«Он знал, что картины останутся на века»: Хэйхэ увековечил память об Александре Тихомирове
Журналисты АП стали одними из первых посетителей музея имени народного художника
ОбществоЗнаменитая оконопись, малоизвестные студенческие пейзажи и трогательные, почти интимные рисунки карандашом — частную коллекцию, которая собиралась 22 года, теперь может увидеть каждый желающий. В китайском городе Хэйхэ открылся первый в Китае музей имени народного художника России Александра Тихомирова. Церемония состоялась 17 мая — во вторую годовщину смерти мастера. Журналисты «Амурской правды» побывали в Хэйхэ и стали одними из первых посетителей уникального музея.
Зал славы художника
Пять минут от хэйхэской таможни — и мы на месте. Наша машина остановилась возле одной из четырех высоток на берегу Амура, что видны с российского берега. К открытию первого в Китае музея имени народного художника России почти все готово — расстелены красные дорожки, расставлены букеты, за полтора часа до открытия приходят первые гости. На улице из динамиков льется песня, а на большом экране редкие кадры из семейного архива — Александр Тихомиров в кругу родных и друзей поет под гитару. Их сменяют приветы артистов — частых гостей фестиваля «Амурская осень», интервью народного художника китайскому телеканалу и запись трансляции из Екатерининского зала Московского Кремля, во время которой президент Владимир Путин наградил амурского художника орденом Дружбы.
При входе в музей перечислены главные достижения Александра Тихомирова. Здесь помещены письма от президента «Амурской осени», председателя Союза кинематографистов России, заслуженных и народных художников со словами признания его таланта и важности открытия музея. На одной из стен — фотографии Александра Евгеньевича с Владимиром Путиным, амурскими губернаторами, Зурабом Церетели, министром иностранных дел Сергеем Лавровым и другими известными людьми. Пройти через этот зал славы удается не сразу — ни на минуту здесь не утихают затворы фотоаппаратов: сюда подходят все новые и новые гости, чтобы сделать снимки на память.
Далее в небольшом коридоре картины — не сразу понимаешь, что они принадлежат кисти прославленного оконописца Тихомирова.
— Мы в детстве не могли воспринимать творчество отца, как сейчас — с позиции взрослого. Папа что-то рисует… Сейчас я смотрю на его картины — они такие разные по стилю. До того, как он создал свое направление, он был в поиске себя как живописца. Допустим, эта работа, — мы остановились у одного из ранних полотен вместе с младшей дочерью художника Дарьей. — Я смотрю на нее, и сразу возникает отсылка к Сальвадору Дали, к символистам. Такие были ранние работы, очень необычные. В них чувствовалось влияние его учителей.
«Он знал, что картины останутся на века»
Несколько просторных залов музея вобрали в себя 160 картин Александра Евгеньевича. Все они из частной коллекции друга художника и директора музея Русского искусства в Харбине Лю Минсю. Он собирал работы знаменитого амурчанина 22 года. В музее теперь хранятся 45 работ в жанре оконопись, 55 живописных полотен, а также множество его рисунков, альбомы, фотографии, вырезки из газет, в том числе из «Амурской правды».
— Это институтские работы Саши, где-то 3-4 курс Строгановки, — продолжает импровизированную экскурсию по музею вдова художника Елена Тихомирова. — Здесь даже чувствуется суровый стиль Гелия Коржева — известный художник был его учителем. Я всех его учителей помню. Олег Павлович Филатычев, Лидия Валерьяновна Комарова, Игорь Павлович Абросов… Всю жизнь Саша повторял имена своих учителей, он был благодарным человеком. Когда Саша познакомился с Лю Минсю — он знал, был провидцем, что будет музей, говорил, что картины останутся в музее на века.
В соседнем зале под стеклом хранятся рисунки. «Это, скорее всего, благовещенские рисунки, — говорит Елена Владимировна, вместе с нами рассматривая наброски карандашом. — Мы ездили в Черемхово — там дача художников была. А это я Аленке массаж делаю. Это 80-е — начало 90-х годов. Саша рисовал, складывал. Видимо, отдал их Лю Минсю».
Среди экспонатов музея не только картины Александра Евгеньевича. Несколько работ — рисунки его младшей дочери, тоже художника, Дарьи. Цветы в вазе, портреты мамы и папы — их Даша рисовала в возрасте 9 лет. «Это с первой выставки детских рисунков в Хэйхэ. Лю Минсю все сохранил», — объясняет Елена Владимировна.
