Фото: Андрей Ильинский
От стрелочника до министра
Шимановск появился 110 лет назад благодаря Амурской железной дороге, здесь до сих пор почти каждая семья — железнодорожная. Геннадий Фадеев тоже вырос на дороге — она и стала для него дорогой в жизнь. «У нас была большая семья — семеро детей, я самый младший. Отец трудился в паровозном депо на заправке. Полувагонов тогда не было, и уголь выгружали с платформ лопатами, за это дополнительно платили. Все стремились занять платформу. Считалось, если на ней человек стоит — значит, она занята. Вот отец и ставил меня на платформу, а соседнюю разгружал. Зимой укутает получше — я и дежурю. С тех пор я все время работаю. Даже когда учился в Хабаровском институте путей сообщения, каждый курс оканчивал на один-два месяца раньше. Уезжал домой и работал дежурным по станции в родном Шимановске», — любит вспоминать в своих интервью Геннадий Матвеевич.
Фадеева не зря знают и уважают железнодорожники всей России и бывшего СССР — он прошел путь от стрелочника до министра. Был начальником трех железных дорог (Красноярской, Ленинградской и Московской), дважды министром путей сообщения и первым президентом ОАО «Российские железные дороги». Именно Фадеев в 90-х, когда страну рвали на куски, выступил против необдуманной приватизации отрасли — и то, что российская железная дорога осталась в государственной собственности, спустя годы он называет своим главным достижением. Его мнению много лет доверяет Путин, не зря три года назад президент вручил Фадееву в Кремле орден «За заслуги перед Отечеством» I степени. Наш земляк стал первым в России железнодорожником — полным кавалером этой престижной государственной награды.
Геннадий Матвеевич и в 84 года не сошел со своего пути — работает советником президента РЖД. Но какой бы увлекательный маршрут ни готовила ему судьба, он все равно возвращается в Шимановск. Хотя бы на несколько часов, как и в этот раз.
Волнуемся и гордимся
В 10 утра во дворе школы № 2 Шимановска в ожидании гостя выстроилась торжественная линейка. По форме ребят можно легко определить направление учебного заведения — первым самого известного железнодорожника страны готов встретить железнодорожной класс.
— Нашей школе 81 год, из них 64 года она была железнодорожной, — рассказывает директор Любовь Бусавикова. — Была тесная связь с железнодорожными предприятиями, Хабаровским университетом железнодорожного транспорта. В 2004 году учебное заведение перешло в ведомство муниципалитета, но у нас все равно остались железнодорожные классы, заключен договор с Забайкальской малой железной дорогой. К нам приезжают методисты, проводят занятия, а наши дети летом ездят туда на практику. Наши выпускники занимают всевозможные посты, но, конечно, самый известный — Геннадий Фадеев. В нашем музее много материла посвящено ему. Сегодняшний визит — большая честь. Волнуемся, очень его ждем и очень горды тем, что такой человек учился у нас.
Последний раз легенда школы и железнодорожной отрасли России была здесь в октябре 2012 года. «В 2013-м!» — пытается поправить мэр Шимановска Павел Березовский. «Нет, в 2012-м, у нас запись в книге почетных гостей есть», — убеждает директор школы.
Столовая от министра
Среди ожидающих знаменитого выпускника — бывший директор учебного заведения Ярослав Васильевич Андрусешин. Заслуженный учитель России и почетный железнодорожник страны возглавлял учебное заведение 20 лет. «У нас раньше было 1 650 учеников, а учителей — больше 100 человек. Школа была лучшая на железной дороге — мы получали звание «Школа века». Я входил в ученый совет Хабаровского университета железнодорожного транспорта, велась агитация на поступление: около 50 процентов наших выпускников поступали туда», — вспоминает Ярослав Андрусешин. А еще ностальгирует по временам, когда в школьной теплице выращивали каллы, а туристический отряд под его руководством прошел полстраны и покорил Карпаты.
Но главная история экс-директора связана, конечно же, с Геннадием Фадеевым.
— Как-то он без предупреждения приехал к нам в школу. Это был 1986 год. Мы случайно встретились: я шел по коридору, он меня остановил и говорит: «Я — министр путей сообщения, ученик этой школы. Хотел бы посмотреть». Я завел его в первый же кабинет, а он говорит: «А я сидел здесь за второй партой». Спустились — на встречу идет Михаил Павлович Удод, участник войны, учитель черчения и рисования. Они обнялись, повспоминали те годы, — рассказывает Ярослав Васильевич. — Геннадий Матвеевич был занят, уехал на совещание с руководителями железнодорожных предприятий. А я тоже поехал туда — школа ведь была железнодорожная. И на этом совещании в самом конце он говорит: «Есть вопросы?» Все молчат, я встаю и говорю: «Да, есть! У нас начали строить пристройку к столовой, но дела никак не двигаются — ни вперед, ни назад». Фадеев поднял ответственного за строительство Копылова. Тот говорит: «Все будет сделано». «Вы удовлетворены?» — обращается ко мне Геннадий Матвеевич. Я отвечаю: «Нет, я уже не верю». Он говорит: «Тогда подойдете ко мне после совещания». Мы подошли, он сказал Копылову: «Довести строительство столовой до конца, и мне дать телеграмму с подписью директора школы». И все зашевелились — и появилась у нас прекрасная столовая. Кое-какие недоделки были, но в телеграмме я расписался.
