Кадр из к/ф «Кокаиновый барон»Кадр из к/ф «Кокаиновый барон»

Свое название в России фильм получил из-за Николаса Кейджа — когда-то он сыграл в «Оружейном бароне» (который тоже не так назывался), и теперь все придется ассоциировать с тем проектом. Впрочем, в новом фильме Джейсона Кэбелла у актера нет отчетливо главной роли. Дело в том, что основным действующим лицом, если можно так сказать, здесь выступает кокаин. Создатели картины предельно обезличили персонажей: у них даже нет имен, сплошные прозвища и социальные статусы. А потому в далекой Колумбии собирают и перерабатывают листья коки Фермер и его Жена, а в Канаде волнуется Босс. Линия поставки явно барахлит, другие плохие ребята жестко вмешиваются в процесс, да еще и кто-то из своих вздумал вскрывать посылочки и разбавлять продукт. Разбираться отправляют сыгранного Кейджем Повара: весьма уставшего от криминальных разборок профессионала, которому больше всего хочется заботиться о беременной жене и готовить еду в ресторанчике, а не пересекать государства, постреливая в нерадивых работников картеля. По ходу дела нам подробно рассказывают, как наркотики растут в цене, преодолевая пространство, и это, пожалуй, лучшая задумка начинающего сценариста и режиссера Кэбелла. Система должна работать как часы: по части успеха борьбы закона с оборотом наркотиков «Кокаиновый барон» весьма пессимистичен.

Ощутив собственную тяжесть, «Кокаиновый барон» упрямо идет ко дну, хотя в нем предостаточно действительно удачных моментов.

За правопорядок тут отвечает Ответственный Агент в исполнении Лесли Бибб. Ей больше, чем кому-либо из коллег, хочется поймать за руку наркодельцов, потому как имеются вполне очевидные личные мотивы. Именно поэтому женщина со значком не стесняется неуставных методов работы и даже располагает специальным складом, на котором с пристрастием допрашивает особенно упрямых. Нюанс еще и в том, что Боссу трудно контролировать ситуацию: пока верхи могут, низы ведут себя совершенно неразумно, сами подсаживаются на зелье, которое им не очень-то по карману, да еще и норовят всех подряд им угощать. Соответственно, наркоборцы подбираются к наркодельцам именно с этой стороны, а надо бы, конечно, с обеих. Повара это, впрочем, занимает меньше всего. Он явно гордится тем, что сохраняет полную чистоту перед законом, работу свою делает четко и дальновидно — правда, никак не может полностью подавить в себе сочувствие. В нем нуждаются многие из тех, кто пополнит список мертвецов в «Кокаиновом бароне», но особняком стоит Мужик в исполнении Лоуренса Фишберна — старый напарник Повара, который явно закусил удила. Именно он постоянно заставляет других ошибаться, что, конечно, не приведет никого к хорошему финалу. Срываясь с резьбы, винтик едва не рушит весь механизм.

Кэбелл пускает в ход все подряд и за счет этого основательно перегружает фильм: у многих безымянных героев напрочь отсутствуют характеры, и уследить за их отношениями очень непросто. Сюжет постоянно прыгает из точки в точку, ведь мы следуем за запрещенным грузом вместе с теми, кто отвечает за его перевозку. Но вторая, пусть и не менее важная линия, заставляет режиссера все время возвращаться к началу. Не очень помогают даже стильные титры в духе Гая Ричи, которыми сопровождается первое появление каждого сколько-нибудь значимого действующего лица. Ощутив собственную тяжесть, «Кокаиновый барон» упрямо идет ко дну, хотя в нем предостаточно действительно удачных моментов: режиссер находит время и для жестокости, и для юмора, а иначе зачем бы ему звать на съемочную площадку Адама Голдберга? Но пространства для шуточек остается все меньше и меньше. Кэбелл явно претендует на то, чтобы оставить позади все эти игнорирующие детали «Траффики» и «Во все тяжкие», продемонстрировав наркоторговлю как безумно сложный процесс, в который втянуто огромное количество людей — со всеми вытекающими из этого человеческими факторами. Чтобы официально оставаться в стороне, Боссу приходится ежедневно полагаться на тех, кого он и в глаза-то не видывал — и многим кажется, что уж их-то глоток из денежной реки точно останется незамеченным. 

«Кокаиновый барон» смотреть лучше как познавательное кино о том, что наркотики и кровь всегда идут рука об руку, и о том, как работает экономика там, куда никому лишнему не положено совать свой нос. 

В результате наблюдать за тем, как «ангельская пыль» проделывает непростой путь от плантации до туалета ночного клуба интересно, но за почти документальными подробностями напрочь теряется из виду история. Персонажи бесследно исчезают, стоит им только выполнить свою задачу — а другие, наоборот, воскресают, когда снова нужны режиссеру. Как набор разрозненных рассказов, объединенных общей темой, «Барон» вполне бы сгодился для просмотра, но постановщик вовсе не хотел так поступать. Наоборот, пытался создать полноценную ленту о том, какими порой запутанными тропами по миру блуждают добро и зло. Но по итогу какие-никакие характеры есть только у Повара и Мужика. И если Кейдж успешно играет человека, отягощенного своей ответственностью и чужой глупостью, то Фишберн откровенно валяет дурака. Его герой, примирившийся с неизбежным, решает пройти последний участок жизненного пути как можно более весело. На их фоне заметно проигрывает Лесли Бибб: исполнить роль сильной женщины, с которой случилась трагедия, у актрисы не получается. Случившееся нисколько не меняет персонажа, а только придает ему дополнительную мотивацию. Хотя за каким чертом человеку, который ловит наркоторговцев, какие-то еще причины делать свою работу, решительно неизвестно. Спорная концовка только добавляет сомнений по этому поводу.

«Кокаиновый барон» — это история об участниках двух взаимоисключающих процессов, бесконечно уставших от этого участия. Но смотреть его лучше как познавательное кино о том, что наркотики и кровь действительно всегда идут рука об руку, и о том, как работает экономика там, куда никому лишнему не положено совать свой нос. Конечно, Босс успевает произнести речь о том, что в настоящем мире кофейные зерна нужны гораздо меньше, чем кокаин, но не может в этом убедить ни себя, ни собеседницу, ни зрителя. Очевидно, что он просто набивает карман, загребая чертовски опасные угли чужими руками. Вероятно, фильм распадался бы на куски не так интенсивно, попытайся режиссер действительно довести до конца каждую мини-историю. Но для этого у него пока явно не достает сноровки. Что ж, «Бег с дьяволом» (а именно такое оригинальное название носит эта криминальная драма) — дело непростое, даже если ты просто рассказываешь об очередном забеге, а не выходишь на дорожку. Кэбелл, похоже, пытался до самого финала сохранять невозмутимость а-ля «Старикам здесь не место». Только вот от фильма Коэнов уровень адреналина в крови растет, а не понижается. А все попытки «Барона» набрать нужный темп к финалу разбиваются об излишнюю любознательность создателей.

 

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+