«Музей в Хэйхэ и музей-мастерская в Благовещенске — братья»
Мемориальный музей Александра Тихомирова в Хэйхэ стал первым в Китае, носящим имя народного художника России. Всего же в КНР семь музеев русского искусства. В частности, такие музеи есть в Пекине, Харбине, Чэнду, Тяньцзине и на Хайнане. Во всех представлены картины Тихомирова.
— Открыть музей в Хэйхэ было инициативой китайской стороны, для меня его создание стало полной неожиданностью. Я только сказала: «Господи, спасибо тебе за все!» — говорит вдова художника. — Накануне моего дня рождения Лю Минсю приехал в город и сказал мне, что будет открывать музей. Спросил мое мнение. Я ответила: «Человек жив, пока жива о нем память».
— Два года назад, когда не стало Александра Тихомирова, я задумался, что я могу сделать для того, чтобы сохранить память о нем, ведь мы столько лет вместе сотрудничали в культуре и искусстве. Мы стали как братья, — признался директор музея Русского искусства в Харбине Лю Минсю. — Я много лет собирал его картины. И я подумал: что я могу сделать, чтобы их увидело как можно больше людей, чтобы эти картины стали не только моими. Он ушел от нас, но его творчество всегда с нами. Поэтому появилась идея этого музея.
Открытие музея в Хэйхэ приурочили к еще одному событию — 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. Ведь Александр Евгеньевич оставил заметный след не только в истории и культуре страны, но и в развитии дружбы между российским и китайским народами. «Тихомиров — посланник российской дружбы в Китае», — не раз подчеркнули во время торжественной церемонии и российские, и китайские гости. Вместе с Лю Минсю за два десятилетия они организовали десятки выставок в двух государствах.
— Он много лет вкладывал все свои силы в развитие дружбы. Я хочу, чтобы в Китае еще больше людей познакомились с его творчеством, чтобы наши дети и внуки через его работы познавали русскую культуру. И я хотел бы, чтобы музей в Хэйхэ и музей-мастерская в Благовещенске именовались братьями, — отметил Лю Минсю.
Музей в Хэйхэ будет работать каждый день, вход для всех посетителей — бесплатный.
Портрет отца — в подарок музею
Музей известного художника также работает в Благовещенске. Он открылся в сентябре прошлого года. Музей-мастерскую презентовали во время фестиваля кино и театра «Амурская осень». Народный художник страны в свое время активно сотрудничал и помогал в налаживании связей организаторов и гостей фестиваля с Китаем.
Несколько личных вещей художника, которые хранились в мастерской, семья Тихомировых передала в подарок хэйхэскому музею.
— Три личные кисти, очки, которые защищали глаза художника во время создания мозаик на зданиях Благовещенска, экземпляр «Амурской правды» 2005 года со статьей о выставке в Пушкинском музее, выпуск журнала «Изобразительное искусство» 90-го года, пригласительный билет на выставку в Москве, подписанный отцом лично, и сама афиша о выставке. Эти вещи из мастерской дополнят коллекцию музея в Хэйхэ, — отметила старшая дочь художника Елена.
Младшая дочь Александра Тихомирова Дарья прилетела на открытие из Москвы. В подарок музею она передала портрет отца, который написала сама.
— Когда я узнала, что откроется музей, у меня было много радостных эмоций. И в знак благодарности мне хотелось сделать что-то доброе. Я подумала, что портрет отца будет хорошим подарком. Тем более я знала, что в коллекции Лю Минсю уже есть портреты, которые я рисовала ребенком. Мне хотелось обновить коллекцию, — улыбается девушка.
«От картин Тихомирова идет сильная лучистая энергия»
Большую часть коллекции хэйхэского музея составляет оконопись. Александр Тихомиров — создатель этого направления и единственный его представитель. Новое направление в современной религиозной живописи художник запатентовал в 1995 году. Оконопись — это религиозные сюжеты, выполненные темперой на оконных ставнях.
В поздних работах, кроме дерева и темперы, художник стал использовать драгоценные металлы и камни. Соавтором этих работ стал его друг — ювелир Владимир Верхотуров, который тоже приехал в Хэйхэ на открытие мемориального музея.
Творческие люди познакомились в 1993 году — тогда они были не только увлеченными искусством люди, но и соседями по дому.