На вопрос, сколько лет он проработал в школе, 78-летний Ярослав Васильевич хитро улыбнулся:
— А я до сих пор физику преподаю!
Чем живет школа
Главный железнодорожник страны подъехал к школе детства с небольшим опозданием — в родной город он приехал утром из Свободного. Накануне там открыли юбилейный, 80-й сезон на Забайкальской детской железной дороге — ей присвоили имя Геннадия Фадеева. В Шимановске почетного жителя города привезли на экскурсию на вокзал, с которым у него связано столько воспоминаний. Правда, здания и платформ, где будущий министр дежурил, уже нет — отстроен современный вокзал. И не без помощи главного железнодорожника страны.
Как только Геннадий Матвеевич зашел во двор школы, раздались аплодисменты — выпускник далекого 1955 года приложил руку к сердцу и низко поклонился. В этот момент к нему подошли два пенсионера — все это время мужчины ждали у входа. Протянули папку с документами, Фадеев выслушал их, кивнул и пожал руки. О чем шла речь — неизвестно, но, видимо, для них известный земляк — последняя надежда.
Следом — приветствия руководителей школы, рукопожатия и цветы.
— Спасибо, спасибо! — улыбался Геннадий Матвеевич в ответ.
— О, привет-привет! Рад видеть! — экс-министр крепко обнял экс-директора школы Ярослава Андрусешина. — Ты еще работаешь? Молодец, не бросай, как только бросишь — кирдык!
— Нет, он и не собирается, — ответила за него директор школы Любовь Бусавикова и повела выпускника по родным коридорам.
Первая остановка — та самая столовая.
— Благодаря вам ее достроили, — напомнили нынешний и бывший руководители школы.
— Хоть чем-то помог, — скромно отшутился Фадеев.
Школа показала своему выпускнику все, чем гордится: военно-патриотический клуб, «Точку роста» с самым современным оборудованием, пришкольный лагерь.
В одном из кабинетов шло занятие у юных инспекторов дорожного движения.
— Как дела, ребята? Правила дорожного движения учите — об автомобилях, наверное, мечтаете? — поинтересовался Геннадий Матвеевич.
— А я вам вчера руку жал! — вдруг бойко признался мальчишка.
— Да? Ты вчера тоже был на детской железной дороге? Ну, давай еще раз пожму! — засмеялся гость и протянул руку.
Экзамен для президента
Перед входом в школьный музей бывшего министра путей сообщения подводят к стенду с фотографиями первых учителей.
— Ира, Ира, сними на память, — просит Геннадий Фадеев свою дочь, которая прилетела в Амурскую область вместе со знаменитым отцом.
— А первым учителем физики кто был? — Ярослав Васильевич Андрусешин решил устроить выпускнику неожиданный экзамен.
— Так, подождите! Я помню нашего учителя английского Веру Петровну Коноплеву. Она еще в прошлый раз работала, когда я приезжал.
— Комогорцев Христофор Сидорович! — напомнил имя и фамилию учителя физики бывший директор.
В музее — еще один импровизированный экзамен.
— А здесь вы никого не узнаете? — показывает на фотографии учителей директор школы и, пока гость рассматривает портреты, говорит: — Вот одноклассница ваша — Куклина Галина Леонидовна.
— Так это же ее фамилия по мужу, а девичья — Рыбальченко? — уточняет Фадеев.
— Да! — подтверждают директора.
— И отец у нее был дежурный по станции?
— Да! — отвечает удивленный хор голосов.
Вдруг Геннадий Матвеевич поворачивается к Ярославу Андрусешину и неожиданно говорит:
— Вот вы меня про учителя физики спрашивали — я немного растерялся, фамилию не сразу вспомнил. Конечно, я хорошо знал Христофора Сидоровича. Высокий, в очках был. Помню, подходит к кабинету с ключом — и ра-а-а-а-а-з его в замок не глядя. Ох, строгий был, ох, строгий.
— А вот ваши одноклассники. Узнаете себя? — снова спрашивает директор.
— Вижу, вижу, — улыбнулся, глядя на старую фотографию, выпускник 1955 года.
Еще одно испытание экс-министра ждало в кабинете, где сейчас находится «Точка роста».
— Это же ваш бывший класс. Помните, где ваша парта была? — подмигнул неутомимый Ярослав Андрусешин.
— Вторая парта, у окна, — четко ответил Фадеев спустя 66 лет после окончания школы.
Доска и мел — надежнее
Проходя мимо фотографий медалистов школы разных лет, гость интересуется:
— А сейчас медаль что-нибудь дает?
— 10 дополнительных баллов при поступлении, и все, — вздыхает Любовь Бусавикова. — Никаких привилегий.
