать. «Если случается неприятность, французы с нее смеются.».
— Евгений_2Я так понял,что цель автора-вылить ушат дерьма на русских туристов,оправдав жадность и тупость туроператоров. Да и статья,похоже,написана профи,а не обычным «гидом»,чуть не написал «гадом», заказухой прёт за версту!
— Олег Юрьевич (гость)Хочу отметить, что автор обладает тем же менталитетом . Только русский гид может говорить гадости про русских туристов. А люди возмущается правильно! НАШИ тур.компании никогда не заботятся об удобстве своих клиентов. Автобусы подаются со значительным опозданием, номера предлагают не соответствующие заявленным. Всегда держат нейтральную позицию. Ну а про поведение наших туристов сложили стереотип, который давно не оправдан. Посмотрите как ведут себя иностранцы. Пьют гораздо больше, на шведском столе накладывают такие сугробы, что не в состоянии донести до стола. А как они разговаривают ? Это крик, а не беседа! Воспитание отсутствует. А то, что в отеле решают вопросы на повышенных тонах это минус вашей работе, как сопровождающего! Большинство иностранцев кричать в отеле на неудобства не станут, а тихо напишут и получат компенсацию за испорченный отдых. Попробуй получить её с российских туроператоров. Вот поэтому люди пытаются хоть как то устроить свой отдых . Много лет путешествуем с мужем. Первые 3 года брали путевки, поняли, что деньги просто выбрасываем. Уже лет 10 ездим самостоятельно. Бронируем сами, прекрасно обходимся с нашим школьным английским. А нашим тур.операторам советую более тщательно подходить к отбору персонала и гнать поганой метлой таких гидов.
— OLLL