— Впервые пришли в гости к Саше, у него была маленькая однокомнатная квартирка, тесно жили. И вот мы попили чаю, сидим разговариваем. Он стал рассказывать о своей оконописи. Говорит: есть пара работ дома. Вышел на кухню и заходит оттуда со своей работой. Маленькое отступление — в Дальнегорске я познакомился с ребятами — контактерами. Они мне показали, что такое биоэнергетика, экстрасенсорика. И вот Саша поворачивает ко мне свою работу — меня аж дернуло. От нее такой сильный лучистый фон идет. Я такого даже никогда не слышал, — рассказал о первом знакомстве с оконописью Тихомирова ювелир.
Впервые драгоценный металл, по воспоминаниям Верхотурова, появился в оконописи в 2001 году. Причем идея родилась не у творческих людей, а у одного из ценителей работ художника.
— Саша всегда был противником, как и все художники, вмешательства в свое творчество. Я знал его давно. Один из Сашиных друзей приобрел его работу, она готовилась на подарок. И вот этот человек подошел ко мне и говорит: «Слушай, я хочу, чтобы она была более богатой, поярче смотрелась. Честно говоря, это немного покоробило тогда. «Давай сделаем нимб из золота», — делится воспоминаниями Владимир Николаевич. — Мы попробовали, сделали — Сашка фыркнул, ему не понравилось. Клиент забрал картину и довольный умчался. Где-то с полгода Саша переваривал все это дело. Он был очень хорошим человеком и не отталкивал все подряд. Он пришел ко мне, говорит: «Володь, хорошо, давай попробуем сделать, но чуть по-другому. Все последующие работы мы делали уже по его идее. Мы сделали штук пять, он сказал: все, больше не будем. Потом прошло месяца два, он пришел снова: «Ладно, ты убедил!» А я не убеждал, скромно молчал в стороне. «Давай, вот такие работы попробуем». С тех времен так и пошло.
Мнения
Ольга Юркова, министр культуры и национальной политики Амурской области:
— Впервые на территории Китая открылся мемориальный музей, посвященный народному художнику России. Открытие этого музея — значимое событие в культурной жизни обеих стран. Два года, как нет с нами Александра Евгеньевича, но его дело живет в друзьях и товарищах — открытие музея тому подтверждение. Я хочу поблагодарить каждого, кто принимал участие в создании мемориального музея.
Елена Тихомирова, старшая дочь художника:
— Мы с сестрой с малых лет принимали участие в многочисленных поездках с отцом в Китай. Я очень ярко это помню и вот сейчас у меня как будто пазл сложился — впечатление обо всех работах. Эти картины прежде выставлялись, теперь они в частной коллекции Лю Минсю. Он бережно, трепетно хранит все эти работы, и теперь мы имеем возможность их видеть вместе. Некоторые работы не выставлены, но это малая часть. Большая часть его коллекции представлена здесь. Мы передали вещи из музея-мастерской в Благовещенске, они дополнят коллекцию музея в Хэйхэ.
Дарья Тихомирова, младшая дочь художника:
— Я не ожидала увидеть в музее так много работ, причем работ, которые представляют разные этапы творчества отца. Они собраны в одном месте и для нас это большое событие, видеть, что на территории другого государства открывается мемориальный музей имени русского художника. Для нас это большое событие, радость для семьи, что память о художнике сохраняется.
Леонид Кильчанский, заслуженный художник России:
— Музей получился очень красивым. Я не ожидал, что в нем будет такая объемная экспозиция — оконопись, живопись, фотографии, скульптуры, газеты, книги, альбомы, журналы. Все это собрано в одном месте — итог очень долгого сотрудничества Александра и Лю Минсю. Александр вообще был одним из участников создания музея Русского искусства в Харбине, в котором собраны работы художники со всей России. В том числе в нем обширная коллекция Тихомирова.
Фото: Андрей Ильинский
Амурская правда
от 21.05.2019
Материалы по теме
Тихомиров- это гордость не только амурчан, но и всех россиян. Соседям китайцам повезло. Они прикоснутся к ген
—Тихомиров - это ГЛЫБА!
—
Добавить комментарий
Комментарии
Тихомиров- это гордость не только амурчан, но и всех россиян. Соседям китайцам повезло. Они прикоснутся к ген
—Тихомиров - это ГЛЫБА!
—