— А у меня внук старший в Питере в этом году школу оканчивает — абсолютный отличник, — с гордостью заметил Фадеев. — Я ему все время говорю: «Ты немного сбавь темп» — не слушает. Третьего июня сдает ЕГЭ по русскому.
Школа гордится и другими выпускниками: заслуженным артистом России Александром Моховым, мэром Павлом Березовским, экс-министром образования Приамурья Мариной Селюч.
«Не забывайте школу»
Экскурсия для выпускника закончилась «Уроком воспоминаний» — концертом, который подготовили школьники. История, учителя и первые выпускники, ушедшие на фронт, победы и проекты. В конце директор снова поблагодарила Геннадия Фадеева за верность родной школе.
— Школа для того и существует, чтобы ее ученики возвращались. Мы очень рады тому, что вы у нас в гостях. Вы с достоинством пошли жизненный путь. На вашем примере мы воспитываем в детях доброту, порядочность, ответственное отношение к своей жизни и своей родине. Спасибо вам! — поблагодарила Любовь Бусавикова.
Растроганный Геннадий Матвеевич признался:
— Где бы я ни был — в Хабаровске, Красноярске, Ленинграде, Москве — но школу свою забыть невозможно. Все это в памяти. У нас был замечательный преподавательский состав в то время. Это были очень сильные учителя и прекрасные люди. Мы не пропускали занятия. Мы шли в школу кто в чем — война еще только-только закончилась. Я помню стадион, сейчас его, конечно, не узнать. Мы пропадали на нем, обожали его, после уроков все туда высыпали. Мы играли в футбол, а мячей не хватало — мы скручивали всякие тряпки и пинали их. Время такое было. У вас лучшие условия и возможности, чтобы брать высоты. Я желаю вам: где бы вы ни были и кем бы вы ни были — не забывайте школу.
После аплодисментов, набравшись смелости, к Фадееву подошла учитель английского языка Валентина Дыбова.
— Геннадий Матвеевич, я работаю в этой школе 45 лет — никуда не уходила, всю жизнь здесь. Мой внук Костя в этом году оканчивает девятый класс и собирается поступать в колледж. И в своем выпускном альбоме написал: «Я стану машинистом». Можете поставить ему автограф, — попросила она и протянула фотографию самого Фадеева. — Может быть, он будет не только машинистом, но и министром!
Фадеев взял фото, расписался и написал: «Костя, будь машинистом!»
— Пусть покажет автограф — его обязательно возьмут в колледж, — улыбнулся легендарный железнодорожник страны.
МНЕНИЯ
Павел Березовский, мэр Шимановска:
— Геннадий Матвеевич — это история! Он очень много помогал Шимановску, когда возглавлял железную дорогу: строительство нового вокзала, жилья — это все делалось с его помощью. И школа постоянно имела поддержку от него. Для нас это легенда города, очень хороший человек. Его в городе все знают, он почетный житель Шимановска. Мы проехали по городу, я показал новую площадь, кинотеатр «Спутник». Он похвалил, признался, что город не узнал, много перемен. Для Геннадия Матвеевича, конечно, важно, чтобы город развивался, чтобы была промышленность. Я рассказал о ситуации, о наших планах. Мы реконструировали стадион «Локомотив» — кстати, на нем Геннадий Матвеевич играл в футбол: он был в городской команде капитаном и центровым, здорово играл, мощная команда была! Сейчас решаем вопрос о том, чтобы назвать стадион его именем. Я сегодня рассказал Геннадию Матвеевичу, он говорит: «Все, Павел Викторович, я даю согласие».
Петр Сапрыкин, заместитель начальника Забайкальской железной дороги по территориальному управлению:
— Геннадий Матвеевич — это легенда железнодорожного транспорта, очень светлый и позитивный человек. Он столько сделал для развития железных дорог в СССР и России — такого не сделал никто. Он является советником президента РЖД Олега Валентиновича Белозерова. Конечно, он до сих пор в курсе главных вопросов — у него душа болит за железную дорогу и все, что связано с ней и ее работниками. Мы пригласили Геннадия Матвеевича на открытие нового сезона детской дороги — по инициативе ветеранской организации ЗабЖД и по нашей инициативе ей присвоено имя Геннадия Фадеева. Мы очень рады, что он приехал и что наши дети прикоснулись к легенде.
Геннадий Фадеев, экс-министр путей сообщения России, почетный житель Шимановска:
— Я многое знаю про Шимановск, слежу за его судьбой. Мэр сегодня рассказал о программе развития города. Понравилось, что создаются спортивные площадки, зоны отдыха для жителей. Я вижу, как меняется Амурская область — пришел газ на переработку, будет создаваться новый продукт — это очень важно для нашей страны. Появляются новые предприятия, приезжают новые люди, инженеры, создается социальная инфраструктура. Наше правительство на самом деле от слов перешло к делу. Президент оказывает большую помощь, создавая такие мегакомплексы. Проехал на машине от Свободного до Шимановска — и многое не узнаю. Я потерял ту речку Перу, в которой мы все детьми барахтались. Но все меняется, это — жизнь. Это моя родина, и я счастлив, что здесь родился